Файл: Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом приведенных суждений полагаем целесообразным уточнить определение оперативно-розыскной деятельности, которое содержится в ст. 1 ФЗ об ОРД.

Полагаем, что наряду с другими признаками следует указать, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных законных действий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных, предусмотренных настоящим Законом, целях.


Одним из важных элементов совершенствования оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) является должный уровень ее оперативно-технического обеспечения. Действительно, без применения оперативно-технических средств (далее — ОТС) сложно рассчитывать на результативность деятельности оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД.

Анализ литературных источников, относящихся к данному вопросу [1, 2, 3], показал, что отсутствует единое понимание оперативно-технического обеспечения ОРД.

Полагаем, что содержание оперативно-технического обеспечения ОРД определяется следующими элементами:

■ техническое оснащение оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС);

■ создание и поддержание условий оперативной готовности к применению оперативно-технических средств;

■ практическое применение оперативно-технических средств в каждом конкретном случае, когда в этом возникает необходимость.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

Формирование оперативной готовности оперативных подразделений к применению оперативно-технических средств предполагает овладение оперативными сотрудниками определенной суммой знаний, навыками и умениями их использования, а также признание их значимости в своей профессиональной деятельности при решении задач ОРД.

Современные возможности ОТС, в том числе разработанных или конструктивно приспособленных в целях достижения эффективного выявления и фиксации оперативно значимой информации, требуют наличия у оперативных сотрудников специализированных углубленных знаний о тактико-технических характеристиках соответствующих видов средств оперативной техники и навыков по их применению.

Профессиональная деятельность сотрудников протекает в специфических условиях, преимущественно не гласно, которые нельзя не учитывать при проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием ОТС.


С нашей точки зрения, понятие оперативно-технического обеспечения ОРД можно рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле оперативно-техническое обеспечение ОРД предполагает:

■ формирование комплекса законодательных, подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных правовых актов, регламентирующих применение технических средств в ОРД;

■ повышение уровня оперативно-технической подготовки сотрудников оперативных подразделений, применяющих ОТС при решении возложенных на них оперативно-служебных задач;

■ модернизацию имеющихся и создание новых образцов ОТС, используемых в ОРД;

■ улучшение технического оснащения оперативных подразделений.

Основываясь на этих положениях, оперативно-техническое обеспечение ОРД в широком смысле можно сформулировать как систему правовых, научных, организационных и иных мер по созданию необходимых условий для разработки, внедрения и практического использования оперативно-технических средств, применяемых для решения возложенных на оперативные подразделения оперативно-служебных задач.

Соответственно, субъектами такого обеспечения являются соответствующие структурные подразделения государственных органов, осуще-

ствляющие ОРД (МВД, ФСБ, ФСИН России и др.), учебные, научные учреждения и территориальные подразделения указанных органов.

Представляется, что оперативно-техническое обеспечение ОРД в узком смысле характеризуется следующими признаками:

■ осуществляется только в рамках и способами, указанными в законах и подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных актах органов, осуществляющих ОРД;

■ субъектами этой деятельности могут быть только оперативные сотрудники, а также лица, оказывающие им конфиденциальное содействие;

■ практическое применение ОТС осуществляется в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации.

Решение оперативного сотрудника об использовании ОТС зависит, прежде всего, от уяснения следующих вопросов: можно ли получить фактические данные, представляющие оперативный интерес, без применения ОТС и будут ли при этом обеспечены полнота и точность фиксации указанных сведений.

Можно выделить следующие типичные оперативно-розыскные ситуации, которые требуют применения средств оперативной техники при проведении оперативно-розыскных мероприятий:

■ невозможность или крайняя затруднительность получения оперативно значимой информации иным путем;

■ быстрота и эффективность, которые сопутствуют поставленной цели;


■ возможность зашифровать оперативно-розыскные силы, средства и методы работы;

■ возможность искусственного создания условий для наиболее вероятного оставления следов преступления.

Основываясь на этих положениях, оперативно-техническое обеспечение ОРД в узком смысле может быть определено следующим образом.

Это предусмотренное законами и подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, практическое применение оперативными сотрудниками, а также лицами, оказывающие им конфиденциальное содействие, оперативно-технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих получение фиксированной информации о действи-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018

ях объектов оперативной заинтересованности, а также фактах и событиях в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и решения других задач, возложенных на оперативные подразделения.

Не проводя широкого анализа указанных основных признаков (элементов) оперативно-технического обеспечения ОРД, выделим лишь наиболее значимые их стороны.

Техническая оснащенность оперативных подразделений

Этот элемент наиболее значимый в представленной нами системе. Техническая оснащенность оперативных подразделений выражена в степени оснащенности ОТС обнаружения и фиксации оперативно значимой информации. Степень технической оснащенности, как в качественном, так и в количественном отношении, отражает возможности оперативных подразделений успешно решать поставленные перед ними оперативно-служебные задачи.

Оперативная готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств

Акцентируя внимание на этом аспекте, следует подчеркнуть, что можно иметь в достаточном количестве любую технику и не получить желаемого эффекта, так как техника сама по себе, без специалистов, в совершенстве владеющих ею, ничего решить не способна. Самый современный и совершенный компьютер без надлежащего программного обеспечения и грамотного пользователя — это не более чем дорогостоящие «счеты» или, в крайнем случае, пишущая машинка.

Поэтому подход к оперативно-техническому обеспечению ОРД только как к проблеме снабжения оперативных подразделений средствами оперативной техники не верен по существу. Обеспечение оперативных подразделений оперативно-техническими средствами — это только один из элементов системы оперативно-технического обеспечения ОРД, никоим образом не исчерпывающий его содержания.


По общему правилу, для применения оперативно-розыскных сил, средств и методов требуется, чтобы оперативный состав действовал быстро, тактически грамотно, был подготовлен к решению возникающих оперативно-тактических задач.

С нашей точки зрения, оперативная готовность сотрудников оперативных подразделений к применению ОТС представляет собой адекватную требованиям ОРД профессионально-техническую подготовку оперативных сотрудников, включающую специальные знания, умения, навыки по применению ОТС при выполнении возложенных на них оперативно-служебных задач.

Наряду с постоянной оперативной готовностью оперативных сотрудников к использованию ОТС существует состояние ситуационной оперативной готовности, отражающее особенности складывающейся оперативно-розыскной ситуации при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Ситуационная оперативная готовность — это актуализация приобретенных ранее знаний, умений, навыков, имеющегося опыта для решения конкретных оперативно-тактических задач, возникающих в ходе ОРД; состояние мобилизованности оперативного сотрудника на целенаправленное тактически грамотное применение ОТС в конкретных условиях.

Постоянная и ситуационная оперативная готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств находится в сложном взаимодействии. Будучи реализованным, состояние ситуационной оперативной готовности оказывает обратное управляющее воздействие на компоненты постоянной оперативной готовности к применению оперативно-технических средств.



Несколько предварительных замечаний. Прежде всего поясним, что мы понимаем под авторской научной школой, которая познает оперативно-разыскную реальность. Это — научная школа в оперативно-разыскной науке (сыскологии), т.е. объединенная вокруг научного лидера творческая группа исследователей (количественно выражаемая не менее чем двумя кандидатами наук, подготовленными лидером, как правило, доктором наук), сплоченных научными идеями лидера и целью познания и преобразования опера-~ i тивно-разыскной деятельности и всего того, что с ней

связано «кровными узами», т.е. оперативно-разыскной реальности. Среди научных школ принято различать обычную и ведущую школы. [24, с. 12—19; 26, с. 329— 353.]

Все, что связано с генезисом научных школ, исследующих ОРД и в целом оперативно-разыскную реальность, мы предлагаем изучать с позиций нового научного образования — сыскографии оперативно-разыскной науки (другое название — оперативно-разыскная (сыскная) историография или сыскография в узком смысле слова.). Определим ее как:


1 Далее — ОРД. 52

1) новое, заявленное научное направление, которое может быть сформировано на стыке между современной оперативно-разыскной наукой и историографией как отраслью исторической науки, изучающей ее историю;

2) предметную область оперативно-разыскного науковедения;

3) научно-историческое направление, предназначенное изучать историю оперативно-разыскной науки, включая ее длительную предысторию, периоды жизни, научные концепции, ведущих ученых, научные школы и пр. (сыскография оперативно-разыскной науки по предмету исследования отлична от истории ОРД и профессионального сыска).

Изучение сыскологических научных школ, а также в целом корпуса ученых-сыскологов и их вклада в формирование оперативно-разыскной науки (сыскологии) является, как мы считаем, содержанием одного из разделов сыскографии оперативно-разыскной науки2.

Итак, перечислим известные нам научные школы, исследующие оперативно-разыскную реальность (сыс-кологические школы) и расскажем о них.

Научные школы советского периода отечественной истории. В нем нами выделены два этапа научного изучения ОРД и в целом профессионального сыска: 1) «дошкольный» (ноябрь 1917—1949 гг.); 2) школьный (1950—1991 гг.).

«Дошкольный» этап — это время, когда ОРД как таковой не имелось, а профессиональный сыск изучался в основном отдельными энтузиастами, «стихийно». Почти ни одного доктора юридических наук, который бы вплотную занимался вопросами профессионального сыска, в эти десятилетия в стране не появилось3. В отличие от него «школьный» этап характеризуется появлением в Советском Союзе первых научных школ профессионального сыска (включая не связанные между собой исследования разрозненной ОРД в органах внутренних дел и госбезопасности).

Если с выделением начала «дошкольного» этапа у читателя не возникнет, надеемся на это, вопросов (в данном случае выбрана «официальная» точка отчета — установление в стране в 1917 г. советской власти), то определение начала «школьного» этапа изучения профессионального сыска, включая ОРД, — дело сугубо авторское, субъективное.

Думается, что именно 1950 г. может служить своеобразной гранью между «дошкольным» и «школьным» этапами в научном исследовании проблем профессиональной сыскной работы.

Во-первых, этот год — третий после защиты в 1947 г. И.Н. Якимовым докторской диссертации4. Если придерживаться предложенной нами временной схемы

2 Начало сыскографии оперативно-разыскной науки на фундаментальном научном уровне было положено в 2007 г. — с момента выхода в свет первой по данной проблематике монографии «Феномен научных школ профессионального сыска». [28] К настоящему времени появились и некоторые другие монографические работы, которые можно отнести к сыскографическим [2б, с. 446 и др.; 27, с. 49-54.]