Файл: Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Правовая основа финансового обеспечения ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Сложная система ОРД по выполнению государственной правоохранительной миссии специфическими силами и средствами нуждается в существенной финансовой поддержке.

Обеспечение ОРД относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

На основании предписаний Конституции РФ (п. "б" ч. 1 ст. 114) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и осуществляет через управленческие государственные органы целевое выделение из бюджета финансовых средств.

Финансовое обеспечение ОРД организуется в соответствии со ст. 5 Закона об ОРД. Обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД в соответствии с названным Законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

В условиях перехода к рыночной экономике деньги становятся одним из главных стимулов процесса общественного развития. Поскольку оперативно-розыскная деятельность в этом вопросе не является исключением, то можно констатировать, что ее финансовое обеспечение в современной действительности приобретает все большее значение. Не случайно Закон об ОРД в отдельной главе закрепил нормы, регулирующие финансовое обеспечение ОРД.

Целью и задачами курсовой работы является определение сущности понятия "финансовое обеспечение", изучение правового регулирования финансового обеспечения оперативно-розыскной работы, а также источников финансирования, расходования финансовых средств и контроля за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД.

Теоретической базой исследования послужили работы ведущих ученых в области теории оперативно-розыскной деятельности, таких как Горяинов К.К., Захарцев С.И., Климов И. А., Овчинский В.С., Овчинский С.С., Фирсов О. В., Халиков А. Н., Шевченко В. М., Шумилов А.Ю. и другие.

1. Сущность понятия «финансовое обеспечение»

Оперативно-розыскная деятельность, как и любая другая правоохранительная деятельность, требует не только затрат физических и моральных сил оперативных работников, но и определенных финансовых расходов.


Для функционирования оперативных аппаратов и решения, стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью необходима соответствующая материальная база, а поэтому важным и необходимым условием осуществления оперативно-розыскной деятельности выступает ее финансовое обеспечение.

В условиях перехода к рыночной экономике деньги становятся одним из главных стимулов процесса общественного развития.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность в этом вопросе не является исключением, то можно констатировать, что ее финансовое обеспечение в современной действительности приобретает все большее значение.

Не случайно Закон об ОРД в отдельной главе закрепил нормы, регулирующие финансовое обеспечение ОРД.

В действующих нормативных актах, к сожалению, не раскрывается содержание используемого законодателем термина "финансовое обеспечение", отсутствует его определение также в научной и учебно-методической литературе по теории ОРД.

Это обстоятельство обусловливает необходимость рассмотрения сущности используемого понятия.

Словосочетание "финансовое обеспечение", применяемое в названии ст. 19 Закона об ОРД, ближе всего по содержанию термину "финансирование", под которым в финансовом праве понимается безвозмездное и безвозвратное направление денежных ресурсов на определенные цели.

Под обеспечением же в русском языке понимается предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве.

Важным признаком, требующим отражения в определении, является также нормативное закрепление порядка предоставления и использования финансовых ресурсов.

С учетом изложенного, под финансовым обеспечением следует понимать предоставление оперативным аппаратам в установленном порядке необходимых и достаточных денежных средств для решения стоящих перед ними задач.

2. Расходование финансовых средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

В ст. 19 ФЗ «Об ОРД» понятие «расход финансовых средств» в полной мере не раскрывается, его виды не устанавливаются, их целевое назначение не конкретизируется. В качестве общего направления определяется необходимость обеспечения оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.


Вопросы расходования финансовых средств в полной мере раскрываются в содержании ведомственных нормативных актах. Так, ведомственные нормативные акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, предусматривают следующие виды расходов финансовых средств, направленных на:

-содержание оперативных аппаратов и подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

-оплату услуг лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;

- обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- техническое оснащение оперативных аппаратов;

- прочие расходы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью.

Расходы на содержание оперативных аппаратов и подразделений предусматривают выплату денежного содержания негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с участием гласным и негласным сотрудников оперативных аппаратов в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В ФЗ «Об ОРД» отсутствует исчерпывающий перечень оснований для получения гражданами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, вознаграждений и других выплат. В пункте 2 ст. 15 предусмотрен возмездный характер отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать оперативным аппаратам и подразделениям органов внутренних дел содействие на конфиденциальной основе. Возможность получения вознаграждения и других выплат лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, также закреплена в ст. 18 ФЗ «Об ОРД».

Действующими нормативными актами органов, уполномоченных ан осуществление ОРД, предусмотрены многие виды вознаграждений и выплат, которые при наличии оснований могут получать граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, а также компенсаций им материальных и денежных затрат, связанных с выполнением заданий органов внутренних дел.

В их перечень входят: ежемесячное денежное содержание лицу, сотрудничающему по контракту; разовая денежная выплата в случае потери трудоспособности, болезни, беременности, а также за период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком; денежное вознаграждение или ценный подарок, выдаваемые за оказание помощи в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших; денежное вознаграждение, выдаваемое за содержание жилых и служебных помещений, используемых для решения оперативно-розыскных задач; единовременное пособие, выплачиваемое в случае гибели лица, сотрудничавшего по контракту, его семье и лицам, находящимся на его иждивении; единовременное пособие, выплачиваемое лицу, сотрудничающему по контракту, при получении травм, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Граждане, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, имеют также право на оплату затрат и расходов, связанных с выполнением заданий в командировках, обеспечением их личной безопасности и безопасности членов их семей.

Расходы на оперативно-розыскные мероприятия предусматривают денежные затраты, направленные на создание условий, необходимых для проведения проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативно­го эксперимента, оперативного внедрения штатных негласных сотрудников в организованные преступные группы и выполнения специальных заданий.

Они включают финансовое обеспечение оперативных комбинаций, связанных с проверкой и документированием преступных действий проверяемых лиц и решением частных оперативно-тактических задач; оплату посещений сотрудниками оперативных аппаратов в служебных целях зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплату их проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев. К затратам на этот вид расходов относятся приобретение образцов для сравнительного исследования, материальных ценностей, необходимых для подтверждения легенды, и др.

Расходы на оснащение оперативных аппаратов предусматривают приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений специального назначения, приобретение квартир-убежищ, предназначенных для обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, в случае угрозы, расправы с ними или членами их семей со стороны преступников.

Этот вид расходов предусматривает оплату покупок средств маскировки служебного автотранспорта, предметов экипировки и оперативного гардероба. В них входят оплата кратковременного или неоднократного предоставления гражданами и должностными лицами жилья, нежилых и служебных помещений, используемых для достижения оперативных целей, а также финансирование мероприятий по созданию легендированных предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности,

Прочие расходы могут быть связаны с оплатой исследований предметов и документов, проведенных по поручению специалистами научно-исследовательских учреждений иных министерств и ведомств, оплатой по трудовому соглашению услуг переводчиков, консультантов и других специалистов, выплатой компенсаций эксплуатационных затрат за использование сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений в служебных целях автомобилей, находящихся в их собственности, а также другими финансовыми затратами.


Финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. Порядок расходования указанных средств в Законе об ОРД с учетом принципа конспирации не определен, но подчинен следующим нормам (правилам):

1) руководитель ведомства, осуществляющего ОРД, устанавливая механизм расходов, должен действовать в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством, не превышая своей компетенции;

2) механизм расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, устанавливается ведомственными нормативными актами.

В системе МВД России главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от Министерства финансов Российской Федерации, является Министр внутренних дел. Им в нормативных актах МВД России определяется перечень подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция, структура и организация работы, порядок финансирования оперативных расходов.

Под порядком расходования следует понимать установление конкретных видов расходов, их предельные размеры, основания и условия использования денежных средств, учет расходуемых средств, а также их документальное оформление. Все эти вопросы регламентируются ведомственными нормативными актами, утверждаемыми приказами Министра внутренних дел.

Вместе с тем необходимо отметить, что некоторые виды расходов на оперативно-розыскную деятельность прямо предусмотрены в самом Законе об ОРД. Так, в ч.5 ст.18 этого законодательного акта установлено право лиц, сотрудничающих с оперативными аппаратами, на получение вознаграждений и других выплат за оказание помощи в раскрытии преступлений. Кроме того, ч.8 и 9 этой статьи предусматривают выплаты единовременных пособий в случае получения травм и ранений либо гибели лица, сотрудничающего с органами внутренних дел на контрактной основе.

В соответствии с ведомственными актами денежные средства, необходимые для финансирования ОРД органов внутренних дел, выделяются по статье “Особые расходы” сметы МВД России и учитываются в финансовых органах ведомства (МВД России, МВД, ГУВД-УВД субъектов федерации, УВДТ-ОВДТ, подразделениях Восьмого главного управления, горрайлинорганов) специальными сотрудниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну.

Собственные бюджеты и внебюджетные целевые фонды органов законодательной и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации могут служить дополнительными источниками финансового обеспечения и стимулирования оперативно-розыскной деятельности.