Файл: «Субъекты малого предпринимательства.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[20]. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования объектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

1.  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2.  создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3.  введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4.  поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежным государствами;

5.  организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В этом же 1995 г. 8 декабря был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.

1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики ( налог на добавленную стоимость(НДС), акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г. – необлагаемым минимумом

2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий ( Закон от 29 декабря 1995 г.).

3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (введенный в новой редакции Федеральным законом от 31 декабря 2002 г.). Объектом налога выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

3. Система налогообложения субъектов малого предпринимательства


Налоговый Кодекс РФ, устанавливая общий режим налогообложения, предусматривает также возможность применения отдельными хозяйствующими субъектами специальных режимов налогообложения. При этом для субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее актуальны такие режимы, как упрощенная система налогообложения (далее - УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД)

На практике субъекты малого предпринимательства часто применяют УСН, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение их от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии со Ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" малые предприятия, находящиеся на специальном налоговом режиме - УСН, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако, как свидетельствует практика, эту возможность предприятия используют редко по ряду причин.
Во-первых, субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Во-вторых, без ведения бухгалтерского учета невозможно получить информацию о состоянии расчетов с покупателями и поставщиками, дебиторской и кредиторской задолженности, отгруженной, но не оплаченной продукции и т. п. Более того, если в течение года доход малого предприятия превысит 15 млн. руб. или предприятие примет решение через год вернуться к обычной системе налогообложения (что на практике встречается часто), бухгалтерский учет придется восстанавливать.


В-третьих, в случае выплаты дивидендов придется определять сумму прибыли и сумму чистых активов, что без учета и выведения остатков по счетам и определения финансовых результатов сделать невозможно. Целесообразно бухгалтерский учет организовать по УСН в соответствии с Методическими рекомендациями для субъектов малого предпринимательства[370].

Преимуществами УСН по сравнению с общей системой являются значительное сокращение документооборота, снижение затрат на ведение налогового учета, а в ряде случаев и уменьшение величины взимаемых налогов.
Упрощение порядка ведения бухгалтерского и налогового учета позволяет субъектам малого предпринимательства уменьшить затраты на оплату труда работников за счет сокращения числа бухгалтеров. Как показывает практика, с ведением бухгалтерского и налогового учета на микропредприятиях способен справиться один бухгалтер со средним специальным образованием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор, развивают культурные традиции России. К тому же, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Можно отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.


Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Значит, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Так же следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В работе рассмотрены основы государственная регистрации физических и юридических лиц субъектов малого предпринимательства. Но так же рассмотрены процедуры связанные с необходимостью прекращения предпринимательской деятельности. Прекращение предпринимательской деятельности может осуществляться в добровольном или принудительном порядке, а также по независящим от воли гражданина обстоятельствам (например, в случае смерти индивидуального предпринимателя). Для добровольного прекращения предпринимательской деятельности гражданину необходимо обратиться в налоговую инспекцию, в которой он зарегистрирован с заявлением по установленной форме и квитанцией об уплате государственной пошлины. Очень важно выполнить этот порядок, так как в случае, если предприниматель фактически не занимается предпринимательской деятельностью, но не оформил ее прекращение в установленном порядке, он должен продолжать выполнять обязанности предпринимателя, в частности подавать налоговую декларацию, уплачивать фиксированные страховые взносы. В противном случае за невыполнение своих обязанностей предприниматель может быть привлечен к административной ответственности.

Ведение предпринимательской деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица значительно проще в смысле финансового и налогового учета - ее можно вести и без специального бухгалтерского образования, не имея определенных навыков в этом вопросе. Индивидуальный предприниматель вправе иметь свою печать, свой товарный знак, расчетный счет в банке, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит. Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж, что в последствии дает право гражданину на получение пенсии установленным порядком.


Одним из преимуществ предпринимательской деятельности без образования юридического лица является то, что ставки налогообложения доходов, полученных с этого вида предпринимательства, в ряде случаев значительно ниже, чем у юридических лиц.

Для индивидуальных предпринимателей установлена возможность упрощенного режима налогообложения.

В заключении можно отметить, что малое предпринимательство играет большую роль в экономике, так как у него множество преимуществ. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говориться, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О.А.Рузакова , Московский финансово-промышленный университет «Университет», Руководство по изучению дисциплины «Предпринимательское право» 2010
  2. Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Статья 3 Субъекты малого предпринимательства
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (в ред. от 30 дек. 2012 г.; с изм. и доп. от 2 янв. 2013 г.)  – М., 2013.
  4. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 560 с.
  5. Налоговый кодекс РФ. Ч.1 – 4. - М.: Юрайт, 2013. - 550 с.
  6. Абакумова, Е. Б.Предпринимательское право : курс лекций / Е. Б. Абакумова. —Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. — объем 201 с.
  7. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах)» от 19.06.1992 N 3085-I (ред. от 02.07.2013) // Рос. газ. - №139. - 1992, 19 июня.
  8. Дедов Д.И. Общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом // Правовое регулирование предпринимательской деятельности (зарубежный опыт): сб. науч.тр. / Отв. ред. Алферова Е.В., Афанасьева Е.Г. - М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 18-19.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 49 ГК РФ. Правоспособность юридического лица.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ст. 168 ГК РФ. Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового

акта.

  1. Бархатова, Е.Ю. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник. - М.: Проспект, 2011. – С. 98
  2. Гусева, Т.А. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности [Текст]: учебник / Т.А. Гусева. - М.: Юстицинформ, 2010. – С. 136
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (в ред. от 30 дек. 2012 г.; с изм. и доп. от 2 янв. 2013 г.)  – М., 2013
  4. Кузнецова, Г.А. Индивидуальный предприниматель: учет, регистрация, налогообложение: учебник. - М.: Бератор-паблишинг, 2008. – С. 110
  5. ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  6. Попондопуло В.Ф. Указ.соч. С. 305
  7. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от от 4 мая 2011 года (ред. от 29.06.2015) // Рос. Газ. – № 97 – 2011, 6 мая.
  8. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – С. 208
  9. Кусич С. Малый и средний бизнес: институциональные трансформации и дух предпринимательства / Кусич С., Свиянович В., Вайсбах А. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. N4. С. 46
  10. Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2005