Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Диагностика уровня влияния мультфильма на детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Личность человека начинает формироваться в раннем детстве, поэтому с точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая часть-это возраст три-четыре года, она преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая часть включает возраст от четырех до пяти лет и направлена на нравственную саморегуляцию, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых качеств ребенка.

На развитие личности дошкольника влияет множество факторов, таких как семья, социум, наследственность. Помимо семьи, социума, главными помощниками в формирование личности дошкольника служат мультфильмы, с которой его знакомят родители.

Из-за занятости, родители зачастую доверяют воспитание детей широким экранам современных технологий, не подозревая, как рискуют и не осознают того, что именно транслирует в еще неустойчивое сознание ребенка та или иная программа. Многие скажут, что мультик – это просто яркое представление, которое может на время отвлечь ребенка от капризов, занять его внимание интересной историей, иными словами – развлечь, тем самым предоставляя возможность родителю немного отдохнуть или решить неотложные дела. С одной стороны, действительно в этом есть доля правды, без мультфильма невозможно представить детство, но с другой стороны, мультик может нанести вред ребенку, который быстро отразится на его поведении. Дело в том, что большинство современных мультфильмов, особенно зарубежного производства, создаются психологически и педагогически неправильно, что, безусловно, влияет на психическое состояние ребенка. 

Интерес детей к мультфильмам огромен, поэтому просто необходимо направить его в полезное русло. Запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут, не нужно наказывать ребёнка запретом, а в качестве поощрения разрешать смотреть «сколько хочешь». Телевидение должно стать для ребенка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его запросы.

Изучением данной проблемы занимались такие педагоги, как В.С Собкин, М.В. Хлебникова, А.М. Грачева, В.П. Чудинова, А. Благовещенская, Д. Лемиш, Р. Пацлаф, А. В. Гриценко, К.А. Тарасов и другие.

Актуальность: анализ состояния теории и педагогической практики определяет необходимость изучения влияния мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.


Цель исследования: изучить влияние мультфильмов на развитие личности детей дошкольного возраста.

Задачи: 

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- определить уровень влияния мультфильмов на развитие личности;

- провести анализ как отечественных, так и зарубежных мультфильмов;

- выделить критерии отбора мультфильмов для развития личности детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития личности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние мультфильмов на развитие дошкольников.

Теоретико-методологическая база обусловлена междисциплинарной спецификой, в основе которых лежат исследования ученых по социально-педагогической психологии отечественных ученых И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой; по возрастной педагогике А.С. Белкина, по практической психологии М.В. Башовой; по возрастной психологии В.С. Мухиной, А.А. Хвостого; по дошкольной педагогике С.А. Козловой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой, Н.П. Гришеевой; по детской патопсихологии Э. Мыш, Д. Вольфа.

Методы: теоретический анализ научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, опрос, наблюдение, количественная и качественная обработка материалов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав теоретических и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Роль мультфильма в воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время о роли мультфильмов в воспитании детей, их воздействии на детскую психику очень много говорится и пишется. В основном разногласия встречаются по поводу содержания отечественной и зарубежной мультипликации.

По мнению одних педагогов, современные мультфильмы зарубежного производства несут угрозу для детей, поскольку в них имеются элементы агрессивности, примеры нежелательных форм поведения и др. и рекомендуют к просмотру только мультфильмы отечественного производства [3, 32].


Другие считают, что независимо от того, чьему производству принадлежит мультфильм, они благотворно действуют на психику ребенка и могут быть действенным средством формирования и развития нравственных качеств детей, но при условии тщательного отбора в соответствии с их нравственным содержанием [25, 54].

Анализ ряда педагогической литературы (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов Вано) позволяют утверждать, что мультфильм - это один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка, благодаря использованию особого художественного приёма – смешения фантастического и реального.

Понятие «мультфильм» имеет много различных определений, которые основаны на разных формах изобразительного искусства и иллюстрациях. Производят мультфильмы художники, которых называют карикатуристами [12,184].

Первоначальный смысл мультфильма обозначался как подготовительный рисунок на некое произведение искусства, например такого, как картина. А в современном мире, значение сейчас относят к юмористической иллюстрации в анимационных фильмах.

Иногда понятие «мультфильм» можно использовать в понятии комикса, либо юмористического рисунка художественной и публицистической публикации в газете или журнале.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино - это вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [7;58 ].

Многие психологи считают для детей довольно эффективным воспитательным средством героев любимых мультфильмов. Так как они активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации.

По утверждению Р.Г. Казаковой мультфильм, отображающий актуальные для ребенка жизненные ситуации, доступные для его понимания события увлекает дошкольника, способствует вхождению, вживанию в экранные образы, тем самым у дошкольника складывается впечатление непосредственного присутствия в сюжете, что открывает новые горизонты и возможности для работы с детьми [16;64].

Дошкольное детство - это период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие, нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности. К концу дошкольного периода заканчивается формирование «первого абриса детского мировоззрения» (Д.Эльконин) [16;]. Но из карикатурных, рисованных персонажей не может складываться мировоззрение.


Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка изучали такие исследователи, как: А.Ф. Бурухина (развитие умений целеполагания с использованием мультипликационных фильмов), Ж.В.Мацкевич, Р.Г. Казакова (развитие изобразительного творчества в рисовании дошкольников под влиянием мультипликационного кино), Е.А.Тупичкина, Н.В.Олейник (формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма) [7, 16].

Исследованию воспитательного потенциала мультфильмов в развитии личности детей дошкольного возраста были посвящены работы: М.В. Корепановой, О.В. Куниченко, А.Ф. Маркова, И.Я. Медведевой.

В средствах массовой информации в последнее время появилось много публикаций, в которых психологи и педагоги спорят о влиянии современных мультфильмов на детскую психику. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ребёнка: зарубежные или отечественные мультики?

Яркие, увлекательные мультфильмы близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. В мультфильмах персонажи показывают ребёнку самые разнообразные способы взаимодействия с окружающим миром. С помощью мультфильмов у детей формируется представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм - это эффективное средство воспитания ребёнка.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Поэтому родителям стоит оградить детей от просмотра мультфильмов, где главные герои агрессивны, стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. После просмотра таких мультфильмов дети могут проявлять жестокость, безжалостность, агрессию в общении с окружающими [30;25].

Также нужно избегать те мультфильмы, где показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.

В. С. Мухина считает, что для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Перечень признаков вредных для ребёнка мультфильмов можно продолжить конечно же еще [8;162].


Мультфильмы бывают очень разнообразными и необходимо выработать правильную стратегию по выбору подходящих фильмов с учетом принятых в семье правил и ценностей, а также - интересов и увлечений ребенка, а главное, с учетом возрастной психологии. Любимый персонаж мультфильма, является главным авторитетом (после родителей) для ребенка. Он показывает ребенку, как надо поступать в той или иной ситуации, будоражит воображение ребенка, учит его сопереживать другим, учит справедливости. Речь идет о «советских» мультфильмах, в них создается добрая картина мира. В ней есть отрицательный персонаж, но он легко перевоспитывается. Мораль наших мультиков такова, что даже плохой персонаж, стал таким, только по тому, что с ним никто не дружил, никто его не любил [2;36].

Таким образом, роль мультфильмов в воспитании ребенка велика. В мультиках ребенок видит модели поведения. Смотря мультфильмы дошкольник учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Мультфильм заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В мультиках показана красота природы, герои мультфильмов учат любить и беречь ее. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. В мультиках показано, что если хорошо относиться к природе, то она угощает героев мультика вкусными фруктами, овощами и т.п. Герои мультиков учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто лениться, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд - это полезное дело.

1.2 Сравнительный анализ отечественных и американских мультфильмов

В настоящее время практически для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Оно стало не только способом времяпровождения, но и средством воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.

Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских) [6;95].

Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.