Файл: Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Правовая основа финансового обеспечения ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, возложен на специально уполномоченных представителей Министерства финансов России.

Их права и обязанности предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минфина России. Повседневный контроль за правильным расходованием выделяемых на оперативно-розыскную деятельность средств осуществляют руководители ОВД и их оперативных аппаратов.

Однако представители Минфина перед началом проверок должны пройти установленную процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Только после этого их наделяют полномочиями, позволяющими знакомиться с соответствующими финансовыми документами в полном объеме.

В соответствии с требованиями нормативных актов выделенные на проведение оперативно-розыскной деятельности ассигнования должны расходоваться эффективно, рационально и не превышать установленных нормативов.

По каждому факту незаконного использования финансовых средств по статье "Особые расходы" производится внутреннее (служебное) расследование с участием руководителя проверяемого либо вышестоящего оперативного аппарата или подразделения.

По результатам такого расследования виновные привлекаются к материальной, дисциплинарной, а при наличии оснований – к уголовной ответственности.

Бюджетные статьи ассигнований на ОРД являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых в соответствии с бюджетом РФ конкретному государственному органу по его ежегодным заявкам.

Эти средства на содержание оперативных подразделений, расходы, связанные с осуществлением ОРД, ее обеспечением, зачисляются на отдельную статью сметы субъекта ОРД и расходуются в порядке, определяемом ведомственными нормативными правовыми актами, которые во избежание бесконтрольного расходования денежных средств в ОРД определяют размеры, порядок выдачи, расходования и списания денежных сумм, выделяемых для обеспечения негласных ОРМ, документирования преступных действий разрабатываемых и др.

Статья 19 ФЗ об ОРД прямо устанавливает, что финансовые средства, выделенные ОРО, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. Соответственно, порядок учета, распределения выделенных финансовых средств и отчетности за их использование в МВД России определяет министр внутренних дел, в ФСБ России – директор ФСБ России, во ФСИН – директор ФСИН и т.д.


Учет денежных средств и материальных ценностей, используемых в ОРД, ведут сотрудники финансовых служб субъектов ОРД, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну.

Например, в соответствии с Положением о Финансово-экономическом департаменте (ФЭД) МВД России, утвержденным приказом МВД России от 18 ноября 2004 г. M 750, функцией ФЭД является определение и реализация совместно с Минфином России порядка финансирования расходов на ОРД.

А согласно Положению о Расчетно-кассовом центре (РКЦ) МВД России, утвержденному тем же приказом, функциями РКЦ являются: прием и проверка авансовых отчетов и других отчетных документов подразделений центрального аппарата министерства, подразделений, непосредственно ему подчиненных, по расходам при проведении ОРД в рублях и иностранной валюте в соответствии с требованиями приказов МВД России; обеспечение денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, мероприятий по ОРД, осуществляемых подразделениями центрального аппарата министерства, подразделениями, непосредственно ему подчиненными.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, является разновидностью ведомственного контроля за ОРД, но связанного не с законностью и обоснованностью проведения ОРМ, со строгим и точным выполнением нормативных предписаний ведомственных правовых актов, а с соблюдением финансовой дисциплины в финансировании ОРД в целом и отдельных ее направлений либо расходованием средств сметы на отдельные OPM или действия, связанные с ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на обеспечение ОРД, возлагается на руководителя OPO как распорядителя кредита. Соответственно, это должностное лицо обязано само осуществлять контроль за расходованием денежных средств, утверждать документы на их списание, назначать лиц, ответственных за выдачу денежных средств на оперативные расходы, ведение учетной и отчетной документации, при необходимости создавать комиссии для целей контроля расходования финансовых средств, выделенных на обеспечение ОРД.

Вместе с тем контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, соответствием сумм расходов и их обоснованностью требованиям и основаниям, предусмотренным ведомственными нормативными правовыми актами, вправе и обязаны осуществлять контрольно-ревизионные органы субъектов ОРД.

Компетенция контрольно-ревизионных органов в различных субъектах ОРД определена ведомственными нормативными актами.


Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, может осуществляться только специально уполномоченными представителями Минфина РФ, имеющими допуск к сведениям, составляющим гостайну, предписание на проведение проверки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Стабильное и достаточное финансирование ОРД является одним из главных вопросов обеспечения негласной работы оперативно-розыскных органов. Это связано с тем, что проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий, решение вопросов социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, обеспечение конспирации объективно требуют значительных финансовых затрат.

Так, для эффективного осуществления ОРД в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих оперативно-розыскных мероприятий, в частности проверочной закупки или контролируемой поставки, нередко осуществляемых в рамках оперативного внедрения, оперативного эксперимента, особенно при выявлении каналов поставки оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, фальшивых денежных знаков требуются значительные финансовые затраты.

Практика показывает, что эффективное проведение таких мероприятий может быть прямо пропорционально затратам. Чем больше выделяется денежных средств, тем большую партию оружия или наркотических средств можно закупить, а, следовательно, изъять из нелегального оборота, обеспечить выявление не мелкого сбытчика, а выйти на оптового поставщика предметов, изъятых из свободного оборота. И, наоборот, из-за крайне ограниченных лимитов финансирования, например, проверочной закупки, как и других оперативно-розыскных мероприятий, может быть сорвано ее проведение, потеряться наступательность оперативных разработок, что в итоге снижает результативность ОРД.

ФЗ об ОРД предусматривает выплату денежного содержания либо вознаграждения гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, возмездный характер отношений сотрудничества с конфидентами предусмотрен ст.15 ФЗ об ОРД. Возможность получения денежного вознаграждения, компенсационных выплат лицами, сотрудничающими с оперативно-розыскными органами либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших.


Финансирование – безвозмездное и безвозвратное направление денежных ресурсов на конкретные цели.

Обеспечение – предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве.

Финансовое обеспечение – предоставление оперативным аппаратам в установленном порядке необходимых и достаточных денежных средств для решения стоящих перед ними задач.

Источники финансирования:

- федеральный бюджет;

- средства местных бюджетов;

- внебюджетные средства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 96 с.
  2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"(ред. от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017 N 284-ФЗ, N 285-ФЗ)
  4. Волченков В. В. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / [В. В. Волченков и др.]; под ред. В. В. Волченкова, Б. П. Михайлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 432 с.
  5. Захарцев С. И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография / С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. - М.: Норма, 2015. - 400 с.
  6. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / Климов И.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 407 с.
  1. Овчинский В. С. Комментарий к ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". С прил. решений Конституц. Суда РФ.../ В.С. Овчинский и др.; Отв. ред. В.С. Овчинский - 2 изд., доп. и перер. - М.: Норма, 2014. - 608 с.
  2. Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация : монография / С.С. Овчинский ; под ред. А.С. Овчинского, В.С.Овчинского. – 2-е изд., доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 415 с.
  1. Середнев В.А. К вопросу научного осмысления оперативно-разыскной деятельности (вопросы сыскологосологии) //Журнал: Альманах современной науки и образования. Издательство: ООО Издательство "Грамота" (Тамбов), 2017, с. 82-86
  2. Фирсов О. В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие / О.В. Фирсов, - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
  3. Халиков А. Н. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 323 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. 
  4. Шумилов А. Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации. Монография Том III. Основные положения Книга 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки.- М: ИД Шумиловой И. И., 2015
  5. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2013. Т. I: Оперативно-разыскная деятельность и формирование науки о ней.
  6. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2014. Т. II: Философия оперативно-разыскной науки.
  7. Елинский В.И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности: моногр. /В.И. Елинский. — М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2001. 
  8. Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук / М.А. Шматов. Волгоград: ВолгА МВД России, 2001.
  9. Шумилов А.Ю. О научных направлениях и школах в области изучения сыска // Проблемы формирования уголовно-разыскного права (Право и сыск): автор. сб. науч. работ / авт.-сост.: А.Ю. Шумилов. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2001. Вып. 4. С. 12.