Файл: Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Вторая в истории советской науки докторская диссертация по криминалистике И.Н. Якимова (первая защищена Н.В. Терзие-вым) была им защищена в 1947 г., на исходе «дошкольного» периода. В 1949 г. еще защитили докторские диссертации по криминалистике А.И. Винберг и С.М. Потапов.

4 Якимов Иван Николаевич (1884—1954 гг.), кандидат юридических наук (1938 г.), профессор (1940 г.), доктор юридических наук (1947 г.). Основатель криминалистической научной школы. Один из первых российских ученых (советский период), сформулировавший отдельные теоретические положения разыскной деятельности.

определения «рождения» научной школы (оно связано с годом защиты научным лидером докторской диссертации и прошедшим после него периодом, необходимым для защиты кандидатских диссертаций двумя его учениками), то 1950 г. является оптимальной искомой датой.

Во-вторых, 13 сентября 1950 г. на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова была организована кафедра криминалистики (первый заведующий — доктор юридических наук И.Н. Якимов). Тем самым были созданы организационные предпосылки для функционирования научной школы, впоследствии названной университетской школой криминалистики. «За все годы существования кафедры ее аспирантами и докторантами защищено более 100 кандидатских и 9 докторских диссертаций. Всего же из числа выпускников, аспирантов и докторантов кафедры докторами наук, профессорами и виднейшими учеными-криминалистами стали 26 человек...». [29, с. 18—19] Действительно, список весьма внушительный. Остается только добавить, что многие из названных ученых внесли существенный вклад не только в криминалистику, но и в научное познание оперативно-разыскной реальности, а отдельные из них возглавили соответствующие научные школы.

В-третьих, в начале 1950 г. в Высшей школе МГБ СССР были организованы курсы по подготовке преподавателей чекистских дисциплин — прообраз того, что сейчас называют аспирантурой. Первый набор курсов закончил занятия в декабре 1951 г. [1, с. 58]

В «школьном» периоде 1950—1994 гг. нами выделена 41 научная школа, непосредственно или косвенно исследовавших различные аспекты профессионального сыска (включая 25 научных школ по изучению проблем ОРД в органах внутренних дел и госбезопасности). Это научные школы:

- А.И. Винберга, С.П. Митричева, И.Н. Якимова (50-е гг.);

- Р.С. Белкина, А.В. Дулова, И.И. Карпеца, М.П. Кар-пушина, А.Н. Колесниченко, В.П. Колмакова, И.Ф. Крылова, Е.Б. Пескова, В.И. Попова, С.И. Тихенко (60-е гг.);

- Ю.И. Авдеева, Б.Е. Богданова, А.Ф. Возного, Д.В. Гребельского, В.Я. Дорохова, В.П. Ерошина, З.И. Кирсанова, А.М. Ларина, А.Г. Лекаря, И.М. Лузгина, В.А. Лукашова, В.Г. Самойлова, В.Н. Струнникова и М.П. Третьякова, А.И. Цветкова (70-е гг.);


- И.Ф. Герасимова, П.С. Дмитриева, В.М. Клеандро-вой, В.В. Коровина, Р.С. Мулукаева, В.А. Образцова, С.С. Овчинского, Д.В. Ривмана, Г.К. Синилова, В.Т. Томина, А.А. Чувилева, С.А. Шейфера (80-е гг.);

- В.Г. Боброва (1990—1991 гг.). В эти же годы защитили докторские диссертации А.А. Закатов и К.К. Го-ряинов.

Научные школы современного периода отечественной истории (1992 г.— настоящее время). Для него характерен расцвет различных научных направлений и научных школ в области познания оперативно-разыскной реальности.

Все современные сыскологические научные школы можно распределить, в частности, по такому критерию, как отнесение их к определенному оперативно-разыскному (сыскному) государственному органу или их функционирование вне сыскного ведомства.

В сыскных ведомствах (оперативно-разыскных органах) нам известны следующие научные школы профессионального сыска (приводятся фамилии их основателей и (или) руководителей).

Научные школы изучения «оперативно-розыскной деятельности» в органах внутренних дел, во главе которых стоят (стояли) профессора:

1) Академии управления МВД России: В.М. Атмажи-тов, В.Г. Бобров и П.И. Иванов;

2) Московского университета МВД России: Ю.С. Блинов, Н.П. Водько, И.А. Климов, В.П. Кувалдин, Б.П. Михайлов, А.С. Овчинский и Г.К. Синилов;

3) ВНИИ МВД России: К.К. Горяинов (до 2002 г.), В.Д. Ларичев и В.Н. Омелин (до 2016 г.);

4) Санкт-Петербургского университета МВД России: Д.В. Ривман, В.П. Сальников и А.В. Шахматов;

5) Нижегородской академии МВД России: А.Г. Мар-кушин, М.П. Поляков и А.А. Фальченко;

6) Омской академии МВД России: В.Ф. Луговик;

6) Волгоградской академии МВД России: Б.П. Смаго-ринский, М.А. Шматов;

7) Красноярского юридического института: Н.С. Железняк;

8) Барнаульского юридического института: А.Е. Че-четин.

В ФСБ России функционирует (имелись в прошлом) несколько научных школ изучения ОРД и других видов профессионального сыска. В их числе научные школы профессоров: 1) Академии ФСБ России: Н.П. Ерошин, П.С. Дмитриев, В.Я. Дорохов, М.П. Карпушин, З.И. Кирсанов, А.И. Цветков и др.; 2) некоторых других ведомственных вузов: Е.Н. Холопова.

В ФСИН России известна научная школа профессора К.К. Горяинова (с 2003 г.).

В ФТС России наличие научной школы ОРД (профессионального сыска) может быть признано условно. Докторов наук в области ОРД в этой службе до последнего времени не имелось. (Исключение — изучение отдельных аспектов таможенного сыска с позиций криминалистики в Российской таможенной академии (далее — РТА) профессором А.А. Жбанковым и его учениками, а также исследование некоторыми учениками нашей междисциплинарной научной школы отдельных аспектов ОРД в таможенных органах.)


Наиболее близкой по ряду критериев к тому, что принято понимать под научной школой, являлось первичное научно-организационное образование под руководством уважаемого Н.Е. Симонова, кандидата юридических наук, профессора, возникшее в институте правоохранительной деятельности РТА. Однако в связи с его увольнением в 2014 г. из РТА первой «оперативно-таможенной» научной школы так и не возникло.

Между тем в последние годы в РТА идет формирование творческих коллективов, в перспективе способных вырасти в научные школы. Так, на работу в РТА пришли доктора юридических наук по ОРД А.М. Абрамов и Г.А. Корнилов, активно проводит научный поиск кандидат юридических наук, доцент А.Ю. Козловский и

др.)5'

Что касается СВР России, ФСО России и военной разведки Минобороны России, то научные школы по ОРД, возможно, в них функционируют, но их деятельность носит закрытый характер, а потому данных о них не имеется. Еще один оперативно-разыскной орган — ФСКН России, был недавно упразднен, а потому возможность ведомственного своеобразия его потенциальных научных школ исследования ОРД исчезла.

5 Однако чрезвычайно затрудняет создание в таможенных органах научных школ «таможенного профиля» отсутствие необходимых для этого научно-организационных условий — до настоящего времени в РТА не создан закрытый диссертационный совет по ОРД (12.00.12).

Таким образом, в настоящее время в оперативно-разыскных органах насчитывается около 20 действующих «ведомственных» научных школ познания проблем ОРД и в целом оперативно-разыскной реальности.

Научные школы вне оперативно-разыскных (сыскных) ведомств. В современном юридическом научном сообществе нам известны следующие научные школы профессионального сыска (прежде всего по исследованию ОРД и иных «полей» оперативно-разыскной действительности): 1) школы изучения отдельных «стыковых» аспектов ОРД в Генеральной прокуратуре (руководители — профессора А.Ф. Козусев, В.И. Рохлин, А.Б. Соловьев и А.Г. Халиулин); 2) научные школы изучения отдельных аспектов ОРД на кафедрах преподавания дисциплин уголовно-правового цикла ряда вузов в Москве и некоторых других субъектах Федерации. В их числе школы профессоров: Н.П. Яб-локова (МГУ им. М.В. Ломоносова); В.К. Зникина (Кемеровский госуниверситет); А.А. Азарова (Омск); С.А. Шейфера (Самара). В их числе отмечаем «молодую», но перспективную научную школу доктора юридических наук доцента С.И. Захарцева (пока им подготовлены два кандидата наук). Ее организатор крайне активен в продвижении на современной юридический сыскологический «научный рынок» своих научных идей, многие из которых, на наш взгляд, заслуживают самого серьезного внимания научной общественности.


Авторская междисциплинарная научная школа. Осознавая, что каждая научная школа — часть научного сообщества, и, следовательно, любая из них несет на себе печать общего, присущего всем научным школам, тем не менее не стоит отказываться от постулата, что каждая их них уникальна, феноменальна уже в силу того, что «родилась», функционирует и производит «свой» научный продукт. Поэтому надеемся на то, что заинтересованному читателю будет небезынтересно узнать отличительные признаки, присущие нашей научной школе. Приводим некоторые из них.

Во-первых, эта научная школа специфична объектом научного изучения, которым выступает, с одной стороны, профессионально-сыскная действительность (в целом и в различных проявлениях, прежде всего как оперативно-разыскная реальность) и правовое регулирование складывающихся в ней общественных отношений, а с другой — все то, что служит делу обеспечения безопасности нашей страны, укреплению ее процветания и могущества. (Как можно заметить, объект НИР научной школы достаточно объёмен. Не случайно она носит междисциплинарный характер.)

Во-вторых, настоящая школа своеобразна в силу «непривязанности» к какому-либо формально определенному научному центру изучения профессионального сыска. Достаточно упомянуть о том, что наши ученики защищали диссертации и в Академии ФСБ России, и в Академии МВД России, и в Московском пограничном институте, и в Российском университете дружбы народов, и во Владимирском юридическом институте ФСИН России, и в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, и в Российской таможенной академии.

В-третьих, данная научная школа носит междисциплинарный характер. Названный выше объект научных разработок данной школы подвергается исследованию в границах нескольких научных специальностей (научных направлений). Наши ученики и последователи защищают диссертации по научным специальностям, имеющим шифры: 12.00.08, 12.00.09, 12.00.12,

12.00.14 и 20.02.03, а также на стыке отдельных научных специальностей.

Междисциплинарный характер научной школы прежде всего вызван научными интересами самого основателя научной школы, так как нами защищена докторская диссертация на стыке трех юридических научных специальностей (с шифрами 12.00.08 и 12.00.09 и закрытой научной специальности).

Междисциплинарный характер авторской школы проявляется и в подготовке ею специалистов по ряду научных специальностей (дисциплин) и одновременно — на стыке двух и более дисциплин.


Так, по ряду вопросов и проблем ОРД, уголовного процесса и криминалистики (12.00.09 и 12.00.12) под нашим научным руководством кандидатские диссертации защитили восемь специалистов (А.Х. Ахкубеков, С.П. Жданов, В.А. Козлов, М.Г. Литвинюк, В.В. Петров и др.), причем двое из них — на стыке с уголовным правом.

По уголовному праву (12.00.08) — пять специалистов (Н.И. Быховец, А.С. Изолитов, Д.Ю. Терников и др.). В том числе один из них защитил работу на стыке с ОРД, а еще один — криминалистикой. (Общая тематика диссертаций — уголовное право и профессиональный сыск, уголовное право и защита интересов государства.)

По административному праву (12.00.14) — шесть чел. (Н.Н. Зарубин, Е.С. Недосекова, С.А. Шорников и др.).

По военному праву (20.02.03) — шесть чел. (А.С. Рогов, В.В. Цуканов, А.Н. Шевораков, М.А. Эсенбаев и др.). Причем из шести пятеро защитили диссертации на стыке с ОРД. НИР здесь проводятся по новому, так называемому военно-полицейскому направлению. [16; 18; 21; 25, с. 51—56]

В-четвертых, авторская научная школа старается производить открытый продукт, несмотря на то, что члены ее творческого коллектива трудятся как открытом, так и в закрытом секторах юридической науки (оперативно-разыскная наука, наука военного права и др.). Научные труды членов ее творческого коллектива лишены налета ведомственной апологетики, как правило, они могут быть подвергнуты верификации. Большинство работ специалистов данной научной школы доступны для широкой научной общественности. [21; 24—27]

В-пятых, научная школа располагает мощным открытым вневедомственным организационным средством для доведения взглядов ее членов до широкой научной общественности — общероссийским журналом «Оперативник (сыщик)», который нами создан, издается и редактируется с 2004 г.

В-шестых, наша научная школа пытается распространять научное влияние не только на Российскую Федерацию, но и на отдельные страны ближнего зарубежья; она пытается оказывать помощь нашим коллегам за рубежом в постижении ряда проблем юриспруденции. Так, наши ученики и последователи исследуют соответствующие объекты научного познания в Азербайджанской Республике (педагогические работники Бакинского государственного университета кандидат юридических наук, доктор философии по праву Б.М. Аскеров и доктор юридических наук М.Х. Муста-фаев) [13; 22, с. 114—123] и в Кыргызской Республике (кандидат юридических наук М.А. Эсенбаев).

В-седьмых, несмотря на относительную молодость и устремленность в будущее, школа сильна своими правовыми традициями. Современное «дерево» этой на-