Файл: Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

учной школы произросло на благодатной почве, оно является «побегом» одного из старейших научных «древ» изучения профессионального сыска в нашей стране. Основатель этой школы причисляет себя к последователям правовых идей профессора М.П. Кар-пушина. Именно непосредственное творческое наше общение с маститым профессором — вначале в качестве слушателя Высшей школы КГБ СССР, а затем аспиранта и начинающего преподавателя, на протяжении ряда лет предопределило и со временем окончательно нацелило нас на разработку проблем правового направления оперативной деятельности (впоследствии — профессионального сыска и его ответвления — ОРД). [23, с. 32]

Наконец, в-восьмых, отличительной чертой нашей научной школы является то, что она возникла как первая в Российской Федерации авторская научная школа изучения прежде всего правового компонента оперативно-разыскной реальности, в целом правового регулирования общественных отношений, складывающихся в профессиональной сыскной деятельности, и в частности, законодательного регулирования ОРД (на протяжении ряда лет многие ее ученики реализуют идеи, заложенные нами еще в 1997 г. в докторской диссертации, защищенной на тему «Основы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России»).

Ниже приводим краткие «установочные» данные об авторской междисциплинарной научной школе.

Временной отрезок образования научной школы: 2003 гг. — появление «первичной» научной школы. В эти годы прошла защита нашими учениками первых кандидатских диссертаций, в которых были решены частные задачи профессионального сыска; 2006— 2008 гг. — переход научной школы в «зрелый» возраст. В течение этих лет произошло творческое «рождение» последователей идей нашей научной школы — первых трех докторов наук — В.К. Зникина, В.А. Козлова и А.Е. Шарихина, у которых мы являлись научным консультантом по докторским диссертациям, написанным по ОРД и криминалистике.

Самоназвание научной школы. В настоящее время она называется школой изучения профессионального сыска или научной школой сыскологии (первоначально школа называлась «Исследование проблем законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности и формирования уголовно-розыскного права»). Школа готовит ученых по изучению проблем обеспечения безопасности России: 1) посредством ОРД и других видов профессионального сыска (сыско-логическое направление); 2) посредством применения уголовно-, административно-, информационно- и военно-правовых возможностей.


Основная идея научной школы: междисциплинарное системное научное исследование профессиональной сыскной реальности, включая оперативно-разыскную, и правового регулирования складывающихся в ней (в связи с ней) общественных отношений. Это делается, с одной стороны, для повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности человека и российского общества (включая государство), а также мира и безопасности человечества, а с другой — обеспечения научно выверенной защиты субъектов, попадающих в сферу интересов субъектов профессионального сыска.

Научно-исследовательская программа. Она давно описана в нашей монографии «Феномен научных школ профессионального сыска» (2007 г.), а также опубли-

кована на сайте журнала «Оперативник (сыщик)». Здесь приведем только ее краткое изложение с соответствующими дополнениями. Среди ее основных направлений: разработка общеметодологической платформы изучения профессионального сыска; разработка основ сыскологии как новой межинтегральной науки; исследование проблем правового (прежде всего законодательного) регулирования общественных отношений в профессиональном сыске в целом и его отдельных родах и видах; формирование оперативно-разыскной науки (сыскологии в узком смысле слова), а также нового научного направления — военно-полицейского; разработка основ новых: комплексных оперативно-разыскного права и оперативно-разыскного процесса; «однопредметных» уголовно-сыскного права и уголовно-сыскного процесса; детективного (частного сыскного) права; обоснование места и роли профессионального сыска (его отдельных проявлений) в жизни общества и государства, обеспечении безопасности России; постижение профессионального сыска как системы профессиональных правомерных поведенческих актов (сыскных поступков), совершаемых соответствующими субъектами; изучение воздействия профессионального сыска на права и свободы человека и гражданина; разработка проблем контроля общества и государства (внешнего контроля) за профессиональным сыском; и др.

Ученики и последователи. Количество докторов юридических наук, у которых мы были научным консультантом при подготовке ими докторских диссертаций, — четыре человека: профессора В.К. Зникин, В.А. Козлов, А.Е. Шарихин (Российская Федерация) и доцент М.Х. Мустафаев (Баку, Азербайджанская Республика). Количество защищенных под нашим научным руководством кандидатов юридических наук — 23 чел.

Один из нами подготовленных кандидатов наук (профессор В.А. Козлов) впоследствии защитил докторскую диссертацию, а пятеро в настоящее время пишут докторские диссертации (С.П. Жданов, Н.Н. Зарубин, В.В. Петров, В.В. Цуканов и М.А. Эсенбаев). Наряду с этими специалистами при нашем научном консультировании пишут докторские диссертации несколько ученых-юристов, также достойно представляющих авторскую научную школу. В их числе кандидаты юридических наук: А.В. Агарков, Б.М. Аскеров, Р.М. Скулаков, К.Ю. Пантюхин. Мы ожидаем начала творческих докторских изысканий и от других своих талантливых учеников, в частности кандидатов юридических наук А.С. Изолитова и А.С. Рогова.


Кроме того, в междисциплинарной научной школе продолжается подготовка кандидатов юридических наук. В Российской таможенной академии и некоторых других вузах мы руководим 8 аспирантами (адъюнктами).

Наконец, не можем не отметить тот факт, что ряд идей авторской научной школы был подхвачен, развит и «растиражирован» многими ее сторонниками и последователями. Особо отмечаем активность наших друзей и многочисленных последователей сыскологи-ческой научной мысли. В частности, оперативно-разыскному научному сообществу нашей страны и за рубежом хорошо известны научные труды о сысколо-гии (оперативно-разыскной науке) профессора И.И. Басецкого (Республика Беларусь) [3, с. 63—6б], В.П. Крошко и В.Н. Чисников (Украина) [11, с. 15—20; 12; 19, с. 19—22], а также отечественных ученых— профессора Б.А. Спасенникова [17, с. 20—23], кандидатов

юридических наук Б.Б. Глазунова и А.Ю. Козловского. [5, с. 35—39; 10, с. 35—41]

Научный продукт школы. Считаем, что произведенный каждой научной школой продукт по своей природе двойственен. Во-первых, им выступают, если так можно выразиться, кандидаты и доктора наук, «рожденные» конкретной научной школой. В таком срезе «продукт» нашей междисциплинарной научной школы — получившие путевку в научную жизнь 27 ученых (23 кандидата и четыре доктора наук). Из их числа, что нас особо радует как педагога высшей школы, 15 человек занимаются не только научной, но и учебно-педагогической деятельностью, работая в различных высших образовательных учреждениях доцентами, профессорами, заведующими кафедр, деканами и т.д.

Во-вторых, им является собственно материализованная научная продукция, содержащая новые знания: докторские и кандидатские диссертации, монографии, научные статьи, изобретения, и т.п. Эти труды могут быть написаны как самим основателем научной школы, так и его учениками и последователями. И в данном аспекте нашей междисциплинарной научной школе есть что вынести на суд научной общественности. Ее представителями опубликованы несколько сот научных и учебно-методических трудов по вопросам и проблемам соответствующих областей юридической науки и темам междисциплинарных научных исследований. Особо отмечаем то, что сотрудники научной школы издали более дюжины монографий (без учета наших трудов), которые оказались востребованными специалистами, как теоретиками, так и правоприменителями. [2; 4; 6—9; 13—15; 18; 20]

Вместо заключения.

1. Если в период 1950—1994 гг., т.е. до официального оформления оперативно-разыскной науки (сысколо-гии), имеются основания для выделения 41 научной школы, в которых непосредственно или косвенно исследовали различные аспекты профессионального сыска и в том числе 25 научных школ по изучению проблем ОРД в органах внутренних дел и госбезопасности, то в настоящее время (начиная с 1992 г.) научных школ только по исследованию ОРД насчитывается примерно 50, т.е. в два раза больше, чем ранее.


2. В течение 1995—2017 гг. продолжили функционировать научные школы, образовавшиеся до 1995 г. (как в оперативно-разыскных органах, так и вне их, как по непосредственному изучению оперативно-разыскной реальности, так и по ее опосредованному постижению с позиций ряда наук): В.М. Атмажитова, Р.С. Мулукаева, Б.П. Смагоринского, В.Т. Томина, С.А. Шейфера, А.И. Цветкова и др. Сюда же мы относим научные школы тех докторов наук, которые хотя и были созданы, как правило, после 1995 г., но основатели которых защитили докторскую диссертацию до 1995 г. Это научные школы ученых-«оэрдэшников» (по-новому, сыскологов) профессоров К.К. Горяинова, В.П. Кувалдина, А.Г. Маркушина и В.Н. Омелина.

Отметим и то, что в период 1995—2017 гг. прекратили функционировать (в связи со смертью руководителя и по иным основаниям) научные школы: Ю.С. Блинова, В.Г. Боброва, Д.В. Ривмана, Г.К. Синилова (ОВД); Н.П. Ерошина, П.С. Дмитриева, З.И. Кирсанова (ФСБ).

3. Из 63 докторов наук, защитивших докторскую диссертацию после 1995 г., т.е. уже в период жизни оперативно-разыскной науки, собственно по проблемам ОРД (а это более чем 20 лет), на сколько нам известно, только 12 ученых к настоящему времени основали

собственные научные школы первого или второго поколений, которые в настоящее время функционируют и познают ОРД и в целом оперативно-разыскную реальность. Вот они: Н.П. Водько (подготовлены 2 доктора наук и 8 кандидатов наук); В.В. Волченков (3 доктора наук и 18 кандидатов наук); Н.С. Железняк; С.И. Захарцев (2 кандидата наук); В.К. Зникин (2 кандидата наук); П.И. Иванов (6 кандидатов наук); И.А. Климов; В.Д. Ларичев (7 докторов наук и 70 кандидатов наук); В.Ф. Луговик; А.Е. Чечетин (9 кандидатов наук); А.В. Шахматов; А.Ю. Шумилов (3 доктора наук и 13 кандидатов наук)6.

4. Еще одной значимой группой научных школ изучения оперативно-разыскной реальности, появившихся после 1995 г., выступают те, которые образованы в Российской Федерации учеными-смежниками, т.е. докторами наук, защитившими диссертацию по смежным с ОРД наукам и хотя в основном занимающихся решением проблем криминалистики, уголовного права и уголовного процесса, криминологии и некоторых иных наук, тем не менее, также уделяющих внимание проблемам постижения отдельных аспектов оперативно-разыскно.


 

Заключение

Список использованных источников


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 25.02.2016) //Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.

3. Агафонов Ю.А. Основы оперативно-розыскной деятельности Органов Внутренних Дел. Краснодар 2017.

4. Александров А. С., Кучерук Д.С. Результаты ОРМ - база приговора? // Рос. следователь. 2012. № 4.

5. Александров А.С. Результаты ОРМ -база приговора? Российские регламенты устарели... //Рос. следователь. 2016.№ 6.

6. Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 2016.

7. Макаров A.B., Фирсов О.В. Особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам // Рос. следователь. 2012. № 8. 

8. Митцукова Г.А. Право на неприкосновенность частной жизни как конституционное право человека и гражданина: монография / Г.А. Митцукова. -Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2017.

9. Стремоухое A.B., Иванов И.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: проблемы и пути их решения // Ленинградский юрид. журн. 2016. № 1. 

10. Толмосов В.И. Проблемы допустимости доказательств на досудебных стадиях российского уголовного процесса: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2012.