Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Юридическая ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

1.1. Суть и основные принципы лицензирования

1.2. Необходимые к лицензированию виды предпринимательской деятельности

1.3. Требования к соискателю лицензии и порядок получения

1.4. Срок и правила действия лицензии

Глава 2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

2.1. Правовая основа деятельности по лицензированию

2.2. Вопросы лицензирования предпринимательской деятельности в России

2.3. Лицензирование, как способ правового регулирования экономики

Глава 3. Юридическая ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования

3.1. Предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) и нарушение условий специального разрешения (лицензии)

3.2. Обобщение практики рассмотрения дел по спорам, связанным с лицензированием предпринимательской деятельности

Заключение

Библиография

2.3. Лицензирование, как способ правового регулирования экономики

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», дает легальное понятие лицензирования, согласно нему лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[5] .

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования в иных целях не допускается[19].

Также Федеральным законом «О лицензировании» выделяются задачи лицензирования отдельных видов деятельности ими являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[11]. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности[5] .

В ст. 4 Федерального закона № 99-ФЗ перечислены основные принципы осуществления лицензирования[5]:

• обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;


• установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

• установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

• установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

• открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

• соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, теперь закреплена в качестве основополагающего принципа. Также недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю предусматривается и ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[6].

Принципиальным в настоящее время, помимо единства лицензирования (ранее ст. 3 Федерального закона № 128-ФЗ в числе основных принципов лицензирования упоминалось также установление единого перечня лицензируемых видов деятельности)[5], является и его законодательное закрепление на федеральном уровне (установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; установление федеральными законами единого порядка лицензирования). Такой подход, думается, не только вполне оправдан, но и обладает серьезным антикоррупционным потенциалом, обеспечивая соблюдение конституционных положений (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)[1].


Глава 3. Юридическая ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования

3.1. Предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) и нарушение условий специального разрешения (лицензии)

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, осуществлять которые можно исключительно на основании соответствующей лицензии[5]. Это означает, что лицо, желающее заниматься конкретной деятельностью, подлежащей лицензированию, обязано в первую очередь получить соответствующее разрешение (лицензию)[25].

Таким образом, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и не быть оштрафованным, перед тем как начать какую-либо предпринимательскую деятельность, необходимо[4]:

-выяснить, подлежит ли такая деятельность обязательному лицензированию;

-если деятельность подлежит обязательному лицензированию, до начала осуществления деятельности получить соответствующую лицензию.

Законом предусмотрено отдельное наказание за осуществление предпринимательской деятельности в определенных сферах. Так, например, если без лицензии осуществляется деятельность по предоставлению транспортных услуг, штраф назначается в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, таблица 2[4].

Таблица 2

Привлечение к ответственности

Действия, за которые могут привлечь к ответственности

Кто несет ответственность

Назначение и мера наказания

Осуществление лицом, не зарегистрированным в качестве юридического лица или предпринимателя, действий, направленных на систематическое получение прибыли, а именно:

  • принятие оплаты за товар (работы, услуги);
  • выдача расписок в получении денежных средств;
  • размещение рекламных объявлений;
  • выставление образцов товаров в местах продажи;
  • заключение договоров аренды помещений;
  • другие подобные действия.
  • граждане (физические лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве юридического лица или предпринимателя.

Составляют протокол:

  • должностные лица органов внутренних дел;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Назначают наказание:

  • судьи.

Наказание:
Наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • на граждан — от 500 до 2 000 рублей;

Осуществление действий, которые возможны только после получения специального разрешения (лицензии), в то время, когда такое разрешение (лицензия) получено не было. В частности:

  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники;
  • перевозка пассажиров транспортом;
  • охрана объектов;
  • организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • теле- и радиовещание;
  • оказание услуг связи;
  • другие действия, перечисленные в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • граждане, ответственные за получение лицензии;
  • должностные лица организаций (в том числе предприниматели), ответственные за получение лицензии на осуществляемую деятельность;
  • юридические лица.

Составляют протокол:

  • должностные лица органов внутренних дел;
  • должностные лица Ростехнадзора;
  • должностные лица ФАС РФ;
  • должностные лица соответствующих лицензирующих органов.

Назначают наказание:

  • судьи.

Наказание:
Наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • на граждан — от 2 000 до 2 500 рублей;
  • на должностных лиц (в том числе предпринимателей) — от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, в качестве дополнительной санкции во всех случаях может быть применена конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Осуществление любых действий, приводящих к нарушению условий лицензирования, обязательных для соблюдения в конкретном виде деятельности. Так, нарушениями лицензионных условий являются:

  • несоблюдение границ территории оказания услуг, указанной в лицензии (при оказании услуг подвижной радиосвязи);
  • несоблюдение установленных законодательством РФ в области образования требований к организации образовательного процесса (при оказании образовательных услуг);
  • несоблюдение правил оптовой и розничной торговли лекарственными средствами (при осуществлении фармацевтической деятельности);
  • и т.д.
  • граждане, ответственные за соблюдение лицензионных условий;
  • должностные лица организаций (в том числе предприниматели), ответственные за соблюдение лицензионных условий;
  • юридические лица.

Составляют протокол:

  • должностные лица органов внутренних дел;
  • должностные лица Ростехнадзора;
  • должностные лица ФАС РФ;
  • должностные лица соответствующих лицензирующих органов.

Назначают наказание:

  • судьи.

Наказание:
Наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • на граждан — от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц (в том числе предпринимателей) — от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Осуществление любых действий, в результате которых нарушаются условия лицензирования, обязательные для соблюдения в конкретном виде деятельности, и нарушение которых, согласно закону, считается грубым. Так, грубыми нарушениями лицензионных условий являются:

  • отсутствие необходимой учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам (при оказании образовательных услуг);
  • оказание охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества без заключения соответствующего договора или без уведомления органов внутренних дел (при оказании услуг в сфере охраны);
  • несоблюдение порядка оказания медицинской помощи (при осуществлении медицинской деятельности);
  • и т.д.
  • предприниматели;
  • должностные лица организаций ответственные за соблюдение лицензионных условий;
  • юридические лица.

Составляют протокол:

  • должностные лица органов внутренних дел;
  • должностные лица Ростехнадзора;
  • должностные лица ФАС РФ;
  • должностные лица соответствующих лицензирующих органов.

Назначают наказание:

  • судьи.

Наказание:
Наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • на предпринимателей — от 4 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Лицензия, выдаваемая лицензиату для осуществления какой-либо деятельности, предполагает, что получившее ее лицо обязано соблюдать ряд условий и требований (лицензионные условия). Перечни лицензионных условий устанавливаются законами и подзаконными актами и различаются в зависимости от сферы деятельности.

Любое выявленное отступление или несоответствие таким условиям наказывается штрафом на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Чтобы избежать привлечения к ответственности и наложения штрафа, необходимо строго соблюдать все условия и требования, обязательные при осуществлении той или иной деятельности, подлежащей лицензированию[4].

Необходимо иметь в виду, что закон предусматривает наказание не только за нарушение лицензионных условий, но и за их так называемое «грубое нарушение». Что именно является грубым нарушением лицензионных условий, определяет Правительство РФ в отношении каждого конкретного лицензируемого вида деятельности.

Осуществляя конкретный вид лицензируемой деятельности, необходимо выяснить, какие нарушения лицензионных условий считаются в этом виде деятельности грубыми, и стараться не допускать их[12]. За грубое нарушение лицензионных условий КоАП РФ предусматривает более строгие санкции, чем за простое несоблюдение лицензионных условий.

Нужно иметь в виду, что за нарушение или грубое нарушение условий лицензии при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере транспорта наказание установлено ч.ч. 3 и 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ[5].

Следующим видом ответственности, к которому могут быть привлечены и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность без лицензии или с нарушением условий лицензирования, является ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом РФ[3].

Отметим, что законодатель и здесь закрепил ответственность не только самих непосредственных участников хозяйственной деятельности, но и должностных лиц, которые вправе в случаях, предусмотренных законом, выдавать лицензию.

Так, согласно ст. 169 УК РФ в качестве уголовно наказуемого деяния - воспрепятствования законной предпринимательской деятельности - рассматривается неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности или уклонение от его выдачи. Именно Гражданский кодекс РФ устанавливает для предпринимателей ряд правил, необходимость соблюдения которых подкрепляется УК РФ[3]. Для предпринимательской деятельности организаций и граждан вводятся некоторые ограничения: в соответствии со ст. 23 и 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, указанные лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)[2].


Следовательно, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности посягает на весьма важную сферу общественных отношений, связанных со свободным предпринимательством, право на которое предоставлено гражданам Конституцией Российской Федерации (ст. 34)[1].

В остальных случаях речь идет об уголовной ответственности за осуществление того или иного лицензируемого вида деятельности без лицензии. Так, в статье 171 установлена ответственность за незаконное предпринимательство.

В научной литературе применительно к незаконному предпринимательству указывается "на достаточно широкий круг общественно опасных последствий: нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающего нормальное развитие экономики, причинение ущерба финансовым интересам государства, не получающего плату... в том числе и за рассмотрение заявления, и за выдачу лицензии".

Отметим, что уголовная ответственность за указанные действия наступает лишь в том случае, если они причинили крупный ущерб гражданам, организациям, государству либо сопряжены с извлечением доходов в крупном размере, определение которого дается в примечании к ст. 171 УК РФ[3].

К тому же уголовная ответственность за незаконное предпринимательство может наступить лишь за нарушение правил лицензирования, установленных федеральным законодательством. В случае нарушения правил лицензирования, установленных нормативными актами субъектов Российской Федерации, уголовная ответственность не наступает. В противном случае основания привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство в субъектах Российской Федерации были бы разные[13].

Статья 172 УК РФ специально посвящена незаконной банковской деятельности. Так, уголовная ответственность возникает за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В данном случае предусмотрены те же квалифицирующие признаки, что и в ст. 171 УК РФ[3].

Согласно ст. 203 УК РФ уголовная ответственность возникает за превышение руководителем или служащим частной охраны или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения. Более строго наказывается то же деяние, повлекшее тяжкие последствия[3].