Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребенка дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день проблема развития личности ребёнка является достаточно актуальной как в России, так и в мире в целом. Человек, являясь частью социума, в век интернета и прогрессивных технологий становится менее защищенным перед самим социумом. На нас давит враждебная реклама, пропаганда, потоки различной информации. Не подготовленный человек не в силах оценить, переработать и сделать реальные выводы. И здесь на помощь приходят сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно - ролевая игра - это самый доступный для детей  вид деятельности, способ переработки  полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

В игре ребёнок может реализовать себя, проявить свои волевые качества, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в  общении. В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.

Таким образом, актуальность проблемы развития личности ребёнка в современной дошкольной образовательной организации и необходимость разработки новых подходов к организации этого процесса в практической деятельности педагога обусловили выбор темы исследования: «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребенка дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) раскрыть роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка;

3) разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию личности ребёнка;

4) организовать и провести педагогический эксперимент по развитию личности ребёнка средствами сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования: процесс развития личности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребёнка.

Гипотеза исследования: формирование личности ребёнка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры будет успешным, если:


- осуществляется диагностика уровня сформированности личности ребёнка дошкольного возраста;

- осуществляется педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой в формировании личности ребёнка.

Теоретико-методологическая база обусловлена междисциплинарной спецификой, в основе которых лежат исследования ученых Зворыгина Е. В., Гаспарова Е. М., Максакова А. И., Тумакова Г. А.

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, обобщение передового педагогического опыта, сравнение, обобщение данных).

База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида номер 21 «Алёнушка».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав теоретических и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сюжетно-ролевая игра дошкольника и её особенности

Особое внимание  в педагогической теории игры уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра - это увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство их воспитания и развития. Главным является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается его внутреннее содержание.

С помощью игры ребенок не просто играет какую-либо профессию, он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн) [25, 37].

 Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.


Е.О.Смирновой утверждает, что игра – это не научное понятие. В широком смысле игра представляет собой самостоятельную эмоционально насыщенную деятельность ребёнка, в которой есть элемент импровизации, спонтанности и опробования себя и предмета своей игры в различных ситуациях [19;2].

 Характерной чертой сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей, т.е игру создают сами дети. Они самостоятельно выбирают тему, место, время, линию ее развития, решают, что будет главным в их игре, какие будут роли играть. Каждый ребенок сам выбирает средства воплощения образа.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и поэтому каждый ребёнок получает радость и удовольствие от самого процесса. Игра вводит любого ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

 У сюжетно-ролевой игры есть своя специфическая структура. Эта структура состоит из следующих компонентов: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет - это та сфера действительности, которую дети отражают в своих играх (Д. Б. Эльконин) [12, 36]. В сюжетах игр отображаются конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. К тому же его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

 Существует множество сюжетов детских игр. По классификации описанных Д. Б. Элькониным, условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую.), производственные (игры отражающие профессиональный труд людей - строительные, сельскохозяйственные), общественно-политические (игры в войну, школу) [12, 36].

 Некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, но Д. Б. Эльконин, описывает закономерность в их развитии. Здесь можно говорить, по крайне мере, о трех линиях развития игр в рамках одного сюжета. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность Д. Б. Эльконин связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

 На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских игр («война», «космические путешествия»). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери» и т. д.).


Следующим компонентом выступает содержание сюжетно-ролевой игры. Под содержанием мы понимаем то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. В нем отражается лишь внешняя сторона поведения человека. Например, как действует человек в какой-либо ситуации, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Содержание игр не редко определяется социальными условиями, в которых живет ребенок.

Источником содержания детских игр по мнению Р. И. Жуковской могут быть два вида источников: непосредственный детский опыт, возникающий стихийно, и опыт, организуемый воспитателем. Опыт ребенка - важный источник, но часто поверхностный, поэтому взрослый должен корректировать, направлять ребенка. Названные источники способствуют развитию содержания игр и влияют на умственное развитие ребенка [16, 84].

Содержание игры исходит из знаний детей тех сторон действительности, которые изображаются в игре, его личным опытом. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

И последний компонент - это роль. С помощью роли ребёнок воплощает содержание сюжетно-ролевой игры, роль является средством реализации сюжетно-ролевой игры.

 Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.

 Играя какую-либо роль, ребёнок сравнивает себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности. Первая особенность -это соблюдение правил. Правила регулируют действия ребенка и  воспитателя. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Для ребёнка очень сложно выполнять правила и в этом главным помощником является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.  Осваивая правила ролевого поведения, у ребенка формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Вторая особенность - у игр социальный мотив. Ребёнок стремиться к совместной социальной жизни со взрослыми. Это  связано с одной  стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, а с другой стороны с растущей самостоятельностью детей. Это противостояние разрешается в сюжетно-ролевой игре, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения [13, 66].


Третья особенность сюжетно-ролевых игр - это эмоциональное развитие дошкольника. В игре  ребенок может проявить эмоции, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «понарошку», «как будто», «по правде». У детей в игре переживания всегда искренние, ребенок не может еще притворяться. В игре мама по-настоящему любит свою дочку-куклу и серьёзно переживает вкусно ли у неё получился обед. И. М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

  Еще одна особенность сюжетно-ролевой игры - развитие интеллекта дошкольника. Содержание игры связано с общим умственным развитием  ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых, поэтому содержание игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. При появлении длительной перспективы игры у детей мышление и воображение становится целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

Следующая особенность - развитие  воображения и творчества. Дети обговаривают общий  план действий, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. В игре ребёнок лучше понимает связи между разными явлениями жизни.

И последняя особенность - это развитие речи.  Для игры особенно велика роль слова. С помощью слова ребёнок выражает свои мысли и чувства, понимает переживания партнеров, согласовывает с ними свои действия. По мнению Л. С. Выготского развитие детского воображения важное условие усвоения речи. Задержанные в своем речевом развития дети оказываются отстающими и в развитии воображения.

Речи и игра взаимосвязаны между собой. Речь развивается и активизируется в  игре, а  игра развивается  под влиянием развития речи. Ребенок  словом обозначает свои действия, словом он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои эмоции и чувства [7, 155].

Период развития сюжетно-ролевой игры приходится на возраст 4-5 лет: для осуществления своих игровых целей дошкольник перед началом игры выбирает себе товарищей, подбирает необходимые игрушки, по ходу игры со­вершает определенные действия и поступки, вступает в разно­образные отношения с играющими. В процесс игры вовле­кается психические, познавательные процессы ребенка, а также воля, чувства и эмоции, потребности и интересы, ребенок говорит, активно действует и использует свои знания. Таким образом, можно вывести задачи для развития детей в игре: