Файл: Транспортный налог (Анализ транспортного налога по материалам ООО «Электромонтаж»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.3 Абсолютная налоговая нагрузка на ООО «Электромонтаж» в 2016 - 2018 гг. руб.

Налог

Годы

2016

2017

2018

1

2

3

4

1. Косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины

28364

85980

97145

2. Налоги и сборы, включаемые в издержки производства и обращения: платежи за недра, за землю, за воду и др.

0

0

0

3. Налог на прибыль предприятий.

23110

65670

86560

4. Другие налоги (в том числе налог на имущество организации и транспортный налог)

37985

39885

96213

5. Итого: общая сумма налогов и сборов, уплаченная предприятием

89459

191535

279918

Источник: налоговая отчетность ООО «Электромонтаж»

Как видно из таблицы общество с ограниченной ответственностью «Электромонтаж» в 2016 - 2018 гг. не уплачивает такие налоги как земельный, водный и т.д[64].

Доля налога на добавленную стоимость составляет около 30 % от общих объемов налоговых платежей. Несмотря на увеличившийся объем платежей по налогу на добавленную стоимость его удельный вес в общей сумме налоговых платежей снижается по сравнению с предыдущим годом. Так в 2017 году удельный вес данного налога составил 28,8%, в то время как в 2011 году он составлял 33%.[65]

Однако показатель абсолютной налоговой нагрузки не отражает напряженности налоговых обязательств предприятия (то есть тяжесть налогового бремени), поэтому отдельно должен рассчитываться показатель относительной налоговой нагрузки[66].

Относительная налоговая нагрузка - это отношение абсолютной налоговой нагрузки к доходу предприятия, в качестве которого принимается выручка предприятия (или может использоваться добавленная или вновь созданная стоимость)[67].

Относительная налоговая нагрузка являет собой не только количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект.

Рассчитаем относительную налоговую нагрузку по ООО «Электромонтаж» за 2016 - 2018 гг.

ОНН = абсолютная налоговая нагрузка / выручка предприятия (2.1)

за 2016 г. = 89459/ 17836000 * 100% = 5%

за 2017 г. = 191535 / 212747 * 100% = 9%

за 2018 г. = 279918/ 74924 * 100% = 3%

Доля расходов по налогам составляет по ООО «Электромонтаж» 3,1% от общего объема выручки. Современная налоговая политика по снижению налоговой нагрузки на предприятия заключается в смещении акцента с применения относительно высоких налоговых ставок на их снижение для создания роста налоговой базы и формирования доходов бюджета при более низкой налоговой нагрузке на хозяйствующие субъекты. Масштабная налоговая реформа в России происходит уже несколько лет. Приняты ключевые главы Налогового кодекса, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой системы. Улучшилась общая собираемость налогов, в связи с чем уровень налоговых поступлений в бюджеты увеличивается[68]. Следует также отметить, что уровень номинальных налоговых ставок основных налогов в Российской Федерации заметно ниже, чем в среднем уровень в странах Восточной Европы. И тем, не менее, возможности по дальнейшему снижению налоговой нагрузки и повышению собираемости налогов без ущерба для бюджета и с пользой для налогоплательщика у России есть.[69]


Необходимость, целесообразность проведения тактических налоговых мероприятий возникает в основном у предприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% в добавленной стоимости выпущенной продукции[70].

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат[71].

Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.

В целях повышения собираемости транспортного налога было бы целесообразно установить в НК РФ норму, устанавливающую обязанность плательщика транспортного налога предъявлять справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате транспортного налога при регистрации, перерегистрации, прохождении технического осмотра транспортных средств. Обусловлено это тем, что в общей сумме транспортного налога, подлежащего к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, примерно 70% приходится на налог, взимаемый с физических лиц, и 30% - с организаций. Если от организаций поступает 91,9% от начисленной суммы налога, то от физических лиц - только 68,5%. При этом меры принудительного взыскания транспортного налога с физических лиц возможны только в судебном порядке[72].

Также решить проблему собираемости транспортного налога можно и иным путем. В соответствии с гл. 28 ст. 360 «Транспортный налог» НК налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. При этом отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков (юридических лиц)[73].

Налоги, установленные российским законодательством для каждого класса автомобилей, не компенсируют расходов на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия авто транспортных средств на нее. В целом ряде случаев установленные объекты налогообложения и ставки налогов в отличие от международной практики приводят к нерациональному распределению налоговой нагрузки между налогоплательщиками, к уклонению от уплаты налогов.

Действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на экологию. Данная проблема может быть решена с помощью дифференцированной схемы налогообложения в сфере автотранспорта: взимать крупный налог с владельцев больших, мощных автомобилей, и почти освобождать от него малые автомобили. Например, автомобиль с объемом двигателя 4,5л, даже если он соответствует требованиям «евро3», выделяет в атмосферу вредных выбросов больше, чем автомобиль с объемом 1,1 л, но без «евро»[74].


Увеличение ставок транспортного налога (особенно для автомобилей с мощностью двигателя более 200 л.с.), существенно превышающее значение ставок налогов на транспорт большинства европейский стран, приводит к понижению конкурентоспособности российского транспорта при осуществлении международных автоперевозок.

Напомним, что субъектам федерации дано право увеличивать или уменьшать установленные НК РФ ставки, но не более чем в 10 раз.[75]

Законодатели периодически пользуются частью этого права и увеличивают ставки по тем категориям транспортных средств, где максимум еще не достигнут. Но повышение ставки транспортного налога, который у нас и так один из самых высоких в Европе, в первую очередь отражается на стоимости пассажирских и грузовых перевозок.[76] Растут цены на проезд в общественном транспорте. Но это не столь критично, как повышение транспортной составляющей в себестоимости всех товаров и услуг. А на машинах у нас развозят и хлеб, и лекарства. Мало того, что у перевозчиков не останется средств на покупку новых машин, и они будут ездить на старых, небезопасных. Все гораздо хуже - легально заниматься автоперевозками при таких ставках за «лошадиную силу» станет экономически нецелесообразно[77].

Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что российская система налогообложения транспортных средств нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании.

С выявленными проблемами можно предложить пути совершенствования транспортного налога. Например, для всех автомобилей независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу определяется в виде мощности двигателя в лошадиных силах. Однако, не совсем понятно, почему берется именно этот показатель, ведь лошадиные силы напрямую не связаны ни с габаритами, ни с массой, ни с токсичностью автомобиля, ни с его ценой, т.е. не определяют его экологичность, вред, наносимый дорожному покрытию и т.д.

В других государствах налоговая база по транспортному налогу определяется из иных критериев. Например, транспортный налог в Латвии рассчитывается исходя из полной массы транспортного средства; в Германии он привязан к габаритам автомобиля; в Белоруссии - входит в стоимость бензина, то есть чем больше километраж поездок, тем большая сумма налога уплачивается. Во Франции налог исчисляется также с лошадиных сил, только не с максимальной мощности двигателя по паспорту, а с номинальной (так называемой «налоговой»).[78]


Возможно, причиной того, что в России в качестве налоговой базы установлена именно мощность двигателя, является то, что с автотраспорта уже взимается плата со многих показателей[79]:

. с массы (владельцы грузовых автомобилей платят с нагрузки на ось);

. с объема двигателя внутреннего сгорания платятся таможенные сборы;

. с объема потребляемого бензина платят на АЗС, которые в свою очередь перечисляют часть средств в виде акцизов государству.

Очевидно, что существующая тарифная сетка по транспортному налогу неадекватна. Градация автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил устарела и нуждается в доработке.[80]

По действующей редакции Налогового кодекса 101 л.с. сразу переводит автомобиль в категорию «до 150 л.с.». То есть автовладельцу в Рязанской области 101 л.с. придется умножать уже не на 15 рублей, а на 25. При этом владелец машины с мощностью двигателя в 150 л.с. заплатит по той же ставке. А владелец автомобиля с мощностью двигателя 151 л.с. уже по 50 рублей с л.с. Так, владелец автомобиля Suzuki swift (100 л.c.) заплатит в бюджет 1500 рублей, а за Suzuki SX4 (101 л.с.) перечислит в бюджет 2525 руб. Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 л.с. приводит к повышению суммы уплачиваемого налога на 1025 рублей.[81]

Необходимо внести в закон существенную поправку: считать не «ступенями» по принципу «от и до», а «за каждую дополнительную лошадиную силу». Если ставка будет единой, то зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Пропорциональное увеличение более понятно и более справедливо.

Также высказываются предложения дифференцировать ставки налога для машин с двигателем от 100 до 150 л.с., так как данная категория по статистике является в стране самой популярной. Можно, например, разбить интервал на более мелкие: от 100 до 120 и от 120 до 150 л.с.[82]

Возможно введение прогрессивной шкалы, подобно той, которая применялась для взимания подоходного налога. За основу берутся постоянные величины 125, 150, 200 л.с. и т.п. За автомобиль мощностью, например, 154 лошадиные силы будет взиматься налог как за 150 и плюс добавка за дополнительные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой, что позволит избежать пограничных ситуаций.[83]

В Рязанской области установлены максимальные возможные ставки транспортного налога, и автомобилисты давно смирились с таким положением вещей. Высокие налоговые ставки, так или иначе, касаются каждого. Причем не только из числа автовладельцев, но и простых граждан. Так, увеличение ставок налога для большегрузного транспорта в каком-либо субъекте РФ приведет к увеличению стоимости предметов первой необходимости, в частности продуктов питания, поставки и перевозки которых осуществляют большегрузные машины.[84]


Помимо того, увеличение налоговой планки стимулирует людей покупать более компактные автомобили с меньшем объемом двигателя, которые якобы меньше загрязняют атмосферу, улучшают ситуацию с пробками и парковками. Как отмечают специалисты, проблема экологии никак не зависит от объемов двигателей. Основное загрязнение происходит за счет старых автомобилей, вне зависимости от их литража. Только убрав эти машины с улицы и заменив их на новые автомобили с системами очистки выбросов, работающих на экологически чистом топливе, можно решить проблему. Транспортный налог здесь не при чем. Более того, высокий транспортный налог сегодня касается новых мощных автомобилей, а именно они в основном работают на экологически чистом топливе[85].

Что касается пробок и дефицита парковок, то транспортный налог и здесь не способен решить проблему. Налог, зависящий от мощности двигателя, не увеличит количество компактных машин. На улицах много крупных автомобилей с небольшой мощностью двигателя, а те, кто может позволить себе новый Porsche с двигателем мощностью 550 лошадиных сил, заплатят налог без труда. Эти люди не откажутся от своих автомобилей, и их не станет в городе меньше.[86] Транспортный налог не только не сокращает количество крупногабаритных автомобилей на улицах, но и ударяет по кошельку тех, кто ездит на «Волгах» и старых иномарках с большим объемом двигателя. Эти автомобили тоже часто обладают большой мощностью. Но их владельцев нельзя приравнивать к тем, кто ездит на новых микролитражных джипах.[87] Им сложно уплачивать этот налог, а возможности пересесть на другой автомобиль у многих нет.

Эксперты убеждены, что компактные малолитражки действительно могут решить проблему города. Однако меры, которые предлагает правительство, неэффективны из-за неверного расчета суммы налога. Западный опыт показывает, что наиболее рациональным способом расчета суммы транспортного налога является ее привязка к габаритам и массе автомобиля. Однако пока речи об изменении расчета суммы налога не идет.[88]

Таким образом, прежде чем повышать ставки транспортного налога, нужно разобраться с проблемой его собираемости. Действующая на данный момент система ставок тоже нуждается в доработке. В Европе градация ставок стимулирует граждан к покупке нового мощного автомобиля, у нас же наоборот. Поэтому необходимо по возможности пересмотреть нашу систему ставок и сделать их более дифференцированными.