Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития спорта в России
1.1 Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества
1.2. Инновационные технологии в современном спорте
Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии
2.1. Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта
Необходимо отметить, особое преимущество рынка спортивных товаров - связь с фанатами, которые не всегда имеют возможность посещать спортивные мероприятия, например те, кто живут в других странах, отсюда появляется спрос на онлайн продажи. Кроме того, сейчас существует тренд на опцию «кастомизации» товара, то есть приспособления под каждого уникального покупателя. Особо ярким примером здесь является компания Nike. Кроме того, любое использование бренда как правило лицензировано, и поэтому дешевле покупать у самого производителя или дистрибьютера.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что индустрия спорта, как в России, так и за рубежом строится на таких огромных «китах», как продажи с проведения мероприятий, спонсорство (инновационное), медиа продажи и рынок сопутствующих и спортивных товаров. И, несмотря на общую мировую экономическую ситуацию (наличие санкций), остается прибыльной отраслью для любого государства, демонстрирует рост во всех сферах своего бытия и тенденцию к активному развитию.
2.2 Перспективы развития индустрии спорта в России
Спорт для многих людей занимает важное место в жизни. Для одних он является составной частью здорового образа жизни, способом самовоспитания, самосовершенствования и организации свободного времени, для других спорт - это профессия, для третьих - способ реабилитироваться после тяжелых травм или способ борьбы с прогрессирующими недугами, для четвертых спорт выступает как индустрия зрелищных мероприятий. В Российской Федерации в последние годы проводится активная политика, направленная на развитие спортивной отрасли. Это связано со стратегическими целями развития государства, где общая направленность государственной политики в сфере физической культуры и спорта подразумевает укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, повышение качества жизни и укрепление здоровья россиян, а также обеспечение стабильного демографического развития страны. Ввиду того, что в России институт спонсорства в сфере физической культуры и спорта слабо развит, а форма сотрудничества в виде государственно-частного партнерства только набирает обороты, развитие спортивной отрасли в России зависит от объемов государственного финансирования.
Степень развития отрасли физической культуры и спорта (ФКиС) в регионе можно определить по уровню развития спортивной инфраструктуры; доле населения, систематически занимающегося спортом; объемам финансирования, выделяемым на развитие ФКиС, в целом и в расчете на одного жителя, а также по уровню оплаты труда граждан, осуществляющих деятельность в области спорта. Высокая роль ФКиС в стратегическом развитии страны обуславливает актуальность исследования состояния развития ФКиС в регионах Российской Федерации.
В стране действует ряд программ, направленных на поддержку и развитие спорта, в результате которых удалось достичь положительных результатов в развитии спорта, но во многом финансирование развития ФКиС зависит и от уровня социально-экономического развития регионов. Ввиду усложнившейся экономической и внешнеполитической ситуации вокруг России целесообразно проанализировать какие результаты за период 2014-2018 гг. (за два года до кризиса 2016 г. и через два года после него) были достигнуты в спортивной отрасли.
Польза физических занятий для здоровья человека уже давно доказана множеством научных исследований. Физическая культура и спорт являются основой оздоровления нации, генетический фонд которой сильно страдает от пагубных привычек, низкой двигательной активности, а также морального разложения. В Российской Федерации в начале 2000-х годов отсутствовала культура спортивного воспитания, а приверженность к здоровому образу жизни соблюдали лишь немногие граждане, потому мероприятия по оздоровление нации необходимо было закрепить на законодательном уровне. В 2006 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на период 2006-2016 гг.», продленная на период до 2020 г., а в 2009 г. разработали Стратегию развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 г. .
В настоящее время деятельность Министерства спорта Российской Федерации регламентируется Планом деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2020 гг., в котором указаны цели и задачи развития ФКиС в Российской Федерации на ближайшие годы. Среди них следует выделить: создание для граждан условий для систематических занятий физической культурой и спортом; повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене; повышение мотивации российских граждан к здоровому образу жизни и физическим занятиям; развитие спортивной инфраструктуры, в том числе для лиц с ограниченными возможностями и др.
Результаты реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на период 2006-2016 гг.», представленные в Отчете , и показатели деятельности Министерства спорта РФ позволяют судить о том, что курс, взятый на ускоренное развитие спорта еще в 2006 г. имеет успехи в реализации и в настоящее время.
В Российской Федерации ведется активная пропаганда здорового образа жизни, направленная как на людей молодого поколения, так и на тех, кто воспитывает детей, и людей преклонного возраста, призывая людей самих заниматься спортом, в том числе фитнесом, и воспитывать привычку к систематическим физическим занятиям у детей и подростков.
Роль индустрии спорта в экономическом развитии страны нельзя недооценивать, поскольку в ней сосредоточены крупные материальные и финансовые активы. Крупные спортивные мероприятия становятся мощным толчком к развитию инвестиционных процессов в различных регионах страны, а на местном уровне спортивная индустрия становится стимулом экономического развития и способом борьбы с бедностью, создавая дополнительные рабочие места.
Развитие спорта порождает развитие предпринимательской деятельности и потребность в подготовке новых кадров - спортивных менеджеров, экономистов и юристов. На современном этапе развития для обслуживания спортивной индустрии развилась целая отрасль - появились организации, обслуживающие спортивно-массовые мероприятия, специализирующиеся на лечении, страховании, оказании сервисных и юридических услуг спортсменам и тренерам, на поиске зарубежных и отечественных спонсоров для команд и отдельных спортсменов и заключению трудовых договоров и контрактов со спортсменами и тренерами .
В развитии спорта Российской Федерации огромную роль играет государственное финансирование, за счет которого обеспечивается развитие спортивной инфраструктуры для массового спорта в регионах страны, объемы которого, в свою очередь, напрямую зависят от состояния развития экономической системы страны и уровня социально-экономического развития отдельных территорий.
Проблема ресурсного обеспечения спорта в России всегда носит острый характер, поскольку институты государственно-частного партнерства как способа инвестиционного обеспечения спорта и институт спонсорства в российском спорте развиты достаточно слабо, по сравнению развитыми западными странами, где частные инвестиции являются основой развития отдельных видов спорта.
Экономический кризис, поразивший российскую экономику на фоне падения мировых экспортных цен на нефть и экономических санкций, введенных Европейскими странами и крупными партнерами России на международной арене, привел к тому, что экономика страны в короткие сроки была вынуждена переориентироваться на Азиатский рынок, пришлось интенсивно развивать внутренний рынок, а также укреплять военную мощь. Это потребовало дополнительных финансовых расходов при устойчивом уменьшении доходов от экспорта, что не могло не отразиться на финансировании развития сферы физической культуры и спорта.
Оценка уровня развития ФКиС в федеральных округах Российской Федерации, основанная на анализе изменения основных показателей развития ФКиС за период 2014-2018 гг.
Оценить развитие ФКиС можно по уровню развития спортивной инфраструктуры, доле населения, систематически занимающегося спортом, объемам финансирования, выделяемым на развитие ФКиС, в целом и в расчете на одного жителя, а также по уровню оплаты труда граждан, осуществляющих деятельность в области спорта. В России, как известно, до 2016 г. намечался устойчивый рост в экономике, что благоприятно отразилось на развитии ФКиС, но после наступления финансовых трудностей, темпы роста спортивной отрасли замедлились, поэтому анализировать изменения в развитии ФКиС стоит по приросту основных показателей за 2014-2018 гг. (таблица 1).
Таблица 1
Изменение основных показателей развития ФКиС за 2014-2018 гг. в разрезе федеральных округов Российской Федерации, %
Регион |
Спортивные сооружения |
Доля населения, Занимающегося спортом |
Объемы финансирования ФКиС |
Финансированние ФКиС в расчете на 1 жителя |
ЦФО |
20,6 |
40,2 |
10.S |
5,7 |
СЗФО |
16,8 |
42,6 |
67,4 |
60,1 |
ЮФО |
25,2 |
14,8 |
151,9 |
105,4 |
СКФО |
юз |
73,7 |
58,4 |
49,2 |
ПФО |
12,2 |
25.1 |
49,5 |
45,1 |
УФО |
11,7 |
33,1 |
7=5 |
23 |
СФО |
7,1 |
32,2 |
379,8 |
360,4 |
ДФО |
6.8 |
29.1 |
14.2 |
12,2 |
В таблице мы видим, что во всех федеральных округах России фиксируется прирост по основным показателям развития ФКиС. Так, по совокупности признаков, наиболее динамично развивалась ФКиС в ЮФО, поскольку после вхождения в состав России Крымского полуострова, включенного к ЮФО, в него начали поступать крупные объемы финансирования, по сравнению с предыдущими периодами. Здесь стала наращиваться спортивная инфраструктура, поскольку регион получил новые резервы для развития, в то время в наиболее развитых в плане спортивной инфраструктуры регионах (ЦФО, ПФО) резервы для развития сокращаются. Проявления кризиса в экономике больше всего отразились на финансирования ФКиС в УФО и ЦФО, в то время как в СФО прирост финансирования составил более 350%, а в ЮФО более 150%.
Развитие спортивной инфраструктуры хуже всего происходит в ДФО и СФО, медленнее всего прирастает доля населения, систематически занимающегося спортом, в ЮФО, поскольку в Крыму изначально была очень низкая доля населения, систематически занимающегося спортом, что ухудшило средние показатели ЮФО. Таким образом, на развитии ФКиС экономический кризис отразился негативно, но не критично, проявившись в снижении объемов финансирования и темпов прироста основных показателей развития отрасли.
Одним из показателей уровня развития той или иной отрасли является заработная плата работников, относящихся к этой сфере. В Российской Федерации высоко развита добыча полезных ископаемых, в частности, нефти и газа, поэтому заработные платы в этой отрасли являются более высокими относительно других отраслей. Целесообразно оценить, как в 2018 г. оплачивается труд работников в отрасли ФКиС, что возможно проанализировать с помощью данных о заработных платах на одного работника по классификации отраслей (ОКВЭД) для каждого региона страны [20]. Данные о заработной плате работников сферы физической культуры и спорта (объединенным в классификации по коду ОКВЭД с отраслями отдыха и развлечений) целесообразно сравнить со средним уровнем заработных плат по всем отраслям регионов (рисунок 4).
Рисунок 4. Средняя заработная плата по всем отраслям и заработная плата работников ФКиС в разрезе федеральных округов в 2018 г., руб.
Средний уровень заработных плат в России в 2018 г. составил 43 тыс. руб., а в сфере спорта, отдыха и развлечений - 52 тыс. руб. (рисунок 1).
Мы видим, что большой разрыв между средними заработными платами и заработными платами в ФКиС в сторону превышения заработных плат в ФКиС наблюдается в крупнейших городах страны - Москве и Санкт-Петербурге. Так же заработные платы работников ФКиС выше средних по региону в ЦФО (за счет Москвы), СЗФО (за счет Санкт-Петербурга), ПФО (за счет высокого уровня развития спорта в регионе), ЮФО, а также немного выше в УФО и ДФО. Труд работников ФКиС оплачивается хуже, чем в других отраслях региона в СКФО и СФО. При этом уровень заработных плат значительно выше среднероссийских в Москве и Санкт-Петербурге, что некорректно формирует средние результаты об уровне заработных плат в ЦФО и СЗФО, также уровень заработных плат выше среднероссийского в ДФО и УФО (за счет Екатеринбурга и Тюмени). В остальных регионах России заработные платы ниже среднероссийского уровня. Следовательно, опираясь на анализ размеров заработных плат работников ФКиС, отдыха и развлечений, можно сказать, что во всех регионах, кроме СКФО, их труд оплачивается более достойно, чем в среднем по всем отраслям.
В ходе работы удалось установить, что спортивная отрасль играет большую роль в экономике страны, поскольку обеспечивает дополнительные рабочие места, стимулирует развитие предпринимательства, влияет на социальную и демографическую политику страны. Анализируя данные Министерства спорта за период 2014-2018 гг. удалось установить, что кризис, затронувший российскую экономику в 2016 г., отразился на развитии ФКиС в виде снижения объемов финансирования отрасли и снижения темпов прироста показателей, характеризующих раз витие ФКиС. В большей степени кризис отразился на финансировании ФКиС в УФО и ЦФО, в то время как в СФО прирост финансирования составил более 350%, а в ЮФО более 150%. Развитие спортивной инфраструктуры хуже всего происходит в ДФО и СФО, медленнее всего прирастает доля населения, систематически занимающегося спортом, в ЮФО. Одним из показателей уровня развития той или иной отрасли является заработная плата работников, относящихся к этой сфере. Средний уровень заработных плат в России в 2018 г. составил 43 тыс. руб., а в сфере спорта, отдыха и развлечений - 52 тыс. руб. Заработные платы работников ФКиС выше средних по региону в ЦФО (за счет Москвы), СЗФО (за счет Санкт-Петербурга), ПФО (за счет высокого уровня развития спорта в регионе), ЮФО, а также немного выше в УФО и ДФО.