Файл: Построение организационных структур (Основы построения организационной структуры управления предприятием).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы построения организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления предприятием
1.2. Классификация организационных структур управления
1.3 Показатели эффективности организационной структуры управления предприятием
2. Анализ и совершенствование организационной структуры управления АО «Деметра»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2 Основные характеристики организационной структуры АО «Деметра»
2.3. Анализ эффективности организационной структуры управления предприятием
2.4. Совершенствование организационной структуры управления предприятием
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
На всех этапах развития экономики основным её звеном является предприятие - самостоятельно хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица и осуществляющее производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.
Организационная структура отражает принятую организацию производства, что непосредственно влияет на трудоемкость продукции и, как следствие, ее себестоимость. Известно, что в настоящий момент трудоемкость производства большинства видов продукции на российских и предприятиях отличается в 1,5 - 2 раза. Это результат не только недостаточной механизации и автоматизации производственных процессов, но и организации производства, в том числе и организационной структуры. Без совершенствования организационной структуры российским предприятием будет трудно конкурировать с зарубежными предприятиями не только на мировом, но и российском рынке.
Предприятие должно иметь такую организационную структуру, при которой результаты выше, а затраты сопоставимы или ниже, чем у конкурентов. Поэтому общей стратегией предприятия становится стратегия обеспечения его конкурентоспособности на основе создания рациональных организационных структур управления. Только такие предприятия, обладающие рациональными организационными структурами, могут обеспечить необходимую гибкость их функционирования к изменениям конъюнктуры рынка.
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что разработка эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной предприятием стратегии функционирования и процветания. Организационная структура управления должна отвечать целям и задачам предприятия, должна быть адекватна воздействующим на него внутренним и внешним факторам в существующих и ожидаемых условиях, а также реализуемым стратегиям. Оптимальность организационной структуры определяется по характеризующим ее критериям: минимальный путь от звена управляющей системы до объекта управления; оптимальное число ступеней и звеньев; четкая регламентация управленческих функций для каждого звена; отсутствие дублирования работ. Кроме того, организационная структура должна обладать возможностями для ее непрерывного совершенствования.
Целью работы является исследование организационной структуры управления предприятием и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и принципы построения организационной структуры управления предприятием;
- провести классификацию организационных структур управления;
- выделить показатели эффективности организационной структуры управления предприятием;
- дать общую характеристику предприятия;
- рассмотреть основные характеристики организационной структуры объекта исследования, проанализировать ее эффективность;
- предложить мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием.
Объектом исследования является предприятие города Великий Новгород АО «Деметра».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие на предприятии в процессе управления его деятельностью.
Методологическую основу работы составляют современные теории и концепции управления, результаты исследований по теоретическим и практическим проблемам управления предприятием.
В качестве информационной базы исследования использовались материалы периодической печати, документы исследуемого предприятия.
1. Основы построения организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления предприятием
«Организационная структура управления предприятия - это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого» [2, с. 93]. Она формируется из двух взаимосвязанных составных частей:
- структуры управления;
- производственной структуры предприятия.
Сначала формируется производственная структура, а затем, как производная от нее, строится организационная структура управления предприятием.
«Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи» [6, с. 142]. Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.
Кабушкин Н. И. дает определение структуры управления как «упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого» [11, с. 84].
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи.
К звеньям управления относятся отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, то есть звено управления - самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
«Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления» [13, с. 21].
Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.
«Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений» [9, с. 137].
Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Ступень управления - это единство звеньев определенного уровня в иерархии управления (управление предприятием, цехом, участком и т. д.).
В теории и практике управления важное место имеет так называемый диапазон контроля, то есть предельное число объектов, которыми можно эффективно управлять или, как его еще называют, «норма управляемости - число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час в неделю и т. д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации» [17, с. 125].
Средняя величина диапазона контроля составляет 7–10. На высших этажах управления он равен 4–5, а на низших, при выполнении простых работ, может достигать 20–30 и даже значительно больше.
«Узкий диапазон контроля ведет к тому, что руководитель имеет возможность поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, более качественно управлять ими; в то же время здесь есть опасность того, что он будет излишне вмешиваться в их дела и ограничивать свободу поведения» [22, с.91]. При широком диапазоне контроля руководитель может оказаться перегруженным координацией текущей работы подчиненных и потерять из виду стратегические задачи.
«Организационная структура предприятия - это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними. Организационная структура определяет упорядоченность задач, должностей, полномочий и ответственности, на основании которых предприятие осуществляет свою производственную и управленческую деятельность» [16, с.65].
Структуры управления подразделяются на две большие группы - механистические и органические.
Механистические (бюрократические) или жесткие организационные и управленческие структуры малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а решения принимаются высшим руководством. Это централизованные структуры.
«Децентрализованные структуры более гибкие, быстро меняющиеся. Они называются органическими, адаптивными» [19, с. 84].
Основными правилами создания организационной структуры управления являются:
- организационная структура должна быть предельно проста, чем она проще, тем легче персоналу её понять;
- каждый работник должен иметь должностную инструкцию;
- информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);
- линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения;
- координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство на уровне заместителей руководителей организации.
1.2. Классификация организационных структур управления
Каждый тип структуры организации имеет характерные для него фиксированные взаимосвязи между подразделениями и работниками организации.
«Специалисты выделяют два типа организационных структур: бюрократизированные структуры и адаптивные (органические)» [15, с. 37].
«Бюрократизированные структуры: линейная, линейно-функциональная, линейно - штабная, функциональная, дивизиональная, их еще называют иерархическими» [27, с. 192]. Эти структуры широко распространены, обеспечивают определенное соотношение демократичности и авторитарности в управлении и достаточно эффективно используются, стабильны во времени.
Одним из простейших типов организационных структур управления считается линейная структура. Она отражает двухуровневое разделение труда, состоящее из руководителя и исполнителя (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема линейной организационной структуры управления
«Линейные организационные структуры управления представляются как частные случаи более общего типа организационных структур – линейно-функционального» [18, с. 86].
При функциональной организационной структуре управления (рисунок 2) руководители функциональных подразделений специализируются в определенной области деятельности и несут ответственность за выполнение соответствующих функций. Они также непосредственно отдают распоряжения производственным подразделениям по различным вопросам, но только тем, которые находятся в их компетенции.
Рисунок 2 - Схема функциональной организационной структуры управления
«Линейно-функциональная организационная структура строится за счет сочетания в себе линейных и функциональных принципов организации взаимосвязи между управленческими и производственными системными элементами» [20, с. 167] (рисунок 3).
Рисунок 3 - Схема линейно-функциональной структуры управления
«Дивизиональная организационная структура управления является разновидностью иерархического типа организационных структур» [12, с. 176] (рисунок 4).
К существенным основаниям для выделения структурных подразделений можно отнести следующие:
- производство различных товаров и услуг в диверсифицированных организациях;
- ведение деятельности на географически изолированных территориях;
- работа с различным уровнем покупателей.
Рисунок 4 - Схема дивизиональной структуры управления
В данном случае централизованными являются общие штабные функции; часть стандартной операционной деятельности; функции разработок и исследований, берущие в учет особенности проведения таких работ в компании.
Проектными организационными структурами управления (рисунок 5) называются временные структуры, которые создаются для решения конкретных задач.
Рисунок 5 - Схема проектной организационной структуры управления
«Матричные (также известны как проектно-матричные) организационные структуры управления основываются на принципах закрепления двойного подчинения» [1, с. 182] (рисунок 6). Данная организационная структура считается наиболее сложной из всех, использующихся в практической деятельности.