Файл: "Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямо - хождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим дей­ствиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, на­глядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памя­ти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Не дисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.

Чем же характеризуется состояние современной семьи?

Социологи, педагоги, психологи (И.В. Бестужев-Лада, А.В. Мудрик, И.С. Кон, Т.А. Маркова и др.) отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:

«- Изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из двух поколений – родители и дети. Растёт число неполных семей (один из родителей отсутствует), число семей с одним ребёнком. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не даёт возможности родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;

- изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестаёт быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;

- семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей. И на первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения (количественная сторона общения). Родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму. »

Во многих психологических трудах были описаны случаи, когда родители, уходя на работу, оставляли детей одних, без присмотра. Такой случай был у меня на примере. Моя соседка с мужем работали в Москве и их сын, которому было около 12 лет, был почти весь день один. Мы долгое время и не знали, что он есть в квартире, и только, когда было отключения света во всем подъезде, обнаружили этого мальчика. Он был напуган и выглядел как затравленный зверек. Мы позвали его к себе, и впоследствии он часто приходил к нам. Но его ругали за это, говоря, что он как бездомный, шляется по соседям. После у мальчика обнаружились многие психические отклонения.


В других описанных случаях детей оставляли на попечении глухой бабушки. Были так же случаи когда ребенка «подбрасывали» соседке. Но та в основном заботилась лишь о том, чтобы накормить да вовремя забрать у него из рук либо опасные предметы, либо, то, что не является игрушками.

Но самое страшное бывает тогда, когда родители сами создают дефицит общения. Многие из таких «горе» родителей думают, что если они «покормили, умыли и спать положили», то их родительские обязанности на этом закончились. В этих случаях у них есть множество оправданий: устали после работы, домашние хлопоты. Взрослые просто не понимают что дети, повзрослев, не вспомнят, как у них дома было чисто. Чаще дети вспоминают как мама или папа, или дедушка, или бабушка занимались с ними, играли. Ведь всю эту рутинную работу можно делать вместе с детьми, распределив обязанности. Просто это гораздо тяжелее. Ведь ребенку надо объяснить для чего нужно идти в магазин, а там набраться терпимости, что бы объяснять, почему надо купить продукты, а не сладости. Да и домашняя уборка для детей – это не совсем понятная работа. А ведь все эти моменты можно превратить в общение с ребенком. Во время уборки можно петь, представляя, что вы Золушки. Когда идете в магазин, рассказывать стихи или придумывать разные истории.

К.В. Бардин считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей».

Вторым неблагоприятным для детей моментом, который тяжело отражается, как на общем развитии детей, так и на развитии речи в частности, являются конфликтные отношения в семье. Родители, которые не могут найти общий язык между собой, которые не хотят слышать друг друга, которые не хотят уступать, и лишь криком и хуже всего дракой пытаются доказать свое, наносят тяжелейший вред детской ,еще не окрепшей психике. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка в такой семье. Многие дети либо начинают болеть, либо становятся замкнутыми. Многие перестают говорить. После, становясь подростками, пытаются убежать из такой семья. И что самое страшное, таким детям тяжело создать свою семью, так как модель семьи у них искажена. Ни о каком развивающем влиянии родителей здесь не приходится говорить. Более того, в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор.

Не менее важным моментом, оказывающим отрицательное влияние на развитие речи ребенка, является не качественная сторона общения взрослых с детьми. Взрослые довольно много уделяют времени для общения со своим ребенком, и поэтому о дефиците говорить не приходится, но в тоже время язык этого общения бывает крайне бедный. Речь взрослых не выразительна, в ней нет слов, которые могли бы обогатить словарный запас детей. Уровень интеллектуальной жизни семьи напрямую зависит от образованности родителей, а так же от желания стать лучше не только самим, но и стать лучше для своих детей. И как показывают примеры «Малообразованные» и «образованные», общаются со своими детьми на разных языках. У «Малообразованных» речь более бедная, не всегда правильно выстроена грамматически, предложения суше. При помощи такой речи очень трудно объяснить ребенку свои мысли, эмоции, передать сложные чувства. Так же тяжело объяснить причины своих поступков. Такую речь можно сравнить с ограниченным кодом.


Так как в основном воспитанием детей в раннем возрасте занимается мать, то ее образованность особенно важна. Языковые конструкции, распространенные предложения в разных временах, у грамотной матери гораздо ярче выражены и ей намного легче пояснять ребенку правильность его поведения. Такой маме несложно будет утихомирить дитя, если она к примере разговаривает по телефону: « Подожди немного, я сейчас договорю, и займусь тобой. » А на языке с ограниченным кодом: « Замолчи!»

Еще одна насущная проблема с которой я столкнулась работая с детьми – это, то что дети, не все, но в своем большинстве, не любят слушать книги. Мне стало интересно, почему так произошло, и я провела некий опрос среди родителей. Выяснилось, что совсем малое количество родителей читают детям, да и сами они не часто берут в руки книги. Соответственно разговоров о прочитанных произведениях так же нет в этих семьях. Словарный запас таких взрослых скуден и общий и интеллектуальный уровень не высок. А ведь умение слушать неотъемлемая часть обучения.

У нормального ребенка, который идет в школу, словарный запас составляет около 4 – 5 тысяч слов. Однако бывают семьи, где общаясь с ребенком, мать обходится тремя – четырьмя сотнями слов, этакие «Эллочки Людоедки».

Но как у медали есть две стороны, так и у бедности словарного запаса – с одной стороны это количественное отношение, а с другой – качественная. Слыша, как взрослые разговаривают, ребенок невольно копирует их. Он не знает многие возможности слова. Употребление слова в прямом и переносном значении, эмоциональная окраска и т. д. Тесное соседство интеллектуальной неполноценностью с эмоциональной – это следствие влияния малообразованной семьи. В таких семьях радость от общения не частый гость. Взрослые, по большей части занятые собственными проблемами, как правило, откупаются от детей большим количеством игрушек или, как сейчас это модно дорогими и современными гаджетами. Ребенок еще и не успел, как следует захотеть что то, а ему это уже купили. Радости от такого подарка дитя или не испытает, или она продлится не долго, и ценить такой подарок ребенок не будет.

Еще одним важным моментов в семье является юмор. В семьях, где живет радость, живет и юмор. Шутить тоже надо уметь. От шутки смешно должно быть всем. А пошутить правильно, умело подобрав слова, может человек грамотный. И как говорил Сухомлинский В. А.: «Научить пользоваться оружием смеха - одна из тончайших и сложнейших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов». Дети, в таких семьях умеют правильно воспринять юмор во фразах другого человека. Они с легкостью понимают комичность положения и спокойно отреагируют на слова, сказанные в шутку. « Смех – это один из каналов познания, одна из точек зрения. С нее перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полностью.» ( В. А. Сухомлинский)


Самым опасным явлением, на мой взгляд, которое набрало колоссальные обороты – это компьютеризация. Начиная с первых лет жизни, детей приучают к компьютерам. Много раз я сталкивалась с такими родителями. Что бы как можно быстрее накормить свое чадо они включают мультфильмы, и ребенок, отвлекаясь на экран, хорошо открывает рот, и почти не жуя, быстро заглатывает пищу. Дело сделано, ребенок сыт и мама, оставляя его смотреть мультфильмы, может спокойно заняться своими делами. А ведь пока малыш кушает, его можно занимать стихами, рассказать придуманную или известную сказку. Представив, что ложка это кораблик или пароход, или самолет спокойно кормить его. Можно купить или смастерить самой куколку, которую одевают на руку, и эта куколка будет кормить малыша. Все это сложно, так как современным мамам, к сожалению некогда, да и уровень интеллекта не всегда позволяет, что - то придумать.

А колыбельные? Про этот ритуал многие уже забыли. Колыбельные песни для ребенка - это первые уроки родного языка. Слушая мамины песни малыш, невольно учится запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. В отличие от обычной речи, стихотворный ритм в песни, оказывает благотворное влияние на растущий организм. Напевая колыбельную, мама снимает напряжение, тревожность и действует успокаивающе.

Если обратится к данным ЮНЕСКО, то 93% современных детей, в возрасте от 3 до 5 лет смотрят на экран по 28 часов в неделю, а это почти по 4 часа в день. И если сравнить эти показания с показаниями от общения с взрослыми, то они будут на много выше. По - мимо этого, находясь у экрана, ребенок, завороженный яркими меняющимися картинками, практически не шевелится. А ведь движение – это одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Снижение иммунитета, замедление в росте и общей задержке в развитии – все это из - за ограничения в движении. Если ребенок разнообразно двигается – это способствует совершенствованию механизмов адаптации, а так же комплексному развитию всех систем. И одна из систем – это отставание в развитии речи. В последнее время многие родители и педагоги жалуются на задержки речевого развития. Замечено, что дети начинают позже говорить, разговариваю плохо. Все чаще актуальна помощь логопедов. И логопедическая помощь нужна сейчас в каждой группе детских садов. И эта тенденция замечается во всем мире. Специальные исследования, проводимые в 70 – х годах, говорили лишь о 4% детей с нарушениями речевого развития. Тогда как в наше время это число составляет уже 25% 3- 4 летних детей. В 6 раз возросло количество речевых нарушений за 20 лет.


Неограниченный просмотр телевизора и интернета, дефицит общения, а так же неполноценность этого общения, частые конфликтные ситуации в семье, алкоголизм и присутствие ненормативной лексики, и самое главное отсутствие проявления любви и ласки в семье приводит к отставанию в развитии речи у детей.

ГЛАВА II. Исследование влияния семьи на развитие речи ребенка

дошкольного возраста.

2.1 Методы исследования и полученные результаты

Исследование проводилось в МБДОУ № 4 г. Химки. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа детей в возрасте 6-7 лет. Группа состояла из 10 человек. В процессе исследования мною были использованы следующие методы: беседа с воспитателями группы, наблюдение, общение с родителями. Мною применялась методика О.С. Ушаковой, которая позволила оценить уровень развития речи у детей.

В беседе с воспитателями группы я получила данные о составе семей и особенностях семейного воспитания испытуемых (результаты см. таблица 1).

Развитие связной речи (методика О.С. Ушаковой см. Приложение 1) оценивалось мною по критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

Показывая ребенку картину с нарисованным сюжетом, я просила их описать, что там изображено, а потом просила придумать рассказ. Оценивала я по следующим параметрам:

1.Содержательность. Здесь оценивалось умение ребенка придумать сюжет и развернуть его в логической последовательности. Насколько умело ребенок может описать героя рассказа, раскрыть идею своего рассказа используя признаки и действия.

Ребёнок, придумавший интересный сюжет, получает 3 балла;

Заимствованный сюжет– 2 балла;

Перечисление признаков – 1 балл.

2. Композиция высказывания. Наличие трёх структурных частей: начала, середины, конца.

Выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла;

Наличие двух структурных частей - либо начала и середины, либо середины и конца, и частичное нарушение логики изложения – 2 балла;

Отсутствие начала и конца – 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений.

Правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; Использование только простых предложений – 2 балла;

Однотипные конструкции - назывные или номинативные предложения

– 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; Использование способов формально-сочинительной связи через союзы: а, и, наречие потом – 2 балла;