Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I .Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников.
1.2 Роль семьи в развитии речи ребенка
ГЛАВА II. Исследование влияния семьи на развитие речи ребенка дошкольного возраста.
2.1 Методы исследования и полученные результаты
2.2. Анализ полученных результатов.
Глава III. Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.
• Не стоит разговаривать с ребенком на его языке. Не искажайте свою речь. Не надо так же часто употреблять и уменьшительно- ласкательными суффиксами- все это тормозит речевое развитие ребенка.
• Если ребенок как то неправильно выразился или нерпавильно употребил слово, сразу поправьте его. Поправляя ребенка, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Старайтесь быть просто тактичными. Поправьте его и подскажите, как надо произносить то или иное слово.
• Задав вопрос, ребенок ждет от вас ответа, поэтому не оставляйте его вопрос без внимания. Разъяснения на его вопрос должны быть ему понятны. Старайтесь употреблять простые слова, а если в вашем лексиконе появилось новое слово, объясните ребенку его значение.
• По возможности раз в месяц записывайте речь ребенка на диктофон. В первый год жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. Когда ребенок станет постарше, можно записывать беседы с ребенком, его речь вовремя игр, чтение стихов, не забудьте указать при этом возраст ребенка. Все это может помочь в работе над развитием речи, а в дальнейшем будут хорошим подарком.
• Старайтесь перед сном читать малышу книжки, а отправляясь в поездку на машине можно включать аудиозаписи с чтением сказок, потешек, стихов. Все это очень хорошо сказывается на развитии
Упражнения для развития речи.
1. Когда слушаете сказку - обращайте внимание ребенка на слова, которые редко встречаются в бытовых оборотах речи. Спросите его: « Как ты думаешь, что означает это слово?» Если это слово ему незнакомо, то постарайтесь доходчиво объяснить значение этого слова.
2.Читая книгу, рассматривайте картинки, и пусть малыш расскажет, что нарисовано на них. При прочтении, так же обращайте внимание на новые слова, и так же поясняйте их значения.
3. Предлагайте занимательные игры. Интересна, для ребенка будет игра « Доскажи словечко»: вы, читая знакомые для него стишки, просите назвать последнее слово. Играя в слова, можно скрасить долгий путь или скучный поход в магазин. В такой игре можно придумать свои правила или воспользоваться этими:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- угадай о чем задумано. Описывается предмет: цвет, форма, что он может делать и т. д.;
- игра « Если бы я тыл…»
Если бы я машиной, то я бы…, потому что..
Если бы я был песенкой, то я бы…, потому что..
Если бы я был ветерком, то я бы…., потому что…
Если бы я был помидором, то я бы…, потому что..
- Игра «Две стороны»:
Что плохого в дождике и что хорошего?
Что плохого в гололеде и что хорошего?
Что плохого в Кощее Бессмертном и что хорошего?
- Игра в анонимы: холодно – жарко, веселый – грустный, …
- Игра в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…
4. Прочитав книгу или посмотрев мультфильм по - прошествии времени предложите ребенку пересказать сюжет. Позадавайте вопросы: что понравилось? Кто понравился? Почему? Попросите описать главного героя.
5. Игра «Найди, где я ошиблась.
- В лес растет березы.
- Машины едет дорога.
6. Пробуйте составлять с ребенком маленькие рассказы. Расскажите ему, что рассказ состоит из начала ( короткого как рассвет), середины ( длинного как день) и конца ( короткого как закат).
7. Устройте маленький спектакль: разыграйте знакомую сказку «в лицах». 8. Тренируйте пальчики. Дело в том, что в коре головного мозга есть отделы, которые отвечают за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука, в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие влечет за собой развитие речи. Поэтому, развивая тонкую ручную моторику ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Можно лепить из пластилина или из теста. Научите ребенка завязывать шнурки или сделать в дощечке или картоне и продевать шнурок, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать и т.п.
9. Компьютер и все современные гаджеты давать в пользование ребенку только после того, как он освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. Самое лучшее если этот момент отсрочить и потом объяснять, для чего вообще нужен компьютер. А игры можно использовать как поощрительный момент в воспитании. Лучше научить ребенка играть самостоятельно, что бы он мог сам себя занять и научился отличать игру от реальности. Просмотр мультиков и компьютерные игры для детей должен быть строго дозирован. Примерное время – 20 – 30 минут. При просмотре мультфильмов и компьютерных игр родители должны помочь малышам осмыслять происходящие на экране события. В свободном доступе технику для детей можно вводить годам к 10 – 12, когда они уже будут понимать для чего им это надо.
10. Не переоценивайте своего ребенка. Хвалите, но не перехваливайте. Научите его смотреть на себя со всех сторон. Получилось – молодец, нет – старайся и у тебя обязательно получится.
И не забывайте! Малыша очень легко сбить: достаточно насмешки, маленького недоверия, ухмылки – и болтунишка может замолчать и скиснуть. Во время болезни развитие заметно притормаживается и необходимо особенно внимательно отнестись к этому периоду. Иногда, наблюдаются случаи регресса, и по выходу из болезни ребенок нуждается в особом внимании взрослых и требуется время, что бы процесс набрал свой нормальный темп. Если вы заметили отставание в развитии и это свершившимся фактом, то первое, что надо сделать – это провести комплексное обследование у детского невролога, психиатра, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Не думайте, что все образуется само собой, не складывайте руки и продолжайте занятия.
Заключение
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Для развития особенностей речи детей старшего дошкольного возраста характерен достаточно высокий уровень развития речи. В дошкольном детстве развитие речи естественно не заканчивается для ребенка. Процесс овладения речью, да и речь ребёнка в целом не всегда бывает интересной и понятной. Она не всегда бывает содержательной, грамматически правильно оформленной. Но помощь взрослых в обогащение словаря, в развитие грамматически правильной речи, в умение выражать свои мысли, а так же интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения, будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Правильная, хорошо поставленная речь – залог всестороннего и полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства. Шире будут его возможности в познании мира. Ему легче будет строить отношениях с людьми разных возрастов и его общение будет полноценным и содержательным. И ему проще ему будет найти себя в жизни. Поэтому очень важно заботится о своевременном формировании правильной речи у детей, о ее чистоте. Важно предупреждать и исправлять различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В семье начинается развитие коммуникативных способностей. В ежедневном общении с братьями и сестрами, с родителями, бабушками и дедушками. Влияние характера взаимоотношений в семье неотъемлемо влияет и на психологию развития, и развития речевых навыков ребенка. Основная задача взрослых – это помочь ребенку научиться общаться, а так же сформировать у него желание получать новые знания и умения делать это.
По данной работе можно сделать следующие выводы:
1. В условиях проведённого исследования было выявлено:
а) прямая зависимость между количеством и качеством общения взрослых со своим ребёнком и уровнем развития его связной речи;
б) гипотеза о том, что в полных семьях дети развиваются в коммуникативном плане лучше, чем дети в неполных семьях не подтвердилась;
в) структура семьи не оказывает существенного влияния на развитие речи детей.
2. Представленные рекомендации помогут родителям добиться не формального, а подлинного развития речи ребёнка.
Библиографический список
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Князева М.Г. Как подготовить ребёнка к школе и по какой программе учиться? М.: «Новая школа». – 1993. – 154 с.
2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. Елкина В. Н. Дошкольник: Обучение и
развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 256с.
3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М.: Знание, 1994. – 240 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М., 1982. – Т. 2. – 452 с.
6.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно . – М.: Екатеринбург, 2005 .
–218 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
8.. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми. Лисина М. И. – М.: Просвещение, 1985. – 251с.
9. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьева и др. – М.: Академия, 1998. – 336 с.
10. Развитие речи ребенка. Тихеева Е. И. – М.: Просвещение, 1972. – 120с.
11. Развитие речи дошкольников. Ушакова О.С.: Издательство Института
Психотерапии. – 2001. – 240 с.
12. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- М.: Владос, 2004 – 288 с.13. Чуковский К. И. От двух до пяти. – М.: Просвещение, 1966. – 235с.
14. Детская психология. Эльконин Д. Б. – М.: Просвещение, 1960. – 456с.
Приложение 1. Серия заданий для оценки уровня развития связной речи (методика О.С. Ушаковой)
1. Показываем картинку или серию картинок (3-4), объединённых сюжетом. Просим ребёнку разложить их в определённой последовательности и составить рассказ.
2.Дать задание ребёнку описать лисичку (по картинке).
1) ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные
части: начало, середина и конец. Это лисичка. Она рыжая, пушистая. У нее красивый, пушистый хвост. Хвост ей нужен, что бы заметать следы.
2) есть ли начало в его рассказе (или конец);
3)перечисление отдельных качеств.
Оцениваем его знания:
1) раскладывая картинки в правильной последовательности, ребенок
составляет связный рассказ;
2) рассказ получается при помощи взрослого;
3) может перечислить, что нарисовано на картинках.
3. Предлагаем ребёнку составить небольшой рассказ или сказку на тему которую он выбрал сам.
1)Придумав сказку или рассказ, предложите ребенку дать название ;
2)справляется со всеми заданиями с помощью взрослого;
3)не получилось справится с заданием.
справится с заданием.