Файл: Учетные регистры, их классификация и способы записи в них (ООО «Гидросервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью ведения четкого и достоверного первичного учета, на основании которого определяется конечный результат и эффективность деятельности организации.

Правила ведения и заполнение первичной документации должен знать каждый сотрудник, работающий на предприятии. Первичный учет является основой предприятия.

Согласно закону о бухгалтерском учете [1] данные, содержащиеся в первичных учетных документах, должны находить своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета. Совокупность всех бухгалтерских регистров, используемых организацией с установленным порядком и способом их заполнения, определяет форму бухгалтерского учета. Предприятия самостоятельно выбирают и закрепляют в учетной политике форму бухгалтерского учета исходя из специфики деятельности, масштаба, организационной структуры и степени автоматизации ведения учетного процесса.

Объектом работы является ООО «Гидросервис».

Предметом данной работы являются регистры бухгалтерских информационных систем их классификация, виды, применение и т.д.

Целью работы является: изучение и анализ регистров бухгалтерского учета на предприятии.

В соответствии с поставленной мною целью при выполнении работы возникают следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, классификацию и назначение регистров бухгалтерского учета;
  • исследовать методы заполнения регистров бухгалтерского учета;
  • проанализировать особенности ведения регистров бухгалтерского учета в ООО «Гидросервис».

Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания общественных явлений. При разработке понятийного аппарата исследования использованы методы анализа и синтеза.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, назначение


1.1. Понятие, классификация и назначение учетных регистров

Вступивший в силу Закон о бухгалтерском учете [1] внес значительные изменения в нормативное регулирование, организацию и ведение бухгалтерского учета. Экспертами бухгалтерских изданий уже неоднократно поднималась тема оформления первичных документов, но мало кто говорил о регистрах бухгалтерского учета, которые также с 2013 г. отданы на откуп коммерческим организациям. Такое невнимание объясняется тем, что регистрами пользуется только хозяйствующий субъект. Однако их могут затребовать и проверяющие органы. Поэтому предлагаем читателю подискутировать об этом важном инструменте бухучета. Хотелось бы отметить что, нормы, регулирующие порядок работы с регистрами бухгалтерского учета, в интерпретации Федерального закона N 402- ФЗ отличаются от норм, установленных Федеральным законом N 129-ФЗ. [1]

Начнем с тех, которые не претерпели изменений, хотя и представлены в новом Законе несколько в ином изложении:

  • данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета;
  • не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами;
  • регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
  • в регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. [3.C.8]

Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. [2.C.44]

Абсолютно новым положением является то, что п. 4 ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ установлены обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета: 1) наименование регистра; 2) наименование экономического субъекта, составившего регистр; 3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; 4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; 5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; 6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; 7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Соответственно, если организация ведет бухгалтерский учет в регистрах бухгалтерского учета, в которых нет обязательных реквизитов, с 2013 г. их нужно ввести и утвердить новые формы регистров. [1]


Что касается утверждения формы регистров бухгалтерского учета, согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ их утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. [5.C.113]

В старом Законе не было данной нормы, только то, что формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В силу п. 4 ст. 10 Федерального закона N 129-ФЗ содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являлось коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны были хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несли ответственность, установленную законодательством РФ. [1]

Данная норма изменена. Согласно положениям новой ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ в случае, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа. [1]

Также новым положением является то, что в случае, если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета. Данная норма введена и в отношении первичных учетных документов. Но прежде чем говорить непосредственно о становлении современной системы учетных регистров, хотелось бы, получить ответ на вопрос: что такое учетные регистры? В Законе о бухгалтерском учете нет прямого ответа на поставленный вопрос, но в традиционном понимании регистрами являются некие документы (как правило, оформленные в виде специальных табличных форм), предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности.[7.C.19]

Можно сказать, по-другому: регистры представляют собой носители данных определенной формы, сгруппированные исходя из экономической информации об активах, капитале и обязательствах экономического субъекта. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. [11.C.16]


При ведении регистров на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации (п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ).

Сегодня у большинства компаний регистры формируются в программе (машинном носителе информации). Поэтому в ч. 6 ст. 1 От лат. registrum - список, перечень 2 Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Научно-практическая конференция. Дата проведения 24 апреля 2015 года. Том 1 55 10 Закона о бухгалтерском учете дана более современная формулировка: регистр бухучета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа. Регистры подразделяются на группы по назначению (хронологические, систематические и комбинированные), содержанию (синтетические и аналитические) и форме (двусторонние, односторонние, табличные и шахматные и т.д.). [6.C.365]

Выбор формы и содержания регистров коммерческих организаций отдан на усмотрение хозяйствующего субъекта. С этого года ему следует самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. При этом все они должны включать минимальный перечень обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете. Не будем пересказывать Закон, обратим внимание лишь на то, что бухгалтеру нужно проконтролировать наличие в программных регистрах обязательных реквизитов, в том числе подписей лиц, ответственных за ведение учетных регистров. [9]

Проще, если регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе. А если он представляет собой электронный документ? Тогда он должен быть подписан электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете). [1]

И так, регистры бухгалтерского учета занимают промежуточное положение между первичными учетными документами и бухгалтерской (финансовой) отчетностью: они систематизируют, накапливают и обобщают информацию первичных учетных документов, и, в свою очередь, являются основанием для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Учетные регистры - это таблицы специальной формы, предназначенные для учетных записей на основе первичных документов. [9]

Основные функции регистров: 1. Обобщение информации о фактах хозяйственной жизни. 2. Анализ хозяйственной деятельности экономического субъекта. 3. Контроль учетного процесса.

Совокупность применяемых организацией учетных регистров для отражения зафиксированных первичными учетными документами хозяйственных операций, взаимосвязь между этими регистрами называется формой бухгалтерского учета. На настоящий момент предприятиям при разработке форм учетных регистров следует руководствоваться инструкцией по применению журнально- ордерной формы 1960 г. с учетом рекомендаций по ее применению 1992 г., а также методическими рекомендациями по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники. [13.C.45]


При применении этих документов необходимо опираться на План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Получилось так, что журнально-ордерная система была разработана под План счетов, введенный с 1 января 1960 г., а после этого План счетов менялся 4 раза: в 1968, 1986, 1992 и 2000 гг. После введения Плана счетов в 1992 г. Минфин РФ разработал рекомендации по применению единой журнально- ордерной системы счетоводства, которая разъясняла ее применению с учетом нового Плана счетов. Таким образом, журнально-ордерная форма рекомендована к применению, однако, методология ее применения в современных условиях Плана счетов 2000 г. и новых положений по бухгалтерскому учету не разработана. [13.C.40]

Кроме того, в связи с развитием форм экономического взаимодействия и международной кооперации, на практике возникает проблема недостаточности установленных форм учетных регистров.

Так как подавляющее большинство предприятий использует автоматизированные системы ведения бухгалтерского учета, то обычно применяются встроенные в программный продукт набор различных отчетов, который и выполняет роль регистров. Читатель согласится, что возможности современных программно- прикладных продуктов позволяют регистрировать и группировать данные бухгалтерского учета не так, как это делалось раньше в бумажных регистрах. В частности, в программе одна запись данных с первичного документа автоматически распределяется по различным уровням регистрации и формирует сразу несколько регистров бухгалтерского учета (с разной аналитикой, детализацией и условиями выборки данных).

Единство системы компьютерного учета реализуется на уровне самой программы, в которую уже заложены механизмы контроля, в то время как в бумажных формах контрольная функция реализуется за счет взаимосвязанности всей совокупности регистров бухгалтерского учета. То есть то, что бухгалтеру приходится делать вручную при бумажном документообороте регистров, в программе реализуется автоматически.

Так, например, в пакете «1С» регистры формируются как отчеты двух видов: 1. Стандартные отчеты, которые отражают бухгалтерские итоги по счетам, субсчетам и объектам аналитического учета. 2. Специализированные отчеты, которые представляют специфическую информацию различных разделов учета (кассовая книга, ведомость начисления амортизации ОС, анализ расходов на оплату труда, справки-расчеты и т.д.). Однако на данный момент все больше проявляется необходимость в дополнении и расширении спектра регистров. Таким образом, появляются новые учетные регистры, обобщающие и систематизирующие поступающую информацию. Возможно, в скором времени все организации перейдут на международную систему ведения учета, которая более проста и понятна для пользователей конечных пользователей отчетности и учетной информации. Еще одна проблема, являющаяся актуальной на данный момент, - процесс финансового оздоровления предприятия, находящегося на стадии банкротства. [15.C.19]