Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические основы прямого налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

На территории России действует широкая и развитая система налогообложения, именно поэтому количество налогов достаточно велика. Для разных видов налогов есть разные системы их вычисления и взыскания. Физические и юридически лица выплачивают государству прямые налоги.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Целью работы является анализ и изучение прямых налогов, их роль и место в налоговой системе РФ.

В соответствии с поставленной целью, сформированы следующие задачи:

- рассмотреть прямые налоги: понятие и сущность;

- определить функции и влияние налоговой системы прямого налогообложения;

- изучить виды прямых реальных налогов;

- изучить виды личных налогов;

1 Теоретические основы прямого налогообложения

1.1 Прямые налоги: понятие и сущность

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

по месту поступления (ст. 12 НК РФ):

  • федеральные (п. 2);
  • региональные (п. 3);
  • местные (п. 4);

по применимости:

  • общие;
  • специальные;

по изъятию средств (методу взимания):

  • прямые;
  • косвенные;

по субъектам взимания:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц.

Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов. Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления. Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.


Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.

Основной признак прямого налога – заключается в том, что некоторую оплату сборов и выплат может осуществлять как само физическое или юридическое лицо либо предприятие, так и уполномоченный ими орган, так называемый налоговый агент, поэтому субъектом взыскания прямых налогов является плательщик и юридически и фактически.

Классификация прямых бюджетных обязательств осуществляется по тому же принципу что и другие виды налогов, существующие в ином государстве, например в законодательстве России система налогообложения подразумевает разделение всех поступлений в бюджет на региональные, федеральные и местные. В каждой отмеченной категории сборов теоретически реально встретить и прямые налоги и косвенные. Иначе возможно классифицировать прямые налоговые взыскания в бюджет государства согласно субъекту их взыскания. В этом случае таким субъектом может быть гражданин, предприниматель, юридическое лицо, а также иностранный гражданин либо организация. Еще одно возможное основание для классифицирования прямых бюджетных обязательств — это субъект исчисления поступлений. По этому критерию прямые налоги может вносить как налогоплательщик, так и иное ведомство, которое выступает администратором выплачиваемого налога.

Прямые налоги — это самый первоначальный и ранний тип налогообложения. Прямое налогообложение обязательно для уплаты гражданами любого государства и взимаются они с их доходов и собственности.

В законодательных документах многих стран предусмотрены оба эти вида налогообложения. Например, в российском законодательстве они представлены в широкой разновидности. Рассмотрим, в чем заключается сущность прямых налогов, и чем они принципиально отличаются от налогов косвенных.

Прямые налоги делят на две основные группы:

• сборы, которые взимаются с доходов лица;

• сборы, которые взимаются за существующую у лица собственность;

Налоги на прибыль и доходы личности характеризуется совпадением источника уплаты сбора и объекта налогообложения, а именно, налог на прибыль взимается из прибыли лица, а подоходный — из его зарплаты. Имущественные сборы такими характеристиками не обладают, потому что объект налогообложения иногда может и не приносить никаких ему доходов, а платить его все равно нужно.

Промежуточная группа прямых налогов – это платежи, взимаемые не из доходов, а из других экономических операций, например, к этому виду можно отнести промысел полезных ископаемых.


Сумма прямого налога сразу же поступает в бюджет государства. Система налогообложения подразумевает разделение прямых налогов на такие их виды: реальные и личные.

1.2 Функции и влияние налоговой системы прямого налогообложения

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения[1]:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

Функции налоговой системы представлены на рисунке 1.2.

Рис. 1.2. Функции налоговой системы

Фискальная функция является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе.

Считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.


Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических , находящихся за рыночного . Средством этих , позволяющим общественный между категориями с целью социального и поддержания стабильности в , являются и налоговая , а именно:

  • прогрессивной налогообложения доходов, т.е. прогрессии в «большие — большие »;
  • повышение косвенного , т.е. достижение обложения лиц с большим потребления;
  • повышенных и пошлин на не первой , предметы ;
  • применение льгот, минимумов, налоговых , освобождений от , пониженных ставок (, при обложении доходов или в с налогом на стоимость, товары необходимости или от обложения, или по более ставке);
  • компенсационных и социальных (в России — ), бремя которых не на работника, а на работодателя.

функция также индивидуальную налогов. обеспеченные населения платить минимум или вообще их не на законных , но при этом значительным услуг (, здравоохранения, защиты), государством за налоговых от организаций и обеспеченных .

Таким , распределительная () функция не обеспечивает фактической налоговой исходя из доходов слоев , но и позволяет в мере низкие государственными и услугами.

функция заключается в государственного за финансово-хозяйственной организаций и , а также за доходов, их и направлениями . Сущность контроля в оценке размеров обязательств и поступлений, т.е. и полноты налогоплательщиками обязанностей. контроль важным , препятствующим от уплаты и развитию сектора . Кроме , данная способствует эффективности других налогов, в очередь — через налоговых с финансовыми государства. эту функцию контроль над потоками, необходимость налоговой и систем.

функция через мероприятий в налогообложения, на усиление вмешательства в процессы ( предотвращения или стимулирования производства, прогресса, спроса и , объема и сбережений , объема ). Суть функции к общественному состоит в том, посредством воздействовать не на макроэкономические , но и на поведение субъектов, и на поведение : их стремление к , сбережениям, Данная реализует не экономические в иерархической (государство — ), но во многом и отношения налогоплательщиками.

средством регулирования , предпринимательства в условиях осуществление политики в .

Государственное предпринимательской через налогообложения различными . Нормативные акты использование для цели инструментов:[2]


- , нормативы (, амортизационных );

- лимиты (, выбросов веществ в среду);

- ставок , пошлин, обязательных ;

- квоты (, при экспорте );

- коэффициенты (, изменения цен или тарифов);

- (например, сумм, ком­мерческими );

- размеры и фондов (, установление размера капитала).

В высокоразвитых отношений политика государством для национального в целях структуры , территориального развития, доходности .

Задачи политики к:[3]

-обеспечению финансовыми ;

-созданию для регулирования страны в ;

- сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Механизм взимания налогов играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определять эффективные методы контроля и взыскания.

Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но выражается через решение социально-политических задач.

Таким образом, очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.

2. Виды прямых налогов

2.1 Прямые реальные налоги

Реальные налоги — налоги, построенные без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. К реальным налогам относятся

  • налог на игорный бизнес
  • налог на имущество физических лиц
  • земельный налог
  • транспортный налог
  • налог на имущество организаций
  • налог на добычу полезных ископаемых
  • водный налог
  • ЕСХН;
  • УСН;
  • ЕНВД;
  • ПСН;