Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие и значение рекламы как объекта предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1. Понятие и значение рекламы как объекта предпринимательского права

1.2. Основные виды рекламы

1.3. Источники правового регулирования рекламной деятельности

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения

2.2. Специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг

2.3. Специальные требования к отдельным видам рекламы

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Роль Федерального закона "О рекламе" в организации и управлении рекламной деятельности

3.2. Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Рекламная деятельность - это особый вид деятельности, процесс взаимодействия ее участников, результатом которого является производство, продвижение и исследование рекламного продукта с целью стимулирования потребительской деятельности или создания имиджа, общественного мнения.

Рекламная деятельность, является целенаправленным старанием совершить влияние на покупку или на продажу товаров (услуг). Рекламная деятельность, в настоящий момент практически всегда является составной частью стратегического плана организации. Рекламная деятельность для организации имеет большую значимость и играет одну из главенствующих ролей.

Формирование нового гражданского общества в России в течение последнего десятилетия непосредственно связано с изменением экономической и правовой системы государства. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила свободу предпринимательской деятельности, правовые основы которой заложены Гражданским кодексом Российской Федерации. С самого начала экономических реформ в Российской Федерации как неотъемлемая часть рыночных преобразований стала активно внедряться в нашу жизнь реклама. К помощи рекламы очень часто прибегают с целью повышения интереса потребителя к продаваемым товарам, изготавливаемой продукции, оказываемым услугам. Бесспорно то, что на фоне динамичного развития рекламного рынка становится все более очевидной необходимость дальнейшего совершенствования механизма регулирования отношений в данной сфере. Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью проблемы правового регулирования рекламы, недостаточной проработкой данного вопроса на законодательном уровне.

Роль рекламы для организации – она предоставляет возможность компании создать свое имя. Ведь когда покупатель приходит в магазин для покупки товара, скорее всего, он возьмет тот товар, про который уже где – то что-то слышал, с условием, что это была не негативная информация. Зачастую, к большому сожалению, существует ряд компаний, которые перестают следить за качеством своих товаров, но вследствие правильной продуманной рекламной кампании, они продолжают еще какой – то промежуток времени развиваться.

Рекламная деятельность, призвана формировать общественное мнение, как о товаре (услуге) который находится на рынке уже определенный срок, и ему нужна в большей степени, так называемая поддерживающая реклама или только предстоящем выведение на рынок нового товара (услуги), раскрыть потребителю и показать все его положительные, отличительные от других товаров аналогов характеристики. Целью практически любой верно выстроенной, организованной и реализованной рекламной кампании является информирование потенциального потребителя максимально полной информации о товаре (услуги), с целью продажи его в дальнейшем.


    В настоящий момент, в условиях современного рынка и сильной конкуренции, не одна организация не сможет достойно и полноценно существовать без рекламы. Сегодня лишь очень ограниченное число крупных коммерческих фирм смогут благополучно вести свои дела, за счет создавшейся хорошей репутации за несколько лет качественной работы, и то они этого стараются не делать, а продолжают запускать различных рекламные кампании своих товаров (услуг).

Работающей реклама будет только тогда, когда она сможет активно оказывать влияние на эмоционально – психическую сферу человека. Чтобы добиваться такого эффекта, реклама должна обладать такими качествами, как убедительность и внушительность представленной информации, именно вследствие этих моментов, рекламу очень часто все - таки называю искусством, без которого современная организация, да и весь бизнес в целом не смогут существовать в условиях конкуренции. 

Объектом исследования выступает рекламная деятельность в России.

Предмет исследования - правовое регулирование рекламы.

Цель исследования – определить основные аспекты правового регулирования рекламы в России.

Задачи исследования:

  • раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки;
  • рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе;
  • изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • определить роль Федерального закона "О рекламе" в организации и управлении рекламной деятельностью в РФ.

При написании работы изучена научная и специальная юридическая литература, материалы справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1. Понятие и значение рекламы как объекта предпринимательского права

Своим происхождением слово «реклама» от латинского сова которое означает «громко кричать». Чаще всего под рекламой понимают информацию о товарах, работах, услугах, идеях, организациях.


В научной, учебной, публицистической литературе можно встретить разные определения понятия «реклама». Особо следует обратить внимание на характер экономических и юридических определений, поскольку в их основе лежат различные по важности и целесообразности характеристики рекламы. Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер, например, считают, что под рекламой следует понимать «...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)...».

Данное определение отражает, прежде всего, экономическую сторону содержания понятия «реклама» и не подходит для ее определения на законодательном уровне. Главным отличительным признаком рекламы с юридической точки зрения является цель распространения информации – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Действующий закон о рекламе в статье 3 дает следующее определение понятия: «реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Определение любого понятия, как правило, содержит его основные признаки. Поскольку реклама является понятием многогранным, можно выделить, экономические и юридические признаки рекламы.

К экономическим признакам рекламы относятся: платный характер рекламы; неличный характер рекламы; информационное содержание рекламы; раскрытие в рекламе ее заказчика; особый характер информационного воздействия (побуждающий, убеждающий).

Юридические признаки рекламы: содержание информации (о товарах, работах, услугах, их изготовителях или продавцах, средствах индивидуализации, результатах интеллектуальной деятельности, мероприятиях). Распространение информации любым способом, в любой форме, с использованием любых средств; направленность на неопределенный круг лиц; цель распространения информации – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке.

Общие требования к рекламе - требования, которые обращены к любой рекламе, независимо от вида товара, от вида рекламируемой деятельности или иных критериев.

Общие требования к рекламе: распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие пометки «подлежит обязательной сертификации» при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.


Распознаваемость рекламы - информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. Законом о рекламе установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер. Один из вариантов такого сообщения - пометка «на правах рекламы».

Рекламная продукция должна распространяться на русском языке. Исключение составляют случаи, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов России и иностранных языках.

Если деятельность подлежит лицензированию, рекламодатель должен указать в рекламной информации номер лицензии и наименование органа, ее выдавшего.

При рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, обязательной является пометка «подлежит обязательной сертификации». В Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 указаны товары, подлежащие обязательной сертификации, например, мясо, чай, кофе, пряности, сахар.

Закон запрещает распространение недобросовестной рекламной продукции - рекламы, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения товара с другими аналогичными товарами; содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара.

Любая реклама должна быть достоверной. Не допускается недостоверная реклама.

Этичность рекламы является также общим требованием, предъявляемым к рекламной продукции. Запрещается распространение неэтичной рекламы.

Таким образом, реклама является информацией, направленной на привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Выделяют общие и специальные признаки рекламы. Предпринятую попытку реформирования рекламного законодательства нельзя признать неудачной, ведь в законотворческой практике не может быть примеров создания идеального нормативно-правового акта, устраивающего представителей всех слоев общества.

Реклама есть разновидность информации, т. е. сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от способов их представления. Она обладает специфическими признаками, знание которых необходимо для отграничения рекламы от иной информации, что, в свою очередь, позволяет законно и обоснованно реализовывать рекламное законодательство - соблюдать, исполнять и применять его именно в сфере рекламы, а не в области распространения какой-либо другой сходной информации, правильно разрешать возникающие по этому поводу споры.


Прежде всего, в качестве рекламы может быть расценена лишь информация, которая одновременно, обладает двумя признаками: изготовлена в виде отдельного рекламного продукта и распространена общедоступными способами. Рекламная информация не направлена каким-то конкретным адресатам, а предназначена для неопределенного круга лиц. Ее содержание составляют сведения о физических или юридических лицах, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях (далее в тексте — товары). Распространяется реклама в любой форме — письменной, устной, в виде схем, графиков, рисунков и иных изображений. Нет никаких ограничений также в средствах (способах) распространения рекламы. Ими могут быть любые носители информации - газеты, плакаты, почтовые отправления и т. п. Как реклама трактуются даже рекламные заявления на упаковке, ярлыках и в материалах торговых точек.

Реклама тесно соприкасается с предпринимательством, обслуживает его: она несет информацию о физических или юридических лицах — субъектах предпринимательства и о товарах - результатах (предметах) предпринимательской деятельности. Необходимо, в частности, подчеркнуть, что не относятся к рекламе часто встречающиеся в жизни объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. На этом основании в научной литературе сделан обоснованный вывод, что законодательство о рекламе распространяет свое действие на все другие объявления, кроме только что названных (например, на объявления граждан - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о продаже товаров, предоставлении услуг).

Специфические признаки просматриваются и в источниках рекламной информации, той "кухне", на которой она готовится. При кажущейся простоте восприятия рекламы каждым из нас она является результатом усилий многих людей. Изначально в рекламных отношениях участвуют три субъекта: рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы; рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме; рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радио-, телевещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.