Файл: «Система органов исполнительной власти РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Конституции РФ составлена таблица о разделении органов исполнительной власти.

Также органы исполнительной власти подразделяются на:

  1. Коллегиальные это Правительство РФ и правительства ее субъектов
  2. Единоначальные это министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Таким образом, сделав заключение 1 главы можно сказать что, исполнительная власть – это самостоятельная ветвь единой государственной власти, которая выполняет функции:

1. Регулятивно-управленческую,

2. Нормотворческую,

3. Оперативно-исполнительную,

4 .Юрисдикционную функции

5. Функцию соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти

2.1 Правительство РФ – высший орган исполнительной власти

Правительство РФ возглавляет орган исполнительной власти Российской Федерации как органической составной части единой государственной власти. В ст. 11 и 110 и ряда других статей Конституции РФ позволяет сделать следующий вывод, что Правительство РФ имеет статус органа государственной власти, государственно-властные полномочия которого реализуются на всей территории Российской Федерации и который, следовательно, несет ответственность за состояние и деятельность исполнительной власти.

И следовало бы согласиться с проведенным анализом о Правительстве РФ в Комментарии к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» Г.В. Атаманчуком. Автор, верно, подмечает, что «функции и полномочия, организация, формы и методы деятельности Правительства РФ олицетворяют одно из направлений осуществления государственной власти, принадлежащей народу»[7].

Далее Г.В. Атаманчук также выделяет равноправное положение Правительства РФ с органами других ветвей власти с точки зрения самостоятельности в осуществлении государственной власти, основываясь на ст. 10 Конституции РФ. С заключением автора о том, что Правительство РФ «нельзя принижать ни в отношениях с президентом Российской Федерации, ни в отношениях с Федеральным Собранием Российской Федерации, ни в отношениях с судебными органами, ни в общественном мнении»[8], можно было бы также согласиться.

Конституция РФ в соотношении с нижеупомянутыми законоположениями о Правительстве России значительно подняла его статус. Обозначим и то, что положения в статьях 10 и 11 Конституции РФ, устанавливающие место Правительства РФ в системе государственной власти и ее исполнительной ветви, содержаться в первой главе Конституции РФ, и, следовательно, никаких других положений не может быть, так как это противоречит основам конституционного строя РФ (ст. 15 Конституции РФ)[9].


В Законе «О Правительстве Российской Федерации»[10] в статье 1 определено Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.

До принятия данного закона в литературе уже обозначалось, что Правительство РФ следует рассматривать как высший орган исполнительной власти в стране[11]. Ранее статус Правительства как высшего исполнительного органа Российской Федерации закреплен Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Деятельность Правительства РФ объединена с политической и экономической областью жизни российского общества. И как видно на практике государственной жизни всех стран независимо от их общественно-экономического строя указывает на то, что весь груз реализации государственной политики во всех областях жизни общества возложен на исполнительную власть.

На систему органов исполнительной власти возлагается ежедневный процесс взаимодействия с институтами гражданского общества, также включая защиту национальной безопасности, борьбу с преступностью, социальную защиту населения. А также предписано действовать в рамках закона и контактировать с другими ветвями государственной власти.

В Конституции РФ Правительство является коллегиальным органом, устанавливая его состав (ст. 110). Данная характеристика подчеркивается и в статье 1 закона о Правительстве РФ, в которой указано, что Правительство РФ коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации.

Г.В. Атаманчук, подметил, что коллегиальность – главное свойство демократии, так как объединяет знания, опыт и интересы различных людей для оптимального решения коллективных проблем, указывая на следующие положительные стороны коллегиальности:

1) создание определенного информационного поля, которое дает каждому участнику коллегиального органа получать профессионально обработанную информацию;

2) формирует социально-психологический климат, который обеспечивает сотрудничество и взаимопомощь между всеми членами коллегиального органа;

3) позволяет методом «мозговой атаки» проводить поиск оптимальных решений;

4) способствует лучшему осуществлению принятых решений, потому как обеспечивает согласованность интересов участников коллегиального органа;

5) закрепляет авторитет соответствующего органа в обществе за счет солидарности его членов[12].


С мнением, высказанным Г.В. Атаманчуком, следует и в этом случае согласиться. Можно добавить одно, что главное значение коллегиального разрешения вопросов согласованности членов Правительства, свидетельствует, статья 28 закона о Правительстве РФ. В данной статье обусловливается перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ.

Правительство РФ

Федеральные

министры

Заместители

председателя

Правительства РФ

Председатель

Правительства РФ

Состав Правительства РФ назначен Конституцией РФ (ст. 110), вследствие чего приведена схема.

В состав Правительства входят:

Председатель Правительства, назначается Президентом и с согласия Государственной Думы РФ

Заместители председателя, и федеральные министры назначает Президент РФ и по предложению Председателя Правительства РФ

Из этого следует что, Конституция включает закрытый перечень лиц, которые входят в его состав. Руководитель другого, кроме федерального министерства, органа исполнительной власти может быть включен в состав Правительства РФ при условии определения для него статуса федерального министра. Например, в законе о Правительстве РФ такой статус введен для руководителя Аппарата Правительства, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности»[13] – для ФСБ России[14]. Были случаи установления ранга федерального министра «без портфеля», т.е. лицо, которое выполняет конкретные государственные функции и компетенции, не являлось руководителем федерального органа исполнительной власти.

Правовой основой полномочий Правительства РФ являются нормы Конституции РФ (ст. 11, 15, 18, 33, 71, 72, 77, 78, 104, 110-117 и некоторые другие). В данных статьях указываются положения, обладающие непосредственное или опосредованное отношение к определению полномочий Правительства РФ. Основанием для решения вопросов, связанных с правами Правительства, являются положения ст. 114 Конституции РФ. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» конкретизированы и детализированы главные позиции, которые указаны в нормах Конституции РФ, обусловлены механизмы реализации этих полномочий.

Некоторые права Правительства РФ урегулированы в кодексах и иных федеральных законах. Например: в Налоговом, Бюджетном. Лесном, Водном, Таможенном, Градостроительном кодексах РФ, в федеральных законах «О лицензировании отдельных видов деятельности»[15]. И в перечне других законов, регулирующих отношения в экономике, в социально-культурной сфере: в области образования, науки, здравоохранения, охраны труда и т.д.


В области обороны и в административной сфере права Правительства урегулированы в федеральных законах «Об обороне»[16], «О воинской обязанности и военной службе»[17], «О Федеральной службе безопасности», «О полиции»[18] и перечне других федеральных законов.

Правительство РФ сплачивает и направляет деятельность федеральных органов исполнительной власти, образует правительственные комиссии для подготовки и решения вопросов, отнесенных к компетенции Правительства.

Главную концепцию имеют полномочия Правительства РФ в отношениях с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (с президентами, правительствами республик, главами администрации (губернаторами) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). В рамках своих полномочий, вытекающих из разделения предметов ведения России и ее субъектов, осуществляемого на базе ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также руководствуясь частью 2 ст. 77 Конституции РФ, Правительство РФ в должной мере должно направлять и ориентировать деятельность органов исполнительной власти субъектов России.

В ст. 43 ФКЗ о Правительстве РФ указано, что Правительство РФ в рамках своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Федерации по предметам коллективного ведения в сфере исполнительной власти ориентирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Функция ориентирования Правительства РФ не означает прямой подвластности Правительству РФ органов исполнительной власти субъектов РФ, которые в рамках своих полномочий действуют самостоятельно. В связи с этим подчеркивается цель координации – обеспечить сочетание интересов субъектов РФ и Российской Федерации как единого федеративного государства.

Из этого следует что, Правительство РФ имеет широкий круг компетенций, получающие осуществление не только путем принятия нормативных правовых актов, но и путем решения конкретных ситуационных вопросов. И вследствие этого представляется возможность некоторые функции Правительства РФ поручить федеральным министерствам, освободив Правительство от решения текущих вопросов.

2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти, призванная выполнять должные функции государственной власти на территории РФ, представляет собой сформированную на основе единых принципов, общих задач и целей совокупность государственных органов, возглавляемых Правительством РФ и наделенных государственно-властными компетенциями по осуществлению государственного управления.


При установлении структуры федеральных органов исполнительной власти целесообразно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, заключающая в его постановлении по делу о толковании ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ № 2-П, принятом 27 января 1999 г. Конституционный Суд РФ дал следующее определение системы федеральных органов государственной власти: «Единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения компетенций при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов... Находясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, также создают определенную систему, имеющую собственную структуру»[19].

В систему федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и основанными на ее положениях Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и указами Президента РФ входят Правительство РФ, федеральные министерства (ст. 110 Конституции РФ), а также иные федеральные органы исполнительной власти (ст. 112 Конституции РФ), ряд которых должен назначать Президент РФ.

Основным содержанием деятельности органов исполнительной власти является исполнение государственного управления в надлежащих областях жизни общества.

Федеральный орган исполнительной власти – независимая структурная часть системы органов исполнительной власти в стране как единой системы (ст. 78 Конституции РФ), так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных выполнять и реализовывать предметы ведения РФ. Принципы организации и деятельности системы федеральных органов исполнительной власти определены государственным строем России как демократического правового государства, задачами социального государства, политика которого ориентирована на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Принципы деятельности органов исполнительной власти определены нормами Конституции РФ.

В пределах системы федеральных органов исполнительной власти любой орган наделен определенными государственно-властными компетенциями, нормативно-правовую основу, которых составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.