Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в России, диктует существенное повышение роли предприятий малого и среднего бизнеса, который в период экономических преобразований является одним из основных стратегических ресурсов и обеспечивает эффективное вложение средств и использование различных факторов производства.

На рынке складывается конкуренция между субъектами малого и среднего бизнеса, а также ними и субъектами крупного бизнеса. Несмотря на это, такая форма предпринимательства имеет явные достоинства. К ним относят гибкость и высокую степень приспособляемости к конъюнктуре рынка, возможность быстро менять структуру производства или продаж, создавать и эффективно применять новые технологии.

Предприятия малого и среднего бизнеса играют очень важную роль в экономике и общественной жизни экономически развитых стран. Они не требуют крупных начальных инвестиций, формирую быструю оборачиваемость разных ресурсов, быстрый рост, оперативно и адекватно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике гибкость и стабильность. В развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится примерно 40-60% производства ВВП, тогда как в России – всего 25%. В связи с этим со стороны государства разрабатывается ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса, прежде всего, с точки зрения финансов.

Несмотря на ту важную роль, которую играет малый бизнес в Российской Федерации, в деятельности малого и среднего бизнеса существует ряд проблем, обусловленных недостаточностью объемов финансирования и поддержки, а также другими факторами. Данными обстоятельствами обусловлена актуальность темы исследования.

Целью работы является исследование истории возникновения и развития предпринимательства в России.

Исходя из цели, были сформулированы и решены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, функции и роль малого и среднего бизнеса в экономике;
  • описать особенности эволюции развития предпринимательства;
  • изучить зарубежный опыт развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса;
  • проанализировать состояние и выявить проблемы развития малого и среднего бизнеса в России;
  • рассмотреть перспективы развития и направления поддержки малого и среднего бизнеса в России.

Предмет исследования – малый и средний бизнес как экономическая категория.

Объект исследования – роль малого и среднего бизнеса в рыночной экономике России.

В работе были использованы такие методы как: научное наблюдение, систематизация, обобщение, сравнение, измерение, горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ.

В ходе выполнения работы использован ряд источников: нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература, статьи периодической печати, статьи электронных журналов в сети Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет, объект и методы исследования, структура работы. Первая глава носит общетеоретический характер, где раскрывается сущность и понятие малого и среднего бизнеса, зарубежный опыт развития малого и среднего бизнеса. Вторая глава посвящена анализу состояния и оценке перспектив развития малого и среднего бизнеса в России. В заключении обобщены выводы по проведенному исследованию.

1 Теоретические основы развития предпринимательства в России

1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике

Малый бизнес – это самостоятельная форма организации экономической деятельности со своими отличительными особенностями, преимуществами, недостатками и закономерностями развития.

Понимание роли малого и среднего бизнеса требует ясного представления о том, какое место оно занимает в экономике страны и какими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками обладает.

Малое предпринимательство представляет собой такой сектор бизнеса, который определяет темпы экономического роста страны, а также занятость населения, структуру и качество ВНП.

Стабильное развитие экономики в каждой стране немыслим без развития сектора малого и среднего бизнеса. С точки зрения мировой экономики малый бизнес представляет собой экономическую категорию, способную аккумулировать средства, заниматься производством товары, оказывать услуги, а также стимулировать занятость и торговлю. В некоторых регионах Западной Европы доля малого и среднего бизнеса составляет до 99 % от общего числа хозяйствующих субъектов [12, c. 13].


Малый бизнес – это неотъемлемая часть любой развитой системы. Естественно, что уровень научного и производственного потенциала каждого государства определяют крупные предприятия. Но главной основой жизни населения являются малые и средние предприятия, так как они являются наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни. Это вызвано тем, что сектор малого и среднего бизнеса обладает социально-экономической значимостью, а также способствует объединению экономических интересов людей [17, с. 156].

Социальная функция малого и среднего бизнеса для общества заключается в массовости групп мелких собственников малых организаций, а также наемных сотрудников, общее количество которых – одна из важнейших характеристик каждой страны развитой рыночной экономики.

Это связано с тем, что указанная часть деятельного населения занимается обслуживанием основной массы потребителей, производит продукты и услуги в соответствии с активно меняющимися потребностями. Способность малого и среднего бизнеса быстро приспосабливаться, а также возможность массового охвата почти видов деятельности и сфер рынка гарантируют стабильность развития экономики и способствуют устойчивости политического климата [11, с. 57]. Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Особенности малого и среднего бизнеса как формы предпринимательства [5, с. 32]

Крупное производство, как правило, настроено на политику массового относительно однородного спроса, производство крупных партий обычной стандартизированной продукции, так как не занимается производством мелкосерийного товара. Только малое предпринимательство готово использовать каждую возможность для развития деятельности. Например, специализированное производство мелкосерийной продукции будет выгодным при меньших партиях, чем крупное, однако будет появляться только в тех сферах, где сформированы стабильные и долговременные потребности и спрос на данный товар [5, с. 33].

Малому предпринимательству присущи гибкость и большая степень приспособляемости к переменам рыночных конъюнктур, что, как правило, обеспечивает стабилизацию экономического процесса страны. Перемены в технологиях и структурах отраслей экономики и промышленности благодаря малому бизнесу ускоряют процессы перераспределения капитала из старых отраслей в более перспективные [14, с. 124].

Сектор малого и среднего бизнеса способны снижать уровень безработицы и социальной напряженности страны благодаря увеличению рабочих мест. Предприятия малого и среднего бизнеса быстрее могут осваивать производство новых видов продукции и услуг, развиваться в отраслях, которые являются непривлекательными для крупных предприятий. Важной особенностью предприятий малого и среднего бизнеса является также возможность быстро осваивать инвестиции и давать высокую оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационно-ориентированная деятельность, которая может способствовать быстрому развитию разных отраслей экономики [там же, с. 124].


Однако сравнительно невысокая стоимость капитала в малом бизнесе сокращает возможности использования дополнительных видов ресурсов, ограничивает объем производства.

Ограниченные возможности использования ресурсов малыми предприятиями определяют их относительно короткий жизненный цикл. По информации, предоставленной Всемирным банком, через год после создания организаций примерно 50% из них ликвидируется, а 50% остается действующими, через 3 года остается около 7-8%, а через 5 лет - около 3%. Однако общее количество предприятий малого и среднего бизнеса ежегодно при этом растет или же остается неизменным, в связи с тем, что на месте ликвидировавшихся организаций постоянно появляются новые субъекты малого и среднего бизнеса [22].

Таким образом, малый бизнес играет важную роль в экономике, однако без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

1.2 История развития предпринимательства в России

Истоки зарождения предпринимательства кроются еще в Древнерусском государстве. Уже начиная с VIII века, люди на Руси вели предпринимательскую деятельность. Основными формами ее воплощения выступали промыслы и ремесла. Древнейшим видом предпринимательской деятельности, впоследствии заложившим ростки отечественного предпринимательства, выступала сфера торгового обмена. Сама же торговля, начиная с IX века, стала важнейшей областью хозяйственной деятельности славян. В российской истории становление предпринимательства было обусловлено влиянием целого ряда факторов.

Определяющими особенностями его развития выступали: факторы природно-климатической среды, цивилизационный фактор, роль крестьянской общины, государственная политика, культурологическая и идеологическая основа российского общества. Совокупность выше обозначенных факторов предопределила характер и особенности развития предпринимательства в Российском государстве [11,с 57].

Основные стадии развития предпринимательства в России Первоначальный этап зарождения предпринимательства в России длился с древних времен до XV века. Его опорой на тот период выступало развитие ремесел и торговли. Первоочередная роль отводилась купцам. Уже начиная с XV столетия и вплоть до начала XIX столетия происходил процесс образования сообщества предпринимателей, основными членами которого выступали ремесленники, купцы, ростовщики и иные участники предпринимательской деятельности. Именно в этот период был сформирован сам термин «предпринимательство». Он относился ко всем лицам, которые были заняты деятельностью, связанной с развитием торговли, производства и получением дохода. Наиболее активное развитие предпринимательства наблюдалось в эпоху Петра I и его реформ. В этот период были созданы они из первых в России мануфактур, бурное развитие получили такие отрасли, как горнодобывающая промышленность, суконные и полотняные производства.


Третий этап становления и развития предпринимательства в России приходится на вторую половину XIX века. Одним из самых знаковых событий этого периода послужила отмена крепостного права. Помимо прочего этот период российской истории был ознаменован появлением новых методов корпоративного финансирования, способствовавших образованию предпринимательских союзов. Уже к началу ХХ века предпринимательство в России приобрело массовый характер, а сами предприниматели формировались как собственники [14, с.202].

Начиная с октябрьской революции 1917 года, было положено начало новому витку развития истории российского предпринимательства. Его основными чертами выступали централизация экономики, установление государственной монополии. В целом государством был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Само же предпринимательство было жестко ограничено в своем развитии. Тем не менее, уже к началу 1920-х гг. российское правительство взяло курс на выстраивание так называемой новой экономической политики. Она предусматривала становление предпринимательства форме частных и смешанных концессий. Основными организационными формами частного предпринимательства выступали товарищества, кооперативы, акционерные общества. В период с 1920-х до 1980-х годов наблюдалось постепенное смещение характера ведения предпринимательской деятельности. Из устойчивого легального положения оно переходило в нелегальную и теневую экономику [17, с.156].

Теневая экономика представляет собой определенную часть незаконно действующей экономики, отражающую совокупность действий и производственных отношений, не подлежащих фиксированию в официальной финансовой отчетности. Основным источником ее развития выступали растущие диспропорции между расширяющимися потребностями российского общества и ограниченным характером его производственных возможностей, ведущие к дефициту товаров и услуг.

Начиная с 1980-х гг. стало меняться экономическое мышление. Его базой стала выступать социалистическая предприимчивость. Были возрождены такие формы хозяйствования, как кооперация, аренда и подряд. С 1990-х гг. начался переход российской экономики на рыночный путь развития. В результате было изменено само отношение общества к институтам частной собственности, конкуренции и предпринимательству. Последнее получило активное развитие, которое не прекращается и по сей день. Особенности развития предпринимательства в современной России Сегодня предпринимательство в России является неотъемлемым компонентом рыночной экономики. Оно выступает в качестве платформы социально-экономического развития, как частного бизнеса, так и российского государства в целом. Показатели предпринимательской активности растут. Особая роль отводится развитию малых и средних предпринимательских инициатив. Современное предпринимательство выступает роли мощного импульса развития национальной экономики. В то же время предпринимательство в России испытывает серьезные трудности. В первую очередь они связаны с дороговизной и сложностью привлечения кредитных ресурсов, высокой налоговой нагрузкой на бизнес, развитием коррупции и взяточничества, низкой степенью прозрачности российской экономики.