Файл: Построение организационных структур (Основы построения организационной структуры управления предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

На всех этапах развития экономики основным её звеном является предприятие - самостоятельно хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица и осуществляющее производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

Организационная структура отражает принятую организацию производства, что непосредственно влияет на трудоемкость продукции и, как следствие, ее себестоимость. Известно, что в настоящий момент трудоемкость производства большинства видов продукции на российских и предприятиях отличается в 1,5 - 2 раза. Это результат не только недостаточной механизации и автоматизации производственных процессов, но и организации производства, в том числе и организационной структуры. Без совершенствования организационной структуры российским предприятием будет трудно конкурировать с зарубежными предприятиями не только на мировом, но и российском рынке.

Предприятие должно иметь такую организационную структуру, при которой результаты выше, а затраты сопоставимы или ниже, чем у конкурентов. Поэтому общей стратегией предприятия становится стратегия обеспечения его конкурентоспособности на основе создания рациональных организационных структур управления. Только такие предприятия, обладающие рациональными организационными структурами, могут обеспечить необходимую гибкость их функционирования к изменениям конъюнктуры рынка.

Актуальность исследования данной темы состоит в том, что разработка эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной предприятием стратегии функционирования и процветания. Организационная структура управления должна отвечать целям и задачам предприятия, должна быть адекватна воздействующим на него внутренним и внешним факторам в существующих и ожидаемых условиях, а также реализуемым стратегиям. Оптимальность организационной структуры определяется по характеризующим ее критериям: минимальный путь от звена управляющей системы до объекта управления; оптимальное число ступеней и звеньев; четкая регламентация управленческих функций для каждого звена; отсутствие дублирования работ. Кроме того, организационная структура должна обладать возможностями для ее непрерывного совершенствования.

Целью работы является исследование организационной структуры управления предприятием и разработка мероприятий по ее совершенствованию.


Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и принципы построения организационной структуры управления предприятием;

- провести классификацию организационных структур управления;

- выделить показатели эффективности организационной структуры управления предприятием;

- дать общую характеристику предприятия;

- рассмотреть основные характеристики организационной структуры объекта исследования, проанализировать ее эффективность;

- предложить мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием.

Объектом исследования является предприятие города Великий Новгород АО «Деметра».

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие на предприятии в процессе управления его деятельностью.

Методологическую основу работы составляют современные теории и концепции управления, результаты исследований по теоретическим и практическим проблемам управления предприятием.

В качестве информационной базы исследования использовались материалы периодической печати, документы исследуемого предприятия.

1. Основы построения организационной структуры управления предприятием

1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления предприятием

«Организационная структура управления предприятия - это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого» [2, с. 93]. Она формируется из двух взаимосвязанных составных частей:

- структуры управления;

- производственной структуры предприятия.

Сначала формируется производственная структура, а затем, как производная от нее, строится организационная структура управления предприятием.

«Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи» [6, с. 142]. Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.


Кабушкин Н. И. дает определение структуры управления как «упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого» [11, с. 84].

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи.

К звеньям управления относятся отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, то есть звено управления - самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

«Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления» [13, с. 21].

Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.

«Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений» [9, с. 137].

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Ступень управления - это единство звеньев определенного уровня в иерархии управления (управление предприятием, цехом, участком и т. д.).

В теории и практике управления важное место имеет так называемый диапазон контроля, то есть предельное число объектов, которыми можно эффективно управлять или, как его еще называют, «норма управляемости - число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час в неделю и т. д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации» [17, с. 125].

Средняя величина диапазона контроля составляет 7–10. На высших этажах управления он равен 4–5, а на низших, при выполнении простых работ, может достигать 20–30 и даже значительно больше.

«Узкий диапазон контроля ведет к тому, что руководитель имеет возможность поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, более качественно управлять ими; в то же время здесь есть опасность того, что он будет излишне вмешиваться в их дела и ограничивать свободу поведения» [22, с.91]. При широком диапазоне контроля руководитель может оказаться перегруженным координацией текущей работы подчиненных и потерять из виду стратегические задачи.


«Организационная структура предприятия - это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними. Организационная структура определяет упорядоченность задач, должностей, полномочий и ответственности, на основании которых предприятие осуществляет свою производственную и управленческую деятельность» [16, с.65].

Структуры управления подразделяются на две большие группы - механистические и органические.

Механистические (бюрократические) или жесткие организационные и управленческие структуры малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а решения принимаются высшим руководством. Это централизованные структуры.

«Децентрализованные структуры более гибкие, быстро меняющиеся. Они называются органическими, адаптивными» [19, с. 84].

Основными правилами создания организационной структуры управления являются:

- организационная структура должна быть предельно проста, чем она проще, тем легче персоналу её понять;

- каждый работник должен иметь должностную инструкцию;

- информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);

- линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения;

- координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство на уровне заместителей руководителей организации.

1.2. Классификация организационных структур управления

Каждый тип структуры организации имеет характерные для него фиксированные взаимосвязи между подразделениями и работниками организации.

«Специалисты выделяют два типа организационных структур: бюрократизированные структуры и адаптивные (органические)» [15, с. 37].

«Бюрократизированные структуры: линейная, линейно-функциональная, линейно - штабная, функциональная, дивизиональная, их еще называют иерархическими» [27, с. 192]. Эти структуры широко распространены, обеспечивают определенное соотношение демократичности и авторитарности в управлении и достаточно эффективно используются, стабильны во времени.

Одним из простейших типов организационных структур управления считается линейная структура. Она отражает двухуровневое разделение труда, состоящее из руководителя и исполнителя (рисунок 1).


Рисунок 1 - Схема линейной организационной структуры управления

«Линейные организационные структуры управления представляются как частные случаи более общего типа организационных структур – линейно-функционального» [18, с. 86].

При функциональной организационной структуре управления (рисунок 2) руководители функциональных подразделений специализируются в определенной области деятельности и несут ответственность за выполнение соответствующих функций. Они также непосредственно отдают распоряжения  производственным подразделениям по различным вопросам, но только тем, которые находятся в их компетенции.

Рисунок 2 - Схема функциональной организационной структуры управления

«Линейно-функциональная организационная структура строится за счет сочетания в себе линейных и функциональных принципов организации взаимосвязи между управленческими и производственными системными элементами» [20, с. 167] (рисунок 3).

Рисунок 3 - Схема линейно-функциональной структуры управления

«Дивизиональная организационная структура управления является разновидностью иерархического типа организационных структур» [12, с. 176] (рисунок 4).

К существенным основаниям для выделения структурных подразделений можно отнести следующие:

- производство различных товаров и услуг в диверсифицированных организациях;

- ведение деятельности на географически изолированных территориях;

- работа с различным уровнем покупателей.

Рисунок 4 - Схема дивизиональной структуры управления

В данном случае централизованными являются общие штабные функции; часть стандартной операционной деятельности; функции разработок и исследований, берущие в учет особенности проведения таких работ в компании.

Проектными организационными структурами управления (рисунок 5) называются временные структуры, которые создаются для решения конкретных задач.

Рисунок 5 - Схема проектной организационной структуры управления

«Матричные (также известны как проектно-матричные) организационные структуры управления основываются на принципах закрепления двойного подчинения» [1, с. 182] (рисунок 6). Данная организационная структура считается наиболее сложной из всех, использующихся в практической деятельности.