Файл: «Субъекты малого предпринимательства.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Федеральной налоговой службой и по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. [1]

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган предоставляются: [15]

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

- решение о создании юридического лица (протокол, договор или иной документ в соответствии с законодательством РФ);

- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

- квитанция об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом, а именно:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

 Необходимо отметить, что государственной регистрации подлежат не только сами субъекты предпринимательской деятельности, но и используемые в этой сфере объекты (имущество) и сделки.

  • Государственная регистрация не является единственным направлением легитимации субъектов предпринимательства, существуют и другие условия осуществления предпринимательской правосубъектности, такие как ограничения и запреты на обладание определенным имуществом (например, военная техника, взрывчатые вещества т.п.), а также ограничения и запреты на занятие определенными видами деятельности (например,эмиссией наличных денег)[16].

Последнее осуществляется, в том числе, и с помощью такого института, как лицензирование.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности регулируется целым рядом нормативно-правовых актов, среди которых как отдельные законы для некоторых видов деятельности, (например, ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и др.), так и общий федеральный закон, регулирующий лицензирование сразу нескольких видов деятельности – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» )[17]. И представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности (п. 2 ст. 3 ФЗ «О лицензировании..»), а само лицензирование осуществляется целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства. Лицензия действует бессрочно, выдается на каждый вид деятельности, исчерпывающий перечень которых приведен в указанном законе (п.1,4 ст.9, п.1 ст.12). Для каждого конкретного вида деятельности утверждается соответствующее положение о лицензировании, которое определяет, в частности, лицензионные требования, а также перечень документов, копии которых соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган вместе с заявлением о предоставлении лицензии. Как и при государственной регистрации, документы можно представить непосредственно, по почте или в форме электронных документов. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче (по основаниям, предусмотренным в законе) принимается в течение сорока пяти дней, при этом издается соответствующий приказ и формируется лицензионное дело. Все сведения о предоставлении лицензий заносятся в реестр лицензий, являются открытыми и доступными.

Прекращение юридического лица.

Законодательством определены три формы прекращения юридического лица: реорганизация, ликвидация и исключение юридического лица.

 Реорганизация юридического лица - это прекращение юридического лица (юридических лиц) с правопреемством (переходом прав и обязанностей от одного лица к другому). Исключение составляют случаи выделения, когда юридическое лицо не прекращает свою деятельность. Реорганизация возможна в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно. Добровольная реорганизация осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, например, для общества с ограниченной ответственностью – общего собрания участников. А принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в соответствии со Федеральным законом «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.


Оформление реорганизации юридических лиц производится с помощью передаточного акта либо разделительного баланса. При слиянии, присоединении и преобразовании составляется передаточный акт, а при разделении и выделении – разделительный баланс.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация – это прекращение юридического лица при отсутствии правопреемства в его правах и обязанностях.

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Возможна и принудительная ликвидация в соответствии судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Юридическое лица, прекратившего свою деятельность- это значит из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. И при том решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения, опубликовано сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.


2.3. Причины, тормозящие развитие субъектов малого предпринимательства и пути их решения

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России субъектов малого предпринимательства:

- сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе;

- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямуютолько с посредничеством, куплей-продажей;

- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в первую очередь предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности. [18]

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ говорится, что серьезными препятствиями на пути развития малого предпринимательства являются:

- избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих, органов;

- негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;

- недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;

- недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая консолидация усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов;


По данным Росстата, факторами, ограничивающими рост производства на малых предприятиях промышленности, являются отсутствие и изношенность оборудования; недостаточный спрос на внутреннем рынке; общая экономическая и политическая нестабильность; недостаточный спрос на внешнем рынке; высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий; высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий. Факторами, ограничивающими производственную деятельность малых строительных организаций, выступают высокий уровень налогов; неплатежеспособность заказчиков; высокая стоимость материалов, конструкций, оборудования; недостаток заказов на работы; нехватка строительных машин и механизмов; недостаток квалифицированных рабочих; конкуренция со стороны строительных фирм; высокий процент коммерческого кредита; плохие погодные условия. Факторами, препятствующими нормальной работе малых торговых организаций, являются высокий уровень налогов; недостаточный платежеспособный спрос; недостаток финансовых средств; высокая арендная плата; высокие транспортные расходы; высокий процент коммерческого кредита; недостаточный ассортимент; отсутствие или нехватка торговых и складских помещений.

Институтом стратегического анализа и развития субъектов малого предпринимательств опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% — что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот, 57% — в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. [19]

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержки Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоначальных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Данным документам определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.