Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Сущность и основные элементы внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Методы анализа внутренней среды организации

Анализом внутренней среды организации является процесс определения критически важных элементов внутренней среды, которые оказывают влияние на развитие организации, на то, как она достигает своих целей [13, с. 136].

Наиболее часто для анализа внешней и внутренней среды организации применяются такие методы, как:

  1. SWOT-анализ – определение сильных и слабых сторон предприятия (внутренней среды), а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Название данного метода – аббревиатура следующих слов:

Strengths (сильные стороны) – преимущества организации.

Weaknesses (слабые стороны) – недостатки организации.

Opportunities (возможности) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке.

Threats (угрозы) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа.

В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Однако здесь необходимы продуманные суждения, так как то, что выглядит слабостью, может на самом деле быть сильной стороной.

Более того, в ходе анализа можно обнаружить, что один и тот же фактор может быть отнесен к более, чем одной категории. Это происходит из-за глубоких взаимозависимостей функциональных областей, области общего руководства и требований к процессу формирования эффективной стратегии.

На рисунке 5 представлен пример матрицы SWOT-анализа.

Рисунок 5 – Пример матрицы SWOT-анализа

На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон организации [1].

  1. SNW-анализ, который является более совершенной версией SWOT-анализа. Составляющие данного анализа:

Strength (сильная сторона);

Neutral (нейтральная сторона) – среднерыночное состояние организации. Зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем, кроме одной, ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.


Weakness (слабая сторона).

На рисунке 6 представлен пример матрицы SNW-анализа.

Рисунок 6 – Пример матрицы SNW-анализа

В результате проведения SNW-анализа перед руководством организации должна появиться вполне ясная картина: при SNW-подходе все преимущества анализа остаются в силе, а SNW-анализ фиксирует четкую ситуацию на рынке [17, с. 158].

  1. Перечень 4х вопросов» или матрица «вероятность-воздействие»

Метод предполагает как анализ макро, так и микроокружения и включает основные критерии оценки влияния каждого значимого фактора среды на будущее организации:

1. Каким образом (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение организации?

2. Какова вероятность усиления этого фактора, можно ли будет его проследить?

3. Насколько велико будет воздействие фактора на организацию?

4. Когда воздействие этого фактор на организацию может ослабнуть? В ближайшее время? В среднесрочном периоде? Через длительное время?

Для лучшего понимания вопроса специалисты предложили матрицу «Вероятность усиления фактора – воздействие факторов на организацию», которая не только дополняет «Перечень 4х вопросов», но и дает возможность количественно оценить влияние факторов организационной среды на деятельность организации.

И если в соответствии с матрицей, пример которой представлен на рисунке 7, значения фактора оказывается высоким, ему должно быть уделено особое внимание при разработке стратегии [21, с. 15].

Рисунок 7 – Пример матрицы «вероятность усиления – воздействие факторов»

Выбор метода анализа среды зависит от конкретной организации и ее особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной курсовой работы, имеет смысл еще раз указать на тот факт, что анализ среды, как внешней, так и внутренней, является важнейшим инструментом для создания стратегии организации.

Внешняя среда постоянно изменяется, особенно в России, ведь в нашей стране политическое и экономическое положение никак нельзя назвать стабильным. Изменения внешней среды оказывают колоссальное влияние на функционирование организаций.

Так, например, с момента ввоза санкций против России количество торговых организаций существенно снизилось, поскольку отношения между странами ухудшились, а это негативно отразилось на поставках товаров из-за границы.


Если организации анализировали внешнюю среду, они смогли предугадать данный факт и обезопасить себя, найдя поставщиков в России. И подобных примеров влияние внешней среды огромное множество.

В нacтoящee вpeмя мeнeджepaм нeoбxoдимo yчитывaть дeйcтвиe фaктopoв, нaxoдящиxcя внe opгaнизaций, пocкoлькy opгaнизaция кaк oткpытaя cиcтeмa зaвиcит oт внeшнeгo миpa в oтнoшeнии пocтaвoк pecypcoв, энepгии, кaдpoв, пoтpeбитeлeй.

Мeнeджep дoлжeн yмeть выявлять cyщecтвeнныe фaктopы в oкpyжeнии, кoтopыe пoвлияют нa eгo opгaнизaцию, пoдбиpaть мeтoды и cпocoбы peaгиpoвaния нa внeшниe вoздeйcтвия. Оpгaнизaции вынyждeны пpиcпocaбливaтьcя к cpeдe, чтoбы выжить и coxpaнить эффeктивнocть.

Но не меньшее значение имеет также и внутренняя среда организации – ее слабые и сильные стороны, которые, вместе с возможностями и угрозами внешней среды должны предопределять вектор развития организаций, в соответствии с которым организация будет развиваться и совершенствоваться.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. PEST-анализ [Электронный ресурс]. URL: https://www.gd.ru/articles/8800-pest-analiz (дата обращения 27.06.2018).
  2. SWOT анализ: определение, особенности, примеры [Электронный ресурс]. URL: http://marketolog.biz/swot-page-50.html (дата обращения 25.06.2018).
  3. Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент: монография / С.П. Бараненко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. – М.: Центрполиграф, 2016. – 320 c.
  4. Борисов, И.А. Стратегический анализ, или с чего начать? / И.А. Борисов, Е.Е. Лагутина // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 4. – С. 66-67.
  5. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: учебник. / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 620 с.
  6. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2015. – 487 с.
  7. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.П. Голубков. – М.: Юрайт, 2015. – 290 с.
  8. Дунаева, Н.Ю. Стратегическое планирование: учебник / Н.Ю. Дунаева. – М.: Инфра-М, 2017. – 178 с.
  9. Еремеев, Д.В. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность предприятий / Д.В. Еремеев, А.В. Шабоха // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 90-92.
  10. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие / А.Т. Зуб. – М.: ФОРУМ, 2016. – 415 с.
  11. Касперович, С.А. Стратегический менеджмент / С.А. Касперович. – М.: Академия, 2017. – 117 c.
  12. Кириллова, Т.С. Исследование внутренних и внешних факторов, влияющих на устойчивость предприятий / Т.С. Кириллова, Л.О. Агапова // Стратегический менеджмент. – 2017. – № 2. – С. 80-86.
  13. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, пер. М.Н. Макаровой. – М.: Вильямс, 2016. – 547 с.
  14. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Курлыкова. – М.: Инфра-М, 2017. – 176 c.
  15. Лукашин, Г.Н. Стратегическое планирование в организациях: учеб. пособие / Г.Н. Лукашин. – М.: Экзамен, 2015. – 156 с.
  16. Макеева, Е.Д. Анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия / Е.Д. Макеева // Современный менеджмент. – 2018. – № 1. – С. 90-93.
  17. Менеджмент: учебник / под ред. И.Н. Герчикова. – М.: Юнити-Дана, 2014 – 501 с.
  18. Ноздрева, В.Ю. Маркетинг: учебник / В.Ю. Ноздрева. – М.: Юристь, 2017. – 265 с.
  19. Осипенко, Л.М. Основы коммерческой деятельности организации / Л.М. Осипенко. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 258 с.
  20. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.И. Панов. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 410 с.
  21. Полытко, Т.В. Анализ влияния факторов внешней среды на развитие строительной компании / Т.В. Полытко // Российский предприниматель. – 2016. – № 6. – С. 15.
  22. Потуданская, В.Ф. Роль внутренних и внешних факторов в процессе формирования и функционирования организаций / В.Ф. Потуданская // Креативная экономика. – 2017. – №12. – С. 10-11.
  23. Потуданская, Н.Л. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности / Н.Л. Потуданская // Бизнес. Предпринимательство. Инновации. – 2015. – №8. – С. 19.
  24. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 230 с.
  25. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. – М.: Питер, 2017. – 240 c.