Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Юридическая ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

1.1. Суть и основные принципы лицензирования

1.2. Необходимые к лицензированию виды предпринимательской деятельности

1.3. Требования к соискателю лицензии и порядок получения

1.4. Срок и правила действия лицензии

Глава 2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

2.1. Правовая основа деятельности по лицензированию

2.2. Вопросы лицензирования предпринимательской деятельности в России

2.3. Лицензирование, как способ правового регулирования экономики

Глава 3. Юридическая ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования

3.1. Предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) и нарушение условий специального разрешения (лицензии)

3.2. Обобщение практики рассмотрения дел по спорам, связанным с лицензированием предпринимательской деятельности

Заключение

Библиография

В основном, лицензирование предпринимательства производится на федеральном уровне, однако на некоторые виды ПД лицензии выдаются и на региональном уровне. Но в любом случае, действия лицензионного разрешения распространяется на всю территорию нашей страны[18].

Предпринимательская деятельность может быть организована только тем лицом, на чье имя выдана лицензия. В противном случае будут проблемы с законом и некоторыми государственными органами[20].

В общих чертах получение лицензии на отдельные виды предпринимательской деятельность – достаточно несложное мероприятие. В процессе лицензионного оформления своего «дела» необходимо соблюдать соответствие со всеми пунктами действующего законодательства и консультироваться с профессиональными юристами. Не забывайте, что незаконная ПД наказывается со стороны государства путем привлечения лица к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ[3] или административной — в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ[4].

Глава 2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

2.1. Правовая основа деятельности по лицензированию

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности - очень частый вопрос, возникающих при организации бизнеса, так как некоторые виды деятельности ограничены законодательно[26].

Правовая основа деятельности по лицензированию, представлена в таблице 1[25].

Таблица 1

Правовая основа деятельности по лицензированию

Общее правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности (общий, базовый федеральный закон; исчерпывающий перечень конкретных видов лицензируемой деятельности приведен в статье 12).

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Закрытый перечень видов деятельности (например, атомная энергетика; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций), перечисленных в пункте 2 статьи 1 базового федерального закона.

Лицензирование указанных видов деятельности полностью регулируется отдельными федеральными законами (например, ФЗ «Об использовании атомной энергии») и не попадает под действие базового федерального закона.

Закрытый перечень видов деятельности (например, частная детективная деятельность; образовательная деятельность), перечисленных в пункте 4 статьи 1 базового федерального закона.

Лицензирование указанных видов деятельности может обладать рядом особенностей относительно базового федерального закона (например, иной порядок принятия решения о выдаче лицензии).

Данные особенности устанавливаются отдельными законодательными актами (например, Закон РФ «О средствах массовой информации»)


Конституция РФ закрепляя, особую форму охраны прав и свобод человека и гражданина, тем не менее, в ряде случаев допускает их ограничение. Данные ограничения, согласно п. 3 ст. 55 Конституции должны устанавливаться лишь федеральным законом только и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[1]. Указанная конституционная норма продублирована и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Одним из подобных ограничений и является лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности[2].

Статья 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что отдельными видами предпринимательской деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)[2].

Сама процедура лицензирования применяется именно к отдельным видам деятельности, осуществляемой как коммерческими, так и некоммерческими организациями. При этом право на соответствующую деятельность возникает именно с момента получения лицензии или в указанный в ней срок. Прекращается это право по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом, либо иными правовыми актами[24].

Новый Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступил в силу 3 ноября 2011 г[5]. Данный закон заменил Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривает[5]:

1. единый порядок лицензирования для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории России;

2. принцип бессрочности действия выдаваемых лицензий;

3. значительное расширение полномочий Правительства РФ в области лицензирования. Также предусматривается, что осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных законодательством;

4. изменение порядка осуществления лицензионного контроля;

5. установление исчерпывающего перечня прав и обязанностей должностных лиц лицензирующих органов и др.

Следует отметить, что основной тенденцией российского законодательства в сфере лицензирования является снижение лицензируемых видов деятельности Так в ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержится исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности подлежащей лицензированию[5]. Данный перечень включает 49 наименований видов деятельности, что более чем в два раза меньше, чем в перечне, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ.


2.2. Вопросы лицензирования предпринимательской деятельности в России

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности закрепляется в ст. 34 Конституции Российской Федерации[1]. Однако это свободное использование все же имеет некоторые ограничения. Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности требует наличия специального разрешения (лицензии), выданного соответствующим лицензирующим органом, которое дает право лицу осуществлять определенный вид деятельности при соблюдении установленных правил и требований. Процедура лицензирования - это совокупность мероприятий, направленных на предоставление, возобновлений или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения; совокупность мер, связанных с контролем лицензирующих органов за соблюдением требований лицензионного соглашения, а также ведение реестров лицензий[28].

О назначение лицензирования говорится в ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»[5]. Так, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, главной целью лицензирования является гарантия не причинения, предупреждения, а также пресечение ущерба, который может быть вызван осуществлением отдельных видов деятельности[12].

Что же касается вопроса достижения данной цели лицензирования. Прежде всего, этому способствует установление лицензионных требований, которые являются обязательными для соблюдения и при несоответствии которым предприниматель не может быть допущен к осуществлению определенной деятельности, что служит гарантией максимально безопасного осуществления предпринимательской деятельности[29].

Таким образом, на стадии получения лицензии или ее переоформления компетентные государственные органы осуществляют лицензионный контроль, который сводит к минимуму возможность причинения ущерба. Однако установленные законом требования к осуществлению предпринимательской деятельности не могут нарушать принцип свободы предпринимательства и неоправданно препятствовать законному осуществлению предпринимательской деятельности[27] .


Следующим аспектом обеспечения законности осуществления предпринимательской деятельности является лицензионный контроль, который представляет собой механизм выявления компетентными органами нарушений предпринимателями лицензионных требований (осуществляется посредством документарных проверок, плановых и внеплановых выездных проверок в отношении лицензиатов), механизма информирования компетентных органов контрагентами лицензиатов и иными лицами о нарушениях, допускаемых ими в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, законодательного закрепления прав и обязанностей компетентных органов, обеспечивающих должную реакцию на поступившую в орган информацию, механизма пресечения компетентными органами выявленных нарушений (путем выдачи предписаний об устранении нарушений лицензионных требований, приостановления действия лицензии или ее аннулирование, принудительной ликвидации юридического лица по решению суда в случае осуществлении деятельности без лицензии), также к нарушителю могут применяться меры административной и уголовной ответственности. И лишь при функционировании всех указанных выше мер в совокупности возможно достижение цели лицензирования предпринимательской деятельности.

Вопрос о лицензировании предпринимательской деятельности является достаточно сложным, т.к. имеет ряд особенностей. Так, например, для каждого вида деятельности предъявляются различные требования, отличаются также и сроки лицензий. Довольно важной проблемой является то, что иногда государственным органам не представляется возможным выполнить надлежащим образом полную проверку на соответствие лицензионным требованиям, следствием чего может быть то, что лицензия выдается предпринимателем, который осуществляет свою деятельность не в соответствии с лицензионными требованиями[11].

Зачастую происходят и такие ситуации, когда при отказе в выдаче лицензии, предпринимателю игнорирует данный отказ, а при аннулировании лицензии, многие компании нередко не прекращают заниматься предпринимательской деятельностью при отсутствии лицензии, за что предусмотрена определенная ответственность, которая устанавливается в зависимости от вида предпринимательской деятельности[23].

Лицензирование сильно влияет на темпы развития предпринимательской деятельности, однако это влияние может быть и негативным. В России осуществление почти всех видов деятельности требует наличия специального разрешения и соблюдения особых требований и, таким образом, для урегулирования была создана довольно обширная нормативно-правовая база, которую достаточно сложно систематизировать, что в свою очередь усложняет процесс лицензирования[21].


Таким образом, с целью упорядочения нормативной базы в сфере лицензирования предпринимательской деятельности в 4 мая 2011 года был принят ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который при этом, наиболее важное значение имеет не столько первоначальный этап лицензирования, т.е. выдача специального разрешения, сколько последующий контроль за соблюдением лицензионных требований предпринимателями. Так, при выявлении, каких либо нарушений, лицензирующий орган имеет право аннулировать или приостановить действие лицензии[5].

Также, следует выделить основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности. Во-первых, это принцип возмездности, т. к. за выдачу лицензии или ее переоформление устанавливается определенная плата. Также, достаточно важным аспектом лицензирования признается непередаваемость права на занятие определенным видом деятельности, предоставленного лицензией, нарушение данного принципа имеет место при передаче лицензии другому субъекту в целях осуществления им лицензируемой деятельности от своего имени. В качестве еще одного принципа лицензирования следует указать публичный характер, который выражается в том, что специальные разрешения могут быть выдан лишь специально уполномоченными органами в порядке осуществления функций по регулированию экономической деятельности[9].

Следует также затронуть вопрос о пробелах в законодательстве, о лицензировании, что касается, прежде всего, вопроса об ответственности за нарушения лицензионных требований. Так, в настоящее время нет четкого и всестороннего механизма юридической ответственности за неисполнение норм лицензионного законодательства[8].

В последнее время произошли некоторые изменения в процедуре лицензирования, которые в основном положительно повлияли на регулирование предпринимательской деятельности. Среди данных изменений можно выделить: сокращение лицензируемых видов деятельности, принятие соответствующих административных регламентов, внедрение электронных технологий в деятельность лицензирующих органов, но все, же и сейчас требуется продолжение работы в данном направлении, с целью увеличения эффективности лицензирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лицензирование является комплексным методом регулирования предпринимательской деятельности. И на данный момент лицензирование представляется наиболее эффективным способом регулирования предпринимательской деятельности[14].