Файл: Корпоративная культура в организации (Корпоративная культура организации: теоретические аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние корпоративной культуры на эффективность организации рассмотрим в пункте 1.2 курсовой работы.

1.2 Влияние корпоративной культуры на эффективность организации

В настоящее время, в условиях динамичной и высоко конкурентной деловой среды, все чаще упоминается о важности и необходимости формирования философии фирмы и развития такого феномена, как корпоративная культура. Какова же роль корпоративной культуры в управлении организацией, ее влияние на организационную эффективность, и вообще, на процесс разработки и реализацию управленческих решений[13].

Корпоративная культура — это совокупность моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации. И, несомненно, роль организационной культуры в компании чрезвычайно важна и многоаспектна, так как она объединяет все взаимоотношения внутри компании и виды деятельности, делает коллектив более производительным и сплоченным. Она создает внешний образ компании, формирует имидж, определяет характер отношений с партнерами, поставщиками, клиентами, а следовательно, определяет эффективность работы организации как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. [11]

Результативность требует, прежде всего, чтобы культура организации, ее стратегия, внешняя и внутренняя среда были приведены в строгое соответствие. Многие зарубежные авторы приводят различные доказательства взаимосвязи между степенью развития организационной культуры и финансовыми показателями компании, ее эффективностью[3].

Например, Дж. Коттера и Дж. Хескетта, их объединяет идея о том, что обеспечение эффективности предприятия определяется типом корпоративной культуры, а также степенью ее адаптивности. Установлено данное влияние в отношении основных показателей рентабельности: собственного капитала, возврата инвестиций, активов и других индикаторов финансового состояния предприятия, что имеет важнейшее значение при определении рыночной стоимости компании. Эту же мысль подтверждают и развивают в своих работах отечественные исследователи (Е.А. Журавлёва, М.А. Макарченко и др.). Они связывают организационную культуру с таким показателем, как эффективность труда. [18]


Эффективность труда это соотношение между результативностью труда и эффективностью произведенных затрат. В качестве показателей эффективности труда работников выступают производительность труда и ее производные - трудоемкость, продуктивность, выработка, интенсивность работ, добавленная стоимость. При изучении влияния на эффективность труда персонала организационной культуры исследователи берут во внимание различные инструменты культуры организации.

Например, отечественные исследователи в своих трудах рассматривают внутриорганизационные факторы повышения производительности труда, которые можно разделить на три группы: экономические факторы (бюджетирование расходов на персонал, нормирование труда, управление фондом оплаты и стимулирования труда, инвестирование в развитие материально-технической базы предприятия); организационные факторы (совокупность подходов, методов и инструментов управления процессами и результатами труда, к числу которых можно отнести меры по формированию структуры предприятия, определению норм и порядка использования технических, энергетических, временных и информационных ресурсов, управление результатами труда, вознаграждением и обучением работников); социальные факторы (формирование организационной культуры, основанной на ценностях эффективного труда, групповой и индивидуальной ответственности, приверженности персонала, развития профессионального и личностного роста, благоприятного социально-психологического климата в коллективе, базирующегося на отношениях сотрудничества, взаимной поддержки и инициативы). [3]

Также при оценке взаимодействия организационной культуры и эффективности труда работников необходимо учитывать как влияние внутриорганизационных социальных факторов, так и внешних, которые включают в себя характер спроса на услуги/продукцию организации, цены на материалы, предложение рабочей силы на рынке труда, государственные программы поддержки занятости и т.д.

Зарубежные же исследователи в области экономики производства выделяют ключевые составляющие организационной культуры, которые оказывают непосредственное влияние на производительность труда [4]:

- сильная, объединяющая корпоративная философия и миссия;

- открытые каналы коммуникаций и доступ к высшему руководству;

- особое внимание к людям и производительности;

- особое внимание к клиентам и сервису;

- наличие поддерживаемых всеми церемоний, ритуалов, обычаев;


- общий эмоциональный подъем, касающийся работы и будущего;

- чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением

Среди способов изучения корпоративной культуры выделяют следующие:

· интервью и анкетирование;

· косвенные методы;

· изучение устного фольклора;

· изучение документов;

· изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов;

· изучение сложившейся практики управления.

Современные исследователи организационной культуры также считают важным для повышения производительности труда формирование «правильной» мотивации работников, а именно дифференцированное использование методов материального и нематериального стимулирования: поощрение лучших работников, проведение различных конкурсов, расширение социального пакета и т. д. [5]

Таким образом, воздействие организационной культуры на результативность деятельности предприятия обусловлено такими инструментами, как культура реализации трудового процесса, культура процесса адаптации, нематериальные поощрения сотрудников и др. От того, насколько грамотно выстроено управление организационной культурой высшим руководством и кадровыми службами, зависит удовлетворённость трудом работников и, как следствие, производительность труда, а далее и эффективность всей организации.

Оценка корпоративной культуры организации ООО «Ювента» рассмотрим во второй главе курсовой работы.

2. Оценка корпоративной культуры организации ООО «Ювента»

2.1 Краткая характеристика организации

Объектом исследования является Общество с Ограниченной Ответственностью «Ювента» которое создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО «Ювента» зарегистрирована 27 марта 2015 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Московской области.

Юридический адрес ООО «Ювента» - 141006, Московская область, город Мытищи, улица Мира, 34а.

Руководитель организации – Корелов Аркадий Иванович.


Основной вид экономической деятельности - торговля оптовая и розничная лакокрасочными материалами в специализированных магазинах.

Целью деятельности ООО «Ювента» является получение прибыли. В своей деятельности ООО «Ювента» руководствуется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Указами Президента, Постановлениями правительства РФ, санитарными нормами и правилами.

Уставный капитал общества состоит из доли его участников. Уставный ООО «Ювента» 10 000 руб.

Организация включена в Реестр малого и среднего предпринимательства, категория: малое предприятие. Согласно ст. 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля Ювента г. №209-ФЗ, средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек.

Организационная структура управления ООО «Ювента» соответствует линейно-функциональному типу рисунок 1.

Директор

Заведующий

складом

Продавцы

Заведующий торговым залом

Главный бухгалтер

Рабочие склада

Заведующий секцией сухих строительных смесей, теплоизоляционных материалов

Бухгалтерия

Заведующий секцией лакокрасочных материалов

Заведующий секцией отделочных материалов, дсп, двп, фанера

Продавцы

Продавцы

Рис. 1 - Организационная структура ООО «Ювента»

Такая структура управления с линейной подотчетностью предоставляет оперативную реализацию управленческих решений, повышает эффективность функциональных участков, позволяет быстро маневрировать ресурсами.

Преимуществами такой структуры являются исключение вероятности дублирования функций исполнителями, улучшение координации в функциональных областях, формализация и стандартизация процессов.

К отрицательным моментам можно отнести чрезмерную концентрацию внимания руководства на решении оперативных вопросов, в ущерб стратегическим задачам управления, отсутствие у менеджеров системного подхода к решению проблем предприятия.

Задачами предпринимателя являются удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров, а также организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Структура продаж торговой компании ООО «Ювента» за 2018 год представлена на рисунке 2.


Рис. 2. - Структура продаж торговой компании ООО «Ювента» за 2018 г.

Как видно на рисунке 2, в структуре продаж торговой компании ООО «Ювента» преобладающий удельный вес приходится на лакокрасочные материалы 49,2%, строительные и отделочные материалы составляют 25,4%, сухие смеси 11,5%, теплоизоляционные материалы 9,2%, прочие строительные материалы 4,6%. Для определения конкурентного профиля ООО «Ювента», рассмотрим динамику и структуру продаж по основным ассортиментным группам товаров в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ структуры и динамики продаж ООО «Ювента» за 2016 - 2018 гг.

Наименование

2016 год

2017 год

2018 год

Изменения

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

по сумме, тыс. руб.

по уд. весу

Строительные и отделочные материалы

2667

24,5

2878

24,3

3260

25,4

593

0,9

Прочие

материалы

414

3,8

426

3,6

603

4,7

190

0,9

Сухие смеси

1328

12,2

1315

11,1

1476

11,5

148

-0,7

Лакокрасочные материалы

5694

52,3

6171

52,1

6315

49,2

621

-3,1

Теплоизоляционные материалы

784

7,2

1054

8,9

1181

9,2

397

2

Всего

10 887

100

11 845

100

12 835

100

1948

0

Как видно из таблицы 2, общий объем выручки за 2016-2018 гг. возрос на 1948 тыс. руб. Основной прирост наблюдался по группе лакокрасочных материалов 621 тыс. руб. При этом, наблюдается изменение в структуре продаж в части снижения удельного веса группы лакокрасочных материалов на 3,1 процентных пункта, и увеличение группы теплоизоляционных материалов на 2 процентных пункта. По результатам анализа конкурентного рынка выявлено, что усиление конкурентных позиций по лакокрасочным материалам является нецелесообразным, ввиду наличия более сильных конкурентов.