Файл: «Система органов исполнительной власти РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Сущность органов исполнительной власти. И их функции 5

1.1 Сущность органов исполнительной власти и их система 5

1.2 Органы исполнительной власти и их функции 8

Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти 12

2.1 Правительство РФ – высший орган исполнительной власти 12

2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти 18

Глава 3. Характеристика и особенности исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации 24

3.1 Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ 24

3.2 Особенности органов исполнительной власти в Ярославской области 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Введение

В 1993 г. в Конституции РФ закреплен принцип разделения властей, который подразумевает разделение государственных органов и наделение их функциями. Так в статье 10 Конституции РФ говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную».

Принцип разделения властей имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Такой принцип выдержал проверку временем и занимает основное место в конституционном конструировании органов государства. Это является необходимым условием для формирования правового государства. Можно подчеркнуть также организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его осуществление предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами страны, но и создание, и развитие системы государственных учреждений, имеющих отношение к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях в России необходимо действенное функционирование исполнительной власти, создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть все чаще выступает как организатор деятельности государства, что имеет разветвленную систему разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих, как в центре, так и на местах.


Основной целью работы является раскрыть теоретические аспекты, такие как, понятие и сущность исполнительной власти, проанализировать систему ее органов в Российской Федерации и конкретно в Ярославской области.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

Раскрыть понятие и сущность исполнительной власти.

Проанализировать органы исполнительной власти и их функции.

Охарактеризовать федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, агентства и службы).

Рассмотреть систему исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, при этом выделив отдельно исполнительную власть Ярославской области.

При исследовании вопросов темы работы использовались нормативные правовые акты с комментариями, учебная и научная литература таких авторов, как И.Л. Бачило, Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Н.Ю. Хаманевой и В.Е. Чиркина.

В работах Н.Ю. Хаманевой и В.Е. Чиркина анализируется исторический аспект и развитие современной системы органов исполнительной власти. Л.А. Калининой рассматриваются функции исполнительных органов власти. Г.В. Атаманчук охарактеризовывает в комментариях к закону «О правительстве Российской Федерации», организация и особенности деятельности Правительства России. И.Л. Бачило выявляет проблемы развития исполнительной власти в России.

Глава 1. Сущность органов исполнительной власти. И их функции.

1.1 Сущность органов исполнительной власти и их система

В законодательстве Российской Федерации четкого понимания структуры исполнительной власти пока не сформировалось. Научные исследования проблем организации и деятельности исполнительной власти под влиянием изменений в государственном и социальном формировании страны за последнее время подвергались несправедливому и своеобразному остракизму, то есть изгнанию. А новые исследования в представленной области переживают некое затишье. Вследствие этого политизация процессов государственного строительства отодвинула на второй план научные исследования в представленной области. Приоритет явно отдан практическому подходу. Конфликт объективных и субъективных условий и факторов в области государственного строительства усиливает кризисное положение исполнительной власти в Российской Федерации и процессы ее взаимодействия с другими ветвями государственной власти.

Конституция РФ 1993 г.:


  1. Определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти (ст. 10);
  2. Ввела понятие «единой системы исполнительной власти»;
  3. Изменила порядок формирования Правительства РФ;
  4. Изменила подход к определению полномочий Правительства РФ – единственного органа, осуществляющего исполнительную власть (ст. 110);
  5. Одновременно предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти[1].

Для концепции формирования системы исполнительной власти существенное значение имеет проблема о понимании самой системы исполнительной власти и критерий, влияющих на ее нормальное функционирование. И так остановим свое внимание на некоторых аспектах этого вопроса.

Нормативным основанием для определения системы исполнительной власти в структурном плане является Конституция РФ. В 5 статье говорится о «единстве системы государственной власти»; статья 12 – о «системе органов государственной власти»; в пункте «г» ст. 71 в качестве других ветвей власти сказано о «системе федеральных органов исполнительной власти». Вследствие этого получается, что полного системно-структурного определения исполнительной власти в Конституции нет. В ст. 77, 78 говорится о единой системе исполнительной власти, образуемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в рамках предметов исключительного ведения Федерации и совместного ведения. Кроме того, Конституция РФ использует термин «государственный орган». Это ставит проблему соотношения этих понятий и терминов между собой в целях выработки единого представления об органе исполнительной власти, а также о системе исполнительной власти в целом, об отличии правового статуса органа исполнительной власти от правового статуса органа управления, государственного и негосударственного.

Основной закон выделяет Правительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты, как федеральные органы исполнительной власти, как органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77, 112).

Также нет решения о структурно-функциональном представлении системы исполнительной власти, связанный с темой разграничения предметов ведения в системе органов исполнительной власти. В Статье 11 Конституции РФ говорится о разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти в целом по вертикали системы: между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. И в статье 10 – о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, выделяя тем самым исполнительную власть в целом как самостоятельную ветвь государственной власти. О разграничении предметов ведения на три уровня в функциональном аспекте говорится в ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ.


На основе этих конституционных норм функционально-предметная область всех органов государственной власти подразделятся:

  1. на область ведения Российской Федерации в целом
  2. область совместного ведения
  3. область исключительного ведения субъектов РФ.

Нужно еще раз выделить, что Конституция РФ закрепляет в ст. 78 принцип перераспределения полномочий по вертикали системы. Однако полная чистота системы исполнительной власти в функциональном значении также не достигается, ибо статья 132 Конституция РФ расширяет диапазон выполнения государственных функций на основе передачи полномочий органам местного самоуправления. Тем самым создается не полное, не понятное представление о функциональной системе исполнительной власти.

Таким образом, выявление функциональной сферы исполнительной власти и процесса разделения предметов ведения и полномочий по вертикали системы – между федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Федерации, а также о разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти на каждом уровне системы должно основываться на подзаконные акты законодательства РФ и на практику организации государственного управления системой и деятельностью органов исполнительной власти. Решение этой проблемы в свое время вызвало поток договоров между центром Федерации и ее субъектами.

1.2 Органы исполнительной власти и их функции

Органам исполнительной власти обладают свойствами: они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются населением. Следовательно, Правительство РФ формируется Президентом РФ, определяющий с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций занимают эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти носят исполнительный и распорядительный характер, исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.


В научной литературе существуют несколько подходов для понятия определений функций органов исполнительной власти. Так, А.Ф. Ноздрачев обращает внимание на такие функции: координация государственного сектора с секторами корпоративным и частным; аналитические и консультативные функции; функции прогнозирования и планирования в соответствующей сфере, а также права хозяйствования[2].

Л.А. Калинина, рассматривая функции исполнительной власти как основные направления деятельности, в рамках которой осуществляются ее государственно-правовые формы, выделяет в качестве общепринятых исполнительно-распорядительную, регулятивную, контрольно-надзорную и правоохранительную функции[3].

Г.В. Атаманчук, определяя сущность государственного управления как направляющее, организующее и регулирующее воздействие на общественные отношения, подчеркивает возрастающее значение таких функций, как согласование, координация и интеграция на общей правовой и организационной основе[4].

Авторы книги «Исполнительная власть в России» предлагают свои видения функций исполнительной власти, такие как:

1) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

2) регулятивно-управленческая функция;

3) соблюдение и защита прав человека и гражданина;

4) нормотворческая функция;

5) оперативно-исполнительная функция;

6) юрисдикционная функция[5].

И.Л. Бачило в своих работах, обозначает, что для формирования ряда функций федеральных органов исполнительной власти следует принять к сведению основные функции Российского государства:

1. Организация и защита территории страны;

2. Обеспечение суверенитета РФ и международное сотрудничество;

3. Правовая и социальная защита населения;

4. Обеспечение экономического и социального развития;

5. Законотворческая и правоохранительная деятельность;

6. Взаимодействие со структурами гражданского общества.

На основании этих функций государства И.Л. Бачило предложила ряд функций федеральных органов исполнительной власти[6]. По нашему мнению, предложения о формировании системы органов исполнительной власти по их функциям ныне получили удовлетворение в ходе административной реформы.

Органы исполнительной власти

по территории деятельности

По характеру полномочий

федеральные

субъектов Федерации

общей компетенции

органы специальной компетенции

Правительство РФ

президенты

Правительство РФ

министерства

агентства

службы РФ и ее субъектов

федеральные министерства

главы администраций субъектов

правительства субъектов Федерации

государственные комитеты

их правительства

и другие ведомства

министерства

отраслевые

межотраслевые

государственные комитеты и другие ведомства

Министерства

Агентства и службы