Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника (психологические особенности учащихся младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучеﺍниеﺍ реﺍбёнка чеﺍреﺍз еﺍго деﺍятеﺍльность – из важнеﺍйших , которому ﺍн слеﺍдовать учитеﺍль. ﺍ особеﺍнности вскрываются неﺍпосреﺍﺍнно на урокеﺍ, ﺍ – в работеﺍ, треﺍтьи - дома.

2 Роль учителя в личности младшего школьника

2.1 Роль в развитии самооценки школьника

Педагог, в своей работы на обладает оценивать другого незрелого человека, что ему ощущение власти и . Взгляд на как на человека, не имеющего на ошибку, затрудняет и личностный рост , ведёт его к сгоранию. Противопоставить можно только собственного несовершенства и к изменениям. Так как в происходит эмоциональное, и психическое становление , особые требования к учителю, обеспечить это становление.

младшего школьного большую часть проводит в . И основной его деятельностью учебная. В этой , считается, что мощным воздействия на младшего школьника оценка учителя. знания, учитель оценивает , её возможности и место других. Именно так оценки детьми[11].

на оценки , дети сами себя и своих как отличников, средних, , старательных или , ответственных или безответственных, или недисциплинированных[12].

По мнению Н.С. , Т.Д. Жулыбиной, некоторые не всегда роль своих суждений в формировании младших школьников – из важнейших воздействия на развитие , поэтому совершенствование деятельности учителя, её механизмов одним из резервов эффективности воспитательной , повышения общественной юных .

Оценочная деятельность обычно осуществляется в отметок в журнале и в форме. этими двумя оценок имеется различие. Оценка, учитель в журнал, является документом.

Поэтому ставит её на основе разработанных и требований общества. К же оценочным суждениям общество предъявляет общие, требования, не контролируемые показателями, – они должны гуманистическим тенденциям образования, развитию учащихся. вербальная оценка не ответственна для учителя, чем в журнале. Она педагогу учитывать ситуацию, подчёркивать учеников, которым даётся , и наоборот, выражать способных, но ленивых из них.

По Ф.В. Костылёва, самооценка школьником учебной деятельности на оценки, выставленные в , поскольку они являются для социального и санкций. Однако оценка может доминирующую роль в самооценки , если педагог правильно ею пользоваться. Это и с тем, что она более лабильна, окрашена, а , более доходчива до ума и ребёнка[13].


Успехи и в учении, оценка результатов его труда начинают и отношение ребёнка к себе, то есть его [14]. У ученика в процессе формируется на оценку своих – один из основных самооценки, в отражается то, что ребёнок о других, и его возрастающая активность, направленная на своих и личностных качеств[15].

низкой самооценки у детей способствуют так же еще низкие, чем учителя, сооценки по классу, которые неуспехи отстающих в учении на все сферы их деятельности. Уже во классе у отлично детей формируется самооценка, отношение ко всем тем, кто не отличником. В учебной учащихся имеется из класса в возрастающая диспропорция объёмом и сложностью информации, которую им усвоить, и способами, которые им для цели даются.

и сложность этой всё больше и превышают те способы и , которые учащимся для её усвоения. Трудности, они испытывают невладения рациональными усвоения снижают их к учебному предмету и переживаются ими как «», «недоделки», связанные с неорганизованностью.

Младшие , по мнению Б.С. Волкова, считать, что они хорошо учиться, но не этого хотят, что у них для этого все интеллектуальные , но не хватает , характеристических, волевых [16].

Соотнесение собственной своей учебной с оценкой, эта деятельность получает у , умение учитывать зрения окружающих, этого подхода – существенная на пути формирования у критической самооценки результатов деятельности. Важна не адекватная оценка самого по себе результата деятельности, но и учёт , что усматривает и ценит в результате сам учащийся.

сформировать у младшего школьного контроль и самооценку не никаких сомнений. довести до младшего школьника то, что, урок самому , товарищам, родителям, убедиться, ты его или нет, то есть показать функцию повторения. приучать ребёнка всё , и в процессе , и по её окончании, сравнивать работу с каким-то . В качестве образца для может не только то, что демонстрировал в классе, но и ответы учеников.

Исследования Г. показывают, что чем поймёт младший необходимость постоянного , тем лучше. Очень ошибку те родители, которые функцию контроля на и стремятся как можно удержать её за . На первых порах помощь бывает маленькому школьнику, но её, взрослые всё время помнить, что цель заключается в том, всему этому научить ребёнка, а не подменять его как дольше, к чему стремятся родители. В ситуации не чувствует ответственности за выполненное задание[17].


образом, помочь  c первых обучения овладеть , показать, что это такое, как он , и постепенно приучить его контролировать и свои действия – вот , которая встаёт педагогом. До сознания необходимо , что само по себе понимание ещё не обеспечивает ответа, когда его на уроке. обратить особое на то, чтобы у школьника складывались достаточно , устойчивые и критерии оценки себя и своих .[5;61]

Первоначальная оценка своих качеств, поступков простым отражением той , которую дают деятельности и качествам воспитатели, , родители. Поэтому эту в развитии самооценки «предсамооценкой»[18].

же формирования подлинной включает в себя, по А.А. Аркушенко, два этапа:

- подвергается действиям;

- в сферу включается его внутреннее , личностные качества.

учащимися , которые должны их учебную деятельность, опосредованно, через результатов деятельности учителем.

знаний учащихся способствует их продвижению, обучающий, характер. Однако трудности у педагогов, пятибалльной оценочной , оценки выполняемых учащимися работ.

По утверждению Е.В. , пятибалльная система , по отметке судить о действительном знаний, нельзя , что нужно улучшить, над чем больше , не даёт полноценной для формирования у учащегося самостоятельности. Отметочная выполняет внешнего контроля обучения учащегося со учителя. Она не предполагает ни учеником действий, ни сопоставления его оценки с внешней .

В ходе образовательного у школьников возрастает критичность, к себе. Первоклассники положительно оценивают учебную , а неудачи связывают с объективными обстоятельствами. и, в особенности, третьеклассники к себе уже критично, делая оценки не только , но и плохие поступки, не успехи, но и в учении.

Постепенно и самостоятельность самооценок. самооценки первоклассников полностью от оценок их поведения и деятельности учителем, , то ученики вторых и классов достижения более , делая предметом оценки и оценочную самого (всегда ли он прав, ли).

По утверждению Ф.В. Костылёва, на школьного обучения, уже в начальных , смысл отметки для существенно меняется; при он находится в прямой с мотивами , с требованиями, которые сам к себе предъявляет. ребёнка к оценке его всё больше и связывается с потребностью возможно более представление о самом .

Таким , система оценок, в образовательном процессе главным средством учителя на , является гораздо сложным, мощным и орудием, чем это обычно .

Используя ту или меру воздействия, должен представить её психологическую основу, то действовать не , а знать, на что она рассчитана и он от неё ждет.


Оценочные , которые выставляет , должны, , соответствовать действительным детей. Однако опыт показывает, что в знаний требуется большой . Важно не только, оценку поставил ученику, но и то, что он при сказал. Ребёнок знать, чего от него учитель в раз. Не следует хороших учеников, тех детей, которые высоких результатов, но без труда. нужно поощрять в той или форме малейшее в учении хотя и , но трудолюбивого, ребёнка[19].

Главное, что определять отношение учителя к каждому , по утверждению Н.В. , независимо от уровня его и индивидуальных психологических , – это глубокая вера в человека, в его .

Эффективность учебной школьника зависит не от системы хорошо знаний и приемами умственной , но и от уровня самооценки. успеваемости школьников на их несомненно. , которые испытывают затруднения в усвоении материала, получают всего оценки. Слабоуспевающим становится на каком-то учения, когда определённое между тем, что от него , и тем, что он в состоянии выполнить. Тот, часто терпит , ожидает и неудачу, и наоборот, в предшествующей учебной предрасполагает к ожиданию в дальнейшем.

в учебной деятельности у детей неуспеха над , постоянно подкрепляемое оценками их учителем, ведёт к у них неуверенности в себе и неполноценности. Организуя работу, должен сознательно и формировать самооценку

В последнее время поднимается о безотметочной системе в начальной школе. её принцип — свободное ребёнка, без и стресса, а общим учителей, поддерживающих систему обучения, уважение к ребёнка. А главное, этой личности, а с ней и интереса к жизни, воли[20].

в рамках безотметочного , учитель при оценивании и навыков ученика не употреблять «» отметочной системы, а : «звездочек», «зайчиков», «». При безотметочном обучении такие оценивания, которые, с стороны, позволяют индивидуальное продвижение ребёнка, с стороны, не провоцируют на сравнение детей собой, ранжирование по их успеваемости. Это быть условные , на которых фиксируется выполненной работы по критерию, формы графиков, .

Все эти формы фиксации являются личным ребёнка и его . Учитель не должен их предметом сравнения. не должны становиться наказания или ребёнка ни со стороны , ни со стороны родителей[21].

процедуры оценивания при обучении в том, что самооценка ученика предшествовать учительской . Несовпадение этих оценок предметом обсуждения. Для и самооценивания выбираются такие задания, где объективный критерий оценивания (, количество звуков в ), и не выбираются те, где неизбежна оценки (, красота написания ). Критерии и форма каждой работы могут различны и должны предметом договора учителем и учениками.


ученика дифференцироваться, то есть из оценок своей по целому ряду . В таком ребёнок будет видеть свою как сумму многих , каждое из имеет свой оценивания[22].

Ребёнок сам ту часть работы, он хочет предъявить учителю для , сам назначает критерий . Это приучает школьников к оценочных . Учитель не имеет высказывать оценочные по поводу черновой , которую не предъявляет для оценки.

современные педагоги , как: И.А. Голосенко, А.В. Сеслер, Е.В. , делают , что отметка очень разрушает защитную самооценки детей школьного , делая её более . И что безотметочное обучение, крайности, создает здоровые для развития детских , чем обучение с отметками, крайние тенденции, с риском для здоровья детей.

отметку, на их взгляд, не само оценивание. заменяется развёрнутой системой взаимоотношений, сотрудничеством и взрослого в производстве и в оценок. Это направлено на развитие у способностей и умений как важнейшей составляющей .

Широкое феномена оценки в процессе школы причиной того, что учителем учебной деятельности и самооценивание выделилось в годы в самостоятельное . Целью деятельности является успеваемости учащихся и у них адекватной самооценки.

образом, педагога на формирование школьников, несомненно. учебную работу, должен достигаемые детьми не только с их умственными , но и с самооценкой ребёнка, его представления о и уровне реализации возможностей в различных ситуациях. От этих зависит или меньшая уверенность в своих силах, результата как успеха или , отношение к ошибкам. Выбор для задачи в зависимости от стеﺍпеﺍни еﺍё и ряд других важнеﺍ момеﺍ учеﺍбной деﺍятеﺍльности, в выражаются ужеﺍ неﺍ умствеﺍﺍ способности сами по сеﺍбеﺍ, а фактор, на формированиеﺍ адеﺍкватной ﺍнки младшеﺍго школьника.

Как ﺍрждаеﺍт И.Ю. Кулагина, ﺍнка неﺍ являеﺍтся . Она меﺍняеﺍтся в зависимости от обстоятеﺍ. В настоящеﺍеﺍ вреﺍмя сущеﺍﺍт множеﺍство повышеﺍния ﺍнки деﺍтеﺍй младшеﺍго школьного [23].

2.2 Основные пути самооценки младшего  школьника

Самооцеﺍнка ﺍт сущеﺍствеﺍﺍ влияниеﺍ на эффеﺍ деﺍятеﺍльности и формированиеﺍ на всеﺍх этапах . Адеﺍкватная самооцеﺍнка ﺍт чеﺍловеﺍку увеﺍреﺍнность в сеﺍбеﺍ, ﺍт успеﺍшно ставить и цеﺍлеﺍй в карьеﺍреﺍ, жизни, творчеﺍﺍ, придаёт такиеﺍ ﺍзныеﺍ качеﺍ как инициативность, преﺍ, способность адаптации к различных социумов.