Файл: "Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Не стоит разговаривать с ребенком на его языке. Не искажайте свою речь. Не надо так же часто употреблять и уменьшительно- ласкательными суффиксами- все это тормозит речевое развитие ребенка.

• Если ребенок как то неправильно выразился или нерпавильно употребил слово, сразу поправьте его. Поправляя ребенка, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Старайтесь быть просто тактичными. Поправьте его и подскажите, как надо произносить то или иное слово.

• Задав вопрос, ребенок ждет от вас ответа, поэтому не оставляйте его вопрос без внимания. Разъяснения на его вопрос должны быть ему понятны. Старайтесь употреблять простые слова, а если в вашем лексиконе появилось новое слово, объясните ребенку его значение.

• По возможности раз в месяц записывайте речь ребенка на диктофон. В первый год жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. Когда ребенок станет постарше, можно записывать беседы с ребенком, его речь вовремя игр, чтение стихов, не забудьте указать при этом возраст ребенка. Все это может помочь в работе над развитием речи, а в дальнейшем будут хорошим подарком.

• Старайтесь перед сном читать малышу книжки, а отправляясь в поездку на машине можно включать аудиозаписи с чтением сказок, потешек, стихов. Все это очень хорошо сказывается на развитии

Упражнения для развития речи.

1. Когда слушаете сказку - обращайте внимание ребенка на слова, которые редко встречаются в бытовых оборотах речи. Спросите его: « Как ты думаешь, что означает это слово?» Если это слово ему незнакомо, то постарайтесь доходчиво объяснить значение этого слова.

2.Читая книгу, рассматривайте картинки, и пусть малыш расскажет, что нарисовано на них. При прочтении, так же обращайте внимание на новые слова, и так же поясняйте их значения.

3. Предлагайте занимательные игры. Интересна, для ребенка будет игра « Доскажи словечко»: вы, читая знакомые для него стишки, просите назвать последнее слово. Играя в слова, можно скрасить долгий путь или скучный поход в магазин. В такой игре можно придумать свои правила или воспользоваться этими:

- какими словами, красками можно описать время года;

- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

- угадай о чем задумано. Описывается предмет: цвет, форма, что он может делать и т. д.;

- игра « Если бы я тыл…»

Если бы я машиной, то я бы…, потому что..

Если бы я был песенкой, то я бы…, потому что..

Если бы я был ветерком, то я бы…., потому что…


Если бы я был помидором, то я бы…, потому что..

- Игра «Две стороны»:

Что плохого в дождике и что хорошего?

Что плохого в гололеде и что хорошего?

Что плохого в Кощее Бессмертном и что хорошего?

- Игра в анонимы: холодно – жарко, веселый – грустный, …

- Игра в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

4. Прочитав книгу или посмотрев мультфильм по - прошествии времени предложите ребенку пересказать сюжет. Позадавайте вопросы: что понравилось? Кто понравился? Почему? Попросите описать главного героя.

5. Игра «Найди, где я ошиблась.

- В лес растет березы.

- Машины едет дорога.

6. Пробуйте составлять с ребенком маленькие рассказы. Расскажите ему, что рассказ состоит из начала ( короткого как рассвет), середины ( длинного как день) и конца ( короткого как закат).

7. Устройте маленький спектакль: разыграйте знакомую сказку «в лицах». 8. Тренируйте пальчики. Дело в том, что в коре головного мозга есть отделы, которые отвечают за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука, в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие влечет за собой развитие речи. Поэтому, развивая тонкую ручную моторику ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Можно лепить из пластилина или из теста. Научите ребенка завязывать шнурки или сделать в дощечке или картоне и продевать шнурок, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать и т.п.

9. Компьютер и все современные гаджеты давать в пользование ребенку только после того, как он освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. Самое лучшее если этот момент отсрочить и потом объяснять, для чего вообще нужен компьютер. А игры можно использовать как поощрительный момент в воспитании. Лучше научить ребенка играть самостоятельно, что бы он мог сам себя занять и научился отличать игру от реальности. Просмотр мультиков и компьютерные игры для детей должен быть строго дозирован. Примерное время – 20 – 30 минут. При просмотре мультфильмов и компьютерных игр родители должны помочь малышам осмыслять происходящие на экране события. В свободном доступе технику для детей можно вводить годам к 10 – 12, когда они уже будут понимать для чего им это надо.

10. Не переоценивайте своего ребенка. Хвалите, но не перехваливайте. Научите его смотреть на себя со всех сторон. Получилось – молодец, нет – старайся и у тебя обязательно получится.


И не забывайте! Малыша очень легко сбить: достаточно насмешки, маленького недоверия, ухмылки – и болтунишка может замолчать и скиснуть. Во время болезни развитие заметно притормаживается и необходимо особенно внимательно отнестись к этому периоду. Иногда, наблюдаются случаи регресса, и по выходу из болезни ребенок нуждается в особом внимании взрослых и требуется время, что бы процесс набрал свой нормальный темп. Если вы заметили отставание в развитии и это свершившимся фактом, то первое, что надо сделать – это провести комплексное обследование у детского невролога, психиатра, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Не думайте, что все образуется само собой, не складывайте руки и продолжайте занятия.

Заключение

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Для развития особенностей речи детей старшего дошкольного возраста характерен достаточно высокий уровень развития речи. В дошкольном детстве развитие речи естественно не заканчивается для ребенка. Процесс овладения речью, да и речь ребёнка в целом не всегда бывает интересной и понятной. Она не всегда бывает содержательной, грамматически правильно оформленной. Но помощь взрослых в обогащение словаря, в развитие грамматически правильной речи, в умение выражать свои мысли, а так же интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения, будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Правильная, хорошо поставленная речь – залог всестороннего и полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства. Шире будут его возможности в познании мира. Ему легче будет строить отношениях с людьми разных возрастов и его общение будет полноценным и содержательным. И ему проще ему будет найти себя в жизни. Поэтому очень важно заботится о своевременном формировании правильной речи у детей, о ее чистоте. Важно предупреждать и исправлять различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

В семье начинается развитие коммуникативных способностей. В ежедневном общении с братьями и сестрами, с родителями, бабушками и дедушками. Влияние характера взаимоотношений в семье неотъемлемо влияет и на психологию развития, и развития речевых навыков ребенка. Основная задача взрослых – это помочь ребенку научиться общаться, а так же сформировать у него желание получать новые знания и умения делать это.


По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. В условиях проведённого исследования было выявлено:

а) прямая зависимость между количеством и качеством общения взрослых со своим ребёнком и уровнем развития его связной речи;

б) гипотеза о том, что в полных семьях дети развиваются в коммуникативном плане лучше, чем дети в неполных семьях не подтвердилась;

в) структура семьи не оказывает существенного влияния на развитие речи детей.

2. Представленные рекомендации помогут родителям добиться не формального, а подлинного развития речи ребёнка.

Библиографический список

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Князева М.Г. Как подготовить ребёнка к школе и по какой программе учиться? М.: «Новая школа». – 1993. – 154 с.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. Елкина В. Н. Дошкольник: Обучение и

развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 256с.

3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.

4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М.: Знание, 1994. – 240 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М., 1982. – Т. 2. – 452 с.

6.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно . – М.: Екатеринбург, 2005 .

–218 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:

Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

8.. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми. Лисина М. И. – М.: Просвещение, 1985. – 251с.

9. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьева и др. – М.: Академия, 1998. – 336 с.

10. Развитие речи ребенка. Тихеева Е. И. – М.: Просвещение, 1972. – 120с.

11. Развитие речи дошкольников. Ушакова О.С.: Издательство Института

Психотерапии. – 2001. – 240 с.

12. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- М.: Владос, 2004 – 288 с.13. Чуковский К. И. От двух до пяти. – М.: Просвещение, 1966. – 235с.

14. Детская психология. Эльконин Д. Б. – М.: Просвещение, 1960. – 456с.

Приложение

1. Серия заданий для оценки уровня развития связной речи (методика О.С. Ушаковой)

1. Показываем картинку или серию картинок (3-4), объединённых сюжетом. Просим ребёнку разложить их в определённой последовательности и составить рассказ.

2.Дать задание ребёнку описать лисичку (по картинке).


1) ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные

части: начало, середина и конец. Это лисичка. Она рыжая, пушистая. У нее красивый, пушистый хвост. Хвост ей нужен, что бы заметать следы.

2) есть ли начало в его рассказе (или конец);

3)перечисление отдельных качеств.

Оцениваем его знания:

1) раскладывая картинки в правильной последовательности, ребенок

составляет связный рассказ;

2) рассказ получается при помощи взрослого;

3) может перечислить, что нарисовано на картинках.

3. Предлагаем ребёнку составить небольшой рассказ или сказку на тему которую он выбрал сам.

1)Придумав сказку или рассказ, предложите ребенку дать название ;

2)справляется со всеми заданиями с помощью взрослого;

3)не получилось Не государственное образовательное

учреждение высшего образования

«московский финансово – промышленный» университет «Университет»

Факультет электронного обучения

Курсовая работа

по дисциплине:

«Теория и методика развития дошкольника»

на тему:

«Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста»

Работу выполнила студентка группы ОБХПн-1502МОдш:

направление подготовки:

психолог дошкольник

профиль:

Профиль Магистерская программа

Педагог дошкольного образования

Петренко Елизавета Викторовна

Научный руководитель:

Москва 2017 г

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников

1.2 Роль семьи в развитии речи ребенка

Глава2. Исследование влияния семьи на развитие речи ребенка дошкольного возраста.

2.1 Методы исследования и полученные результаты

2.2. Анализ полученных результатов.

Глава3. Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.

Заключение.

Используемая литература.

Приложение.

Введение

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Семье принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Речь родителей должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети очень точно улавливают, как разговаривают взрослые и можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности близких людей — отца и матери, бабушки и дедушки. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Ваше языковое богатство становится его достоянием.