Файл: «Система органов исполнительной власти РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственно-властные компетенции федеральных органов исполнительной власти можно анализировать как:

а) правоустановительные (правонаделительные) компетенции, дающие возможность соответствующему органу (Правительству РФ, федеральному министерству) устанавливать обусловленные правила, в том числе стандарты, нормативные требования, запреты, административные режимы и т.п.;

б) правоприменительные компетенции, т.е. право делать определенные юридические действия, принимать ненормативные правовые акты, разрешать конкретные коллизии между субъектами управленческой деятельности, выдавать лицензии и совершать иные разрешительные функции;

в) правоохранительные компетенции, т.е. право исполнять государственный надзор и контроль в установленной для конкретного органа сфере деятельности, обеспечивая законность и государственную дисциплину; право исполнять административно-юрисдикционные функции и применять иные, установленные законом меры принуждения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти в рамках определенных для него функций обязан обладать определенной внутренней структурой (аппаратом), штатом государственных служащих, распоряжаться вверенным ему государственным имуществом и выделенными на его содержание средствами из федерального бюджета.

Правовой статус федерального органа исполнительной власти в зависимости от его функционального положения в системе федеральных органов исполнительной власти назначается Конституцией РФ (Правительство РФ), или федеральным конституционным законом (федеральное министерство), или федеральным законом (в отношении некоторых министерств, отдельные функции и задачи которых определены отраслевыми законами, например федеральными законами «Об обороне», «О международных договорах Российской Федерации» и др.), либо Президентом РФ или Правительством РФ.

Важное в решении вопроса о статусе федерального органа исполнительной власти являются это порученные на него задачи и функции, устанавливаемые законодательными или иными нормативными правовыми актами, исходя из фактического состояния сфер и отраслей государственного управления. Как область, так и отрасль управления определяются, в конечном счете, комплексность общественных отношений, объединенных с функционированием обусловленных, подобных по своим признакам и свойствам объектов (финансы, налоги, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность, оборона и т.п.).


Структура федеральных органов исполнительной власти призвана обеспечить осуществление норм Конституции РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Сфера деятельности федеральных органов исполнительной власти определена необходимостью обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства страны, основой формирования которого являются федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральные информация и связь, космическая деятельность.

Система федеральных органов исполнительной власти с 1991 г. постоянно происходили изменения, которые, нельзя назвать кардинальными. Связано это было со становлением новой российской государственности, с ликвидацией союзных органов государственного управления и необходимостью выполнения аналогичных функций государственными органами РСФСР, впоследствии – Российской Федерации.

На текущий период в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[20] сокращено общее число федеральных министерств, уточнены функции и компетенции министерств, обусловлены основные предметы их ведения.

Определено, что федеральное министерство выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом выделено, что министерство автономно реализовывает правовое регулирование в соответствующей сфере, за исключением вопросов, регулируемых законодательными актами, а также актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство выполняет следующие функции:

  1. Осуществляет координацию и контроль деятельности отнесенных к его ведению федеральных служб и федеральных агентств;
  2. Вносит в Правительство РФ проекты положений об этих органах, о штатной численности и об оплате труда их работников;
  3. Утверждает ежегодные планы и показатели деятельности этих служб и агентств;
  4. Отдает приказы этим органам и проверяет их на осуществление;
  5. Устанавливает на должности заместителей руководителей этих служб и агентств (за исключением назначаемых Правительством РФ), располагает правом отменять противоречащие законодательству решения этих лиц.

В свою очередь федеральные службы по надзору выполняют только правоприменительные функции в определенной для них сфере деятельности и не обладают правом распоряжаться государственным имуществом и оказывать государственные услуги, за исключением случаев, определенных актами Президента РФ или Правительства РФ.


Федеральные агентства не вправе осуществлять надзор и контроль и нормативно-правовое регулирование в пределах установленных для них функций по управлению федеральным имуществом, зафиксированным за находящимися в их ведении федеральными государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями и государственными учреждениями, а также функций по оказанию государственных услуг безвозмездно или по регулируемым государством ценам. Исключение составляют предписанные актами Правительства РФ и Президента РФ нормативные функции.

Из этого следует что, структура федеральных органов исполнительной власти ныне представляет комплект из 3 аппаратов:

1) федеральные министерства, выполняющие нормативно-правовое регулирование, руководство, координацию, определение планов подведомственных органов, контролирование их деятельности;

2) федеральные агентства, выполняющие непосредственное (оперативное) управление федеральным имуществом и деятельностью соответственных государственных предприятий и учреждений; оказание государственных услуг различного характера гражданам и организациям (неопределенному числу лиц), надлежащие правоприменительные функции, проявляющие в принятии индивидуальных правовых актов;

3) федеральные службы, исполняющие государственный надзор и государственный контроль, употребляющие меры административного воздействия за нарушение требований законодательства и отвечающие за обеспечение законности и государственной дисциплины.

Глава 3. Характеристика и особенности исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации

3.1 Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов определяется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Исполнительная власть в субъектах РФ организуется и функционирует на общих для всех ветвей и уровней государственной власти, конституционных основах целостности системы государственной власти, разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельности органов местного самоуправления. Они находят свое продолжение в конституциях и уставах субъектов, но не все субъекты смогли предложить адекватное их отражение.


Определение «система органов» вызывало трудности в юридической, правотворческой, так и правоприменительной практиках, потому как не имеется однозначного определения. В перечне законов субъектов Федерации имеются законные определения понятия системы органов исполнительной власти; но, ни одна из них не признана удачной.

Администрация области возглавляет систему органов исполнительной власти области. В законах система органов определяется с точки зрения ее состава – набора органов исполнительной власти субъекта Федерации, которые эту власть исполняют.

Под понятием «система органов исполнительной власти субъектов РФ» отмечается совокупность федеральных и субъектов органов, объединенных общими целями, задачами и принципами деятельности и дифференцированных в зависимости от места в иерархии исполнительной власти, характера компетенции, организационно-правовых форм строения и деятельности, а также ряда других признаков, с выделением внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей.

Каждый субъект Федерации самостоятельно устанавливает тот набор нормативных правовых актов, которые будут регулировать организацию и функционирование его системы исполнительной власти, зачастую комбинируя содержание названных выше актов; при этом в таком регулировании в обязательном порядке участвуют конституция или устав, а также законы и подзаконные акты, принятие которых прямо предусмотрено федеральным законодательством. Например, подобные предписания содержатся в подпункте «м» п. 2 ст. 5, п. 4 ст. 17, п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[21], хотя не все субъекты стремятся своевременно приводить свои правовые акты в соответствие с ним.

Цели, задачи и принципы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в основном основываются на общие для всей исполнительной власти, независимо от уровня ее исполнения, конституционные основы, устанавливающие предназначение этого вида государственной власти для развития общества и создаваемых им государственных институтов.

Обобщив существующие в республиках, краях и областях перечни исполнительных органов государственной власти, учрежденные законами или актами высшего должностного лица (высшего исполнительного органа), можно обозначить, что в них входят:

а) высшее должностное лицо субъекта Федерации;

б) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации;


в) центральные органы исполнительной власти особой компетенции;

г) территориальные органы исполнительной власти общей и специальной компетенции;

д) структурные подразделения органов исполнительной власти и отдельные государственные должности руководителей органов исполнительной власти[22].

Высший исполнительный орган является обязательным сегментом любой региональной системы исполнительной власти, так как – требование ФЗ «Об общих принципах...» (ст. 2), поэтому внесение его в перечень носит не учредительный, а скорее юридико-технический характер, придавая ему законченный вид. То же самое относится и к должности высшего должностного лица, которая, в случае ее образования в субъекте Федерации, устанавливается конституцией или уставом; соответственно, внесение ее в перечень обладает информационно-констатирующем значением.

3.2 Особенности органов исполнительной власти в Ярославской области

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Ярославской области устанавливает систему органов исполнительной власти Ярославской области.

В Ярославской области определяется единая система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области – Правительством Ярославской области[23]. Система исполнительных органов государственной власти Ярославской области устанавливается Губернатором Ярославской области (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Ярославской области) в соответствии с Уставом Ярославской области.

В уставе Ярославской области ясно сказано, что «Губернатор Ярославской области является высшим должностным лицом Ярославской области, руководит на принципах единоначалия высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство Ярославской области». Избирается гражданами РФ, проживающими на территории Ярославской области и располагающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, при тайном голосовании.

Губернатором Ярославской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.