Файл: Применение инструментов управления инновационными проектами в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления.

При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные — на конечные цели этих проектов;

•Πринцип полноты цикла управления проектами. Данный принцип подразумевает замкнутую упорядоченность составных элементов проектов как систем. Полный цикл процесса управления предполагает всю совокупность решений: от выявления потребностей до управления передачей приобретенных результатов;

•Πринцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. Этот принцип подразумевает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;

•Πринцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии. Все уровни деятельности согласуются друг с другом так, что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, а состояния (принимаемые решения, цели, промежуточные и конечные результаты) процесса на вышестоящем уровне обязательны при определении состояний на нижестоящем;

•Πринцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под мощным влиянием неопределенных факторов, учитываемых в ходе управления. Для снижения степени неопределенности необходим переход к многовариантной подготовке альтернативных решений о выборе состава конечных целей проектов, альтернативных способов их достижения, вариантов комплексного обеспечения работ, включая разный состав исполнителей, стоимость и длительность выполнения работ, материально-технические ресурсы и условия стимулирования исполнителей;

•Πринцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации проекта (организационно-экономических, законодательных, административных, технологических и т. д.), во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

принцип комплексности. Имеется в виду, что разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с генеральной (общей) целью того или иного проекта;

•Πринцип обеспеченности (сбалансированности), состоящий в том, что все мероприятия, предусмотренные в проекте, обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.


Обобщенно цикл управления можно представить двумя стадиями:

•разработка инновационного проекта;

•управление реализацией инновационного проекта.

На первой стадии формируются цели проекта и ожидаемые окончательные итоги, дается оценка конкурентоспособности и перспективности результатов проекта, возможного эффекта, формируются структура заданий и совокупность мероприятий проекта, осуществляется составление плана проекта и его оформление. Важнейшим на этой стадии является оценка реализуемости проекта.

На второй стадии выбираются организационные формы управления, решаются задачи измерения, прогнозирования и оценки складывающейся оперативной ситуации по достижению результатов, затратам времени, ресурсов и финансов, анализу и устранению причин отклонения от разработанного плана, коррекции плана.

2. Модели и методы управления инновационным проектом.

В настоящее время существует 2 модели управления инновационными проектами и 5 методов, позволяющие реализовать их. Для каждого проекта выбирается одна модель управления, а методы применяются комплексно.

Модели управления:

• каскадная модель (1970 – 1980 гг.);

• спиральная модель (1986-1990 гг.).

Первой моделью является каскадная, разработанная в период с 1970 по 1980 года. Она считается самой основной и часто применяемой, представляющая собой последовательность фаз проекта, следующих дуг за другом, причем переход от одной фазы к другой будет осуществлен только после полного завершения работы предыдущей фазы. Такой переход от одного этапа к другому последовательно позволяет уделять больше внимания каждому из них и более точно рассчитать затраты и риски, связанные со следующим шагом.

Каскадная модель хорошо формализуется на основе сетевых моделей̆ управления проектами, иерархической̆ декомпозиции работ проекта. Практически все методологии управления проектами (PMBok, ГОСТ РФ и др.) построены по каскадному принципу, компьютерные средства поддержки управления проектами также базируются на каскадной̆ модели.

(Приложение №1)

Положительными сторонами применения такой модели заключается в следующем:

• на каждой фазе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

• выполняемые в логической последовательности фазы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.


К существенным недостатком такой модели управления инновационными проектами является необходимость остановки работ и возврата к предыдущим фазам из-за ранее совершенных проектных ошибок или необходимости тех или иных уточнений. В результате этого реальный процесс, выполняемый по каскадной схеме, имеет вид последовательных приближений к желаемому результату. Из этого может следовать срыв сроков, увеличение издержек, ухудшение качества.

Для того, чтобы предотвратить вышеперечисленные недостатки была разработана «спиральная» модель.

Спиральная модель предполагает предварительное прохождение всех этапов работ сначала в виде создания прототипа, начиная от разработки и заканчивая выпуском образца и оценки с точки зрения сбыта. Затем выявляются недочеты прототипа, и проводятся необходимые изменения в плане действий. Процесс идет по спирали: от научных исследований к разработке, производству и оценки промежуточных результатов с точки зрения сбыта; от корректировки деталей разработки к полномасштабному производству и сбыту. (Приложение №2)

Методы управления инновационными проектами:

Организационно-распорядительные методы управления инновационными проектами (ИП) основаны на использовании объективных экономических законов и тенденций. Сущность их заключается в том, что управление всеми звеньями научно-технического прогресса в их единстве и на всех уровнях хозяйственной иерархии (народное хозяйство – отрасль, ИП – исполнитель) должно осуществляется на основе тщательно разработанной системы планов. Планирование в современном мире охватывает все стороны научно-технической деятельности научных и проектных организаций, а также сферу промышленности. В теории и практике управления развитием науки и техники разработан и находит широкое применение целый арсенал методов подготовки и принятия плановых решений: технико-экономическое обоснование тематических планов, нормативные расчеты затрат на разработки, обоснование планов подготовки производства новых продуктов, технологического развития предприятий и др. Наряду с установлением конкретных тематических заданий но научным исследованиям и разработкам, плановый метод предусматривает регулирование деятельности всех хозяйственных звеньев с помощью системы показателей, характеризующих конкретные социально-экономические задачи и цели развития, полученные результаты, необходимые ресурсы и уровень их использования.

Организационно-плановые методы управления инновационными проектами включают также создание организационных форм проведения научных исследований и внедрения их результатов в производство, которые бы в максимальной степени соответствовали особенностям объектов управления. Они предусматривают разнообразные формы организационного воздействия на процессы создания и освоения новой техники, включая разработку конкретных норм и правил научной организации труда работников в инновационной сфере, использование прогрессивных методов информационного обеспечения процессов, формирование научно обоснованных методов построения органов управления и т.п. В практике управления научными исследованиями и разработками используется богатый арсенал организационно-плановых методов управления, основанных на применении экономико-математических моделей, принципов научной экспертизы, технико-экономического обоснования и т.п. Πрогрессивным направлением совершенствования организационно-плановых методов управления ИП в современных условиях является развитие и применение программно-целевого подхода к управлению ИП.


Экономические методы управления научными исследованиями и разработками регулируют характер экономических отношений между отдельными участниками процесса формирования и изучения производства новой техники, а также между ними и государством. Задача их применения состоит в создании таких условий деятельности, которые способствовали бы эффективной работе с точки зрения экономической заинтересованности, т.е. в создании и внедрении высокоэффективного инновационного продукта в самые короткие сроки и с минимально возможными затратами. Экономические методы управления ИП представляют собой экономический механизм регулирования процессов инновационной деятельности. Он содержит в себе использование таких экономических рычагов, как ценообразование на объекты инновационного продукта, порядок и источники финансирования, оплату труда научных и инженерно-технических работников, экономическое стимулирование научно-технических достижений и др.

Правовые методы управления инновационными проектами основаны на привлечении к ответственности лиц, виновных в причинении инновационному предприятию и его работникам неправомерного вреда. Использование данных методов с помощью законодательных и нормативно-правовых документов позволяет закрепить права на результаты интеллектуальной собственности за хозяйствующими субъектами, становящимися собственниками объектов интеллектуальной собственности. Разделение имущественных прав на научно-технические фонды, правовая охрана интеллектуальной собственности – все эти вопросы регулируются с помощью правовых методов управления.

Социально-психологические методы управления научными исследованиями и разработками регулируют воздействие субъективных факторов на деятельность научных коллективов. Развитие их связано с повышением роли исследовательских групп в рамках одного предприятия в мобилизации внутренних резервов повышения эффективности и качества выполняемых исследований и разработок. Роль социально-психологических методов в управлении научными исследованиями и разработками неизмеримо выше, чем в сфере производства, так как в самом научном процессе персонифицированный фактор выражен значительно сильнее. Создание комфортного психологического климата, нормальных социально-производственных отношений в рамках отдельно взятого предприятия является важным источником и необходимым условием его эффективной деятельности. Социально-психологические методы управления в научных коллективах предусматривают тщательный подбор кадров, определение перспектив роста каждого из членов коллектива, проведение социологических исследований в коллективе, создание комфортного психологического климата, планирование социального развития коллектива, регулирование производственных отношений между членами коллектива, а также коллективом и руководителем и пр.


3. Основные инструменты управления инновационными проектами.

Для инновационных проектов, складывающихся из нескольких сотен наименований работ, качественное и оперативное выполнение планирования вручную становится или чересчур трудоемким, или просто невозможным. Бесспорные преимущества ЭВМ (электронно-вычислительная машина) привели к жизни широкий спектр специализированных систем (программных продуктов) для управления инновационными проектами.

В настоящее время для качественного и эффективного управления проектами на рынке существует огромное количество различных программных продуктов.

Чаще всего программное обеспечение для управления проектами разделяют на три основные группы:

•мощные профессиональные системы;

•программное обеспечение среднего класса;

•различные дешевые пакеты для быстрого и несложного планирования.

Πримерами дешевых систем для планирования являются Hilestones фирмы Kidasa Software, Protracs фирмы Applied Micro Systems (только диаграммы Ганта). Системы этого класса содержат только отдельные функции сетевого планирования и не отвечают всем требованиям, предъявляемым к системам для управления проектами.

У истоков всегда стояли крупные системы и разрабатывались для больших и мощных компьютеров и сетей мини-ЭВМ. Основными показателями такой системы является то, что при высокой мощности можно достаточно точно и детально описывать проекты, используя сложные методы сетевого планирования. Эти системы, занимающиеся корпоративным планированием и управлением (SAP, BAAN и др.), стоят больших денег (десятки и сотни тысяч долларов) и рассчитаны на высокопрофессиональных менеджеров, управляющих разработками крупных проектов.

Πримерами таких систем являются Artemis Project фирмы Metier, Primavera Project Planner или Open Plan. Системы этого класса использовались для управления крупнейшими проектами (такими, как космические проекты).

Однако основную массу составляют более мелкие проекты. Πакеты среднего класса для таких проектов составляют золотую середину на рынке программного обеспечения для управления проектами. Разработчики новых версий систем этого класса, стараясь сохранить внешнюю простоту систем, неизменно расширяли их функциональные возможности и мощность, что позволило приблизиться к системам высшего класса. Наиболее часто в нашей стране для эффективного управления инновационными проектами применяются следующие системы этого класса: Microsoft Project, Time Line, Project Expert.