Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые замечания следует высказать по поводу предусмотренных в Законе видов ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. [15.C.536].

Так, предусмотренное статьей 38 Закона принудительное разделение коммерческих организаций в реальной жизни чаще всего бывает недостаточно эффективным. Смысл этой меры прозрачен - на месте монополиста должно появиться несколько хозяйствующих субъектов, которые будут конкурировать друг с другом. Вполне реалистичными являются требования к разделяемой организации:

существование возможности обособления структурных подразделений организации;

отсутствие между этими подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

существование возможности самостоятельной деятельности возникших юридических лиц [13].

Проблемы возникают при реализации этой нормы закона. Зачастую возникающие юридические лица оказываются связанными с ранее существующей монополией.

Кроме этого, следует проанализировать возможность введения в нормативные акты такой жесткой, но эффективной меры наказания, как частичная или полная конфискация имущества монополиста, неоднократно нарушающего законодательство.

В заключение следует обратить внимание еще на одну институциональную проблему, возникающую при реализации закона "О защите конкуренции".

Она касается организации работы ФАС РФ. В настоящее время в соответствии с Законом, ФАС имеет территориальные подразделения во всех субъектах Российской Федерации (за исключением объединенного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области). Это создает несколько проблем. Во-первых, увеличивается штат работников ФАС. В настоящее время он значительно превышает штат соответствующей американской антитрестовской службы. Во-вторых, очень неравномерно распределена нагрузка на работников ФАС между регионами России. В целом ряде случаев (крупные промышленные регионы) количество рассматриваемых дел велико, в то время как в некоторых регионах монополии не так распространены. В-третьих, при данной форме организации территориальные управления ФАС могут сильно зависеть от региональных властей, в то время как зачастую именно эти власти и нарушают антимонопольное законодательство. [15.C.536].

В связи этим представляется целесообразным укрупнить структуру ФАС, создавая территориальные органы по президентским округам.


2.2 Перспективы развития антимонопольной политики в России

18 июня 2013 года руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев утвердил План деятельности ФАС России на 2013-2018 годы. Общественное обсуждение и экспертное сопровождение Плана осуществляется ФАС России в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти. Согласно Протоколу заседания Комиссии ФАС России по проведению административной реформы № 83 от 13 декабря 2013 г., выделены основные целевые группы: граждане Российской Федерации, хозяйствующие субъекты, эксперты, органы государственной власти. [12.C.33]

Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика. Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках. В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (далее - Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций.

Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Рассмотрим подробнее данные направления.

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.

Эффективность реализации конкурентной политики зависит, с одной стороны, от качества правовой среды, определяющей степень результативности антимонопольных органов в сфере контроля и надзора за исполнением антимонопольного законодательства, с другой стороны, от результативности экономических мер, стимулирующих развитие рынков. Несмотря на динамичное развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации, положительно оцениваемое как российскими, так и зарубежными экспертами, а также значительное повышение результативности деятельности антимонопольных органов России, новый этап развития конкурентной политики требует существенного повышения качества реализации мер по защите конкуренции. Именно поэтому одними из главных направлений в работе ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета деятельности службы являются совершенствование антимонопольного законодательства и практики его правоприменения в соответствии с лучшим международным опытом, а также существенное повышение результативности деятельности антимонопольных органов за счет внедрения современных и эффективных инструментов управления качеством. Одной из важнейших задач в данной сфере является внедрение эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, таких как правила недискриминационного доступа, недискриминационные торговые политики доминирующих хозяйствующих субъектов, а также корпоративные институциональные механизмы, обеспечивающие соблюдение норм антимонопольного законодательства. Важнейшее значение имеет также развитие конкурентной среды как активная составляющая конкурентной политики, которая требует разработки и реализации мер экономического стимулирования развития рынков и введения в различные сферы законодательства Российской Федерации норм проконкурентного характера.


На рисунке 1 приведены цели работы ФАС России по созданию благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.

Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции

Создание благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики

Повышение качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечение единообразия подходов на всей территории России

Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера и совершенствования КоАП РФ

Повышение качества контроля за слияниями и поглощениями при снижении административной нагрузки на бизнес

Усиление роли антимонопольного органа как макрорегулятора экономики

Повышение места ФАС России в рейтинге конкурентных ведомств мира до места не ниже десятого

Формирование позитивного имиджа ФАС России

Рисунок 1 - Перспективные цели работы ФАС России по созданию благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.

Развитие конкуренции на рынках требует устранения институциональных и инфраструктурных барьеров ведения бизнеса. В условиях вступления России в ВТО указанное направление приобретает особую актуальность и должно рассматриваться в качестве основного стратегического приоритета экономической государственной политики. Реализация данного направления требует последовательного осуществления мер по снижению присутствия государства в экономике, устранению избыточного государственного регулирования, ограничивающего свободное функционирование рынков.

На рисунке 2 представлены перспективные цели ФАС России по снижению административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.

Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков

Повышение эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации (повышение уровня удовлетворенности потребителей качеством государственных услуг)

Устранение избыточных административных барьеров ведения бизнеса

Снижение количества нарушений со стороны органов государственной власти


Снижение доли государства в рыночных секторах экономики

Рисунок 2 - Перспективные цели ФАС России по снижению административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков [13.C.85]

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.

Уровень эффективности функционирования субъектов естественных монополий играет ключевую роль в создании благоприятных условий развития рынков. Реализация "активной" формы конкурентной политики в условиях ограничений, вызванных недостатками работы инфраструктурных монополий, будет характеризоваться низкой результативностью.

Поэтому ключевыми направлениями работы службы в рамках рассматриваемого приоритета являются:

1) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре, товарам и услугам субъектов естественных монополий;

2) повышение доступности товаров, работ и услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий;

3) внедрение рыночных принципов тарифообразования.

Работа ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета должна обеспечить достижение следующих целей, представленных на рисунке 3

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества Реализация норм законодательства Российской Федерации о размещении государственного заказа оказала положительное влияние на развитие конкуренции, обеспечила открытость и публичность процедур размещения заказов и привлечение широкого круга лиц для участия в них, открыла возможность для беспрепятственного участия в торгах, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, имеет своим результатом эффективное расходование бюджетных средств.

Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования

Формирование рыночных механизмов ценообразования на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий

Обеспечение равного доступа участников рынков к инфраструктуре, товарам и услугам субъектов естественных монополий

Повышение качества и доступности товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий

Повышение вовлеченности предприятий малого и среднего бизнеса в кооперационные процессы деятельности субъектов естественных монополий


Рисунок 3 - Перспективные цели ФАС России в обеспечении недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования [13.C.85]

Вместе с тем, существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования процедур размещения государственного заказа, устранения существующих барьеров с целью привлечения в данную сферу еще большего количества хозяйствующих субъектов, оптимизации временных и материальных затрат на участие в торгах, расширения возможностей применения электронных форм размещения заказа.

Выводы:

Российская Федерация вступила во второе десятилетие XXI века с государственной политикой развития конкуренции, с развитой институциональной инфраструктурой антимонопольного регулирования и зрелым антимонопольным законодательством. С действенным законодательством о наказаниях за ограничение конкуренции и сформированной судебной практикой.

Таким образом, антимонопольное законодательство продолжает свое развитие вместе с изменением экономической ситуации, что находит отражение в постановлениях Верховного Суда РФ, изменениях в законах о защите конкуренции и о естественных монополиях.

Многие из вопросов правового регулирования такого противодействия сложны и неочевидны. Правовая регламентация противодействия недобросовестной конкуренции становится все более подробной и распространяется также на отношения в Евразийском экономическом союзе, созданном с 01.01.2015 года на основе ранее действовавшего Евразийского экономического сообщества. [23.C.42]

Подводя итог, можно отметить, что две кассационные инстанции пересекаются друг с другом по целям, задачам и полномочиям. Такое дублирование не развивает концепцию судебной защиты, не способствует повышению эффективности судебной защиты, ее стабильности, в связи с чем требуется дальнейшая модернизация кассационного порядка проверки судебных актов нижестоящих инстанций.

Заключение

Перед государством стоит задача по созданию комфортных условий для развития конкуренции и недопущению процветания монополизма. Решение данной задачи приведет к развитию добросовестной конкуренции, что окажет положительное влияние на экономику страны в целом.

С целью обеспечения «здоровой» конкуренции государство использует систему правил и мер, как способ регулирования данных отношений. Система правил и мер изложена в актах, которые входят в антимонопольное законодательство РФ и запрещают недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность.