Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Сущность и основные элементы внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент прочно вошел в современную жизнь. И одним из ключевых понятий менеджмента является организация. Организацией называют группу людей, функционирующих совместно для достижения общей поставленной цели.

В настоящее время в России работают сотни тысяч организаций – коммерческих и некоммерческих, торговых, производственных, общественных, благотворительных и т.д. Все они отличаются друг от друга поставленными целями и средствами, с помощью которых эти цели достигаются.

Но среди прочего, есть у всех этих организаций общая черта – все они функционируют в рамках среды, как внешней, так и внутренней. Среда – факторы и условия, оказывающие влияние на работу организации, их наличие обуславливает необходимость принятия управленческих решений, цель которых – максимальное приспособление к условиям как внешней, так и внутренней среды.

Таким образом, организации находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой, они вынуждены приспосабливаться к ней, иначе не смогут нормально функционировать. Одновременно с тем, как организация выстраивает свою работу в соответствии с внешней средой, приспосабливается к ней, она формирует собственную внутреннюю среду.

Внутренняя среда организации – это, прежде всего, ее глобальная структура, которая охватывает абсолютно все подразделения организации, вне зависимости от их сферы деятельности.

Внутренняя среда организации может быть причиной глобальных проблем или даже причиной того, что организация может перестать существовать. Подобное может произойти в случае, если внутренняя среда не отвечает целям и задачам организации, а также расходится с факторами внешней среды.

Современный менеджмент настаивает на том, что для выживания и успешного развития организаций они должны максимально быстро приспосабливаться к внешней среде, используя при этом адаптацию собственной внутренней структуры и внесение корректировок в свое поведение. Но этого недостаточно, организации должны также создавать внешние условия своей деятельности, регулярно выявлять разнообразные угрозы и возможности внешней среды.

Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы обусловлена важностью стратегического управления для современных организаций.

Цель данной курсовой работы – проанализировать особенности внешней и внутренней среды организации и определить их влияние на функционирование организации.


В соответствии с поставленной целью определим перечень задач, необходимых для ее достижения:

  1. Охарактеризовать сущность внешней среды организаций и определить перечень факторов, влияющих на внешнюю среду организаций.
  2. Определить методы анализа внешней среды организации.
  3. Охарактеризовать сущность внутренней среды организации и определить основные элементы внутренней среды организации.
  4. Определить методы анализа внутренней среды организации.

Вопрос влияния внутренней и внешней среды на деятельность организаций относится к числу изученных. Так, например, данным вопросом занимались такие специалисты, как Ф. Котлер, И. Ансофф, О.С. Виханский, И.Н. Гречикова, работы именно этих авторов являются теоретической основой данной курсовой работы.

Методологическая база курсовой работы – комплекс различных методов научного исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение, индукция и дедукция и т.д.

1. Теоретические основы анализа внешней среды организации

1.1 Сущность внешней среды организации и факторы, ее определяющие

Впервые ученые заговорили о том, что среда оказывает существенное влияние на организации только в середине конце 50-х годов прошлого века. Внешней и внутренней среде организации постепенно стало уделяться больше внимания, что явилось причиной формирования в науке управления системного подхода, ведь специалисты стали подчеркивать необходимость рассматривать организацию как единое целое, которое включает в себя связанные между собой части, которые, в свою очередь, соединены устойчивыми связями с внешним миром.

Получивший распространение ситуационный подход дал возможность с помощью разработки специальной концепции расширить теорию систем. Сущность этой концепции состоит в том, что в подобных ситуациях, когда речь идет об анализе деятельности организации, необходимо рассматривать внутренние и внешние факторы, которые оказывают влияние на организацию, создавая ее и определяя характер ее работы.


В настоящее время не существует однозначного определения понятия «внешняя среда организации», авторы по-разному трактуют его. В таблице 1 рассмотрим подходы разных авторов к трактовке данного понятия.

Таблица 1 – Подходы к трактовке понятия «внешняя среда»

Автор

Трактовка понятия «внешняя среда организации»

И. Ансофф

Силы внешнего окружения, к которым должна приспособиться организация

Е.П. Голубков

Комплекс внешних факторов, с которыми организация взаимодействует, или которые она должна учитывать в своей деятельности.

А.И. Ковалев

Совокупность находящихся вне пределов организации, но оказывающих на нее определяющее воздействие факторов и элементов.

Г.Я. Гольдштейн

Совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности

Таким образом, существует большое количество подходов к определению этого ключевого понятия менеджмента.

Чаще всего говоря о внешней среде организации, подразумевают факторы, находящиеся за ее пределами, на которые организация не может влиять [19, с. 57].

Внешняя среда, которая окружает любую современную организацию, постоянно изменяется, ей присуще отсутствие статики, она пребывает в постоянной динамике: предпочтения потребителей изменяются, меняется курс валют, экономическое и политическое положение, принимаются новые законодательные акты, появляются новые технологии и т.д.

Поэтому в подобных условиях организация может быть успешна только в том случае, если на будет своевременно реагировать на происходящие изменения, подстраиваться под них. Именно благодаря этому умению компании, как правило, добиваются всех поставленных целей [11, с. 29].

Факторы внешней среды можно разделить на две группы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Факторы внешней среды

Таким образом, многие факторы внешней среды могут оказывать влияние на организацию, и на рисунке 1 представлена лишь их малая часть.

Если раньше руководство компаний занималось, преимущественно, анализом экономических и технических аспектов своей работы, то теперь, в условиях постоянно меняющегося рынка, руководство вынуждено уделять все больше внимания анализу внешних факторов, от которых зависит работа компании [10, с. 96].


Представим важнейшие характеристики, определяющие внешнюю среду:

1. Взаимосвязанность факторов – т.е. при изменении одного фактора второй, зачастую, также изменяется, пусть и не сразу.

Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Например, в 70-е годы снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен на все.

Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, например: попыток регулирования температуры в общественных местах, распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран.

Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются. Специалисты даже ввели понятие «хаотичных изменений».

  1. Сложность внешней среды, что доказывает тот факто, что организация обязана реагировать на большое количество разнообразных факторов, и все эти факторы обладают разным уровнем вариативности.

Организация, на которую оказывают прямое давление государственные постановления, заключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и быстрые технологические изменения, находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии.

По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим количеством параметров, необходимых для принятия решений [12, с. 80].

3. Подвижность внешней среды, которой называют скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Особенно подвижна внешняя среда, например, в фармацевтической, химической и электронной промышленности, тогда как в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской промышленности скорость изменении гораздо ниже.


Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Например, отдел исследований и разработок может сталкиваться с высокой подвижностью среды, а производственный отдел погружен в относительно медленно меняющуюся среду.

Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных.

Это делает принятие решений более трудным процессом [3, с. 48].

4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.

Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Таким образом, внешняя среда организации – все условия и факторы, которые появляются в окружающей среде независимо от функционирования конкретной организации, но оказывающие воздействие на ее работу, вследствие чего возникает необходимость принятия управленческих решений [18, с. 111].

Внешняя среда организации – источник, который дает организации ресурсы, нужные для того, чтобы поддерживать внутренний потенциал на необходимом уровне. Любая организация, вне зависимости от ее сферы работы, от ее целей и задач, пребывает в непрерывном состоянии обмена с внешней средой, именно таким способом обеспечивается возможность выживания организации.

Однако необходимо учитывать, что ресурсы внешней среды не бесконечны. И существует большое количество других организаций, которые функционируют в этой же среде, и претендуют на ее возможности.

Следовательно, нужно всегда брать во внимание тот факт, что существует реальная возможность неполучения организаций всех нужных ей ресурсов из внешней среды.

Это может явиться причиной ослабления ее потенциала, причиной появления у организации негативных для работы последствий.

В этой связи задачей стратегического управления является обеспечение такого уровня взаимодействия организации с внешней средой, с помощью которого организация могла бы поддерживать свой потенциал на постоянно высоком уровне, а, значит, добиваться поставленных целей, быть успешной и развиваться [25, с. 69].