Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Анализ предмета, принципов, методов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях предпринимательская деятельность (предпринимательство), представляющая собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений и направленная на получение прибыли.

Предпринимательство является одним из главных ресурсов и внутренним источником формирования национальной экономики.

Как правило, предпринимательская деятельность осуществляется согласно принципам, содержащимися в Конституции РФ[1] и Гражданском кодексе РФ[2].

Немаловажное значение имеют методы правового регулирования, исследование которых позволяет получить целостное представление о самой области регулирования, о специфике общественных отношений в данной сфере, а также комплексно рассмотреть вопрос об эффективности правового воздействия, его основаниях и принципах, обозначить пути решения вопроса об оптимальном соотношении императивного и диспозитивного регулирования и т.д.

Объект исследования – принципы и методы предпринимательского права.

Предмет исследования – проблемы применения принципов и методов предпринимательского права.

Исходя из изложенного, целью исследования является анализ предмета, принципов, методов предпринимательского права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- изучить теоретические положения предмета и методов предпринимательского права;

- дать характеристику принципов предпринимательского права;

- проанализировать практику применения принципов предпринимательского права.

При проведении данного исследования применялись как общие, так и специальные методы научного познания: системный, диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический, анализа, обобщения и абстрагирования.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: А.В. Бахарева, Л.В. Гришаева, И.М. Минчаков, М.А. Потапова, С.Н. Шишкин и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы.


Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1.1. Предмет предпринимательского права

Основным критерием деления права на отрасли всегда выступает предмет правового регулирования. Ввиду неоднородности и многообразия форм и методов осуществления предпринимательской деятельности в настоящее время можно выделить несколько видов общественных отношений, которые будут составлять предмет правового регулирования предпринимательского права. При этом классификация общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, будет более понятна с учетом объединения всех видов предпринимательских отношений в группы. В первую очередь отношения, возникающие между субъектами предпринимательского права, разделяют в зависимости от наличия или отсутствия юридического равенства между субъектами таких отношений. Если между субъектами предпринимательских отношений складываются отношения, основанные на юридическом равенстве и автономии воли, такие отношения называют горизонтальными.

Ярким примером таких отношений являются договорные отношения, которые возникают на основе принципа свободы договора. В вертикальных отношениях напротив, стороны юридически не равны друг другу. Нет здесь и автономии воли.

Обычно это отношения органов власти и подчиненных им субъектов. В вертикальных отношениях одна сторона обладает полномочиями и предписывает другой стороне поступать определенным образом (выполнить какое-либо действие либо воздержаться от совершения определенного действия), а другая (подчиненная) сторона таких отношений обязана выполнять указанные предписания под страхом наступления ответственности.

Предпринимательские отношения многогранны, однако возникать они могут в определенных областях. При этом в зависимости от области возникновения предпринимательских отношений они также могут быть разделены на отдельные группы. В первую очередь следует выделить общественные отношения, которые возникают на этапе организации предпринимательской деятельности. Данные отношения возникают на начальном этапе предпринимательской деятельности, когда лица (лицо), желающие организовать предпринимательскую деятельность, решают, какой конкретно деятельностью они (он) будут (будет) заниматься и в какой организационно-правовой форме она будет осуществляться.


Отдельно следует отметить, что избрание отдельных видов предпринимательской деятельности заранее предопределяет организационно-правовую форму такой деятельности. Например, в соответствии с абзацем 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[3] кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. То есть избрание в качестве вида предпринимательской деятельности – банковской, заранее предопределяет, что осуществляться такая деятельность может только в такой организационно-правовой форме, как хозяйственное общество.

Выбор вида предпринимательской деятельности и ее организационно-правовой формы определяет дальнейшие действия, связанные с созданием новых субъектов предпринимательской деятельности. То есть если гражданин решил осуществлять предпринимательскую деятельность индивидуально, он должен будет вступить в отношения, связанные с государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, если коллективно – в общественные отношения, связанные с государственной регистрацией юридического лица в той или иной организационно-правовой форме.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[4] (далее – ФЗ о государственной регистрации). При этом если избрана индивидуальная форма предпринимательской деятельности, то вопросы ее организации в большинстве случаев сводятся лишь к процедуре сбора и подачи необходимых документов в соответствующие регистрирующие органы. И здесь субъектом организационных предпринимательских отношений будет физическое лицо, осуществляющее процесс регистрации, и соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять регистрацию индивидуальных предпринимателей.

По своему характеру такие отношения будут императивными, так как процедура государственной регистрации, установленная Законом о государственной регистрации, урегулирована нормами, предписывающими действовать в строго определенном порядке.


В случае с организацией предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, способного осуществлять предпринимательскую деятельность (например, создания коммерческой организации), до подачи документов в регистрирующие органы учредители такой деятельности должны решить вопросы организационного единства и имущественной обособленности будущего юридического лица.

Вопросы организационного единства решаются путем проведения учредителями будущего юридического лица общих собраний, на которых определяется структура управленческих и исполнительных органов будущего юридического лица, а также утверждаются учредительные документы юридического лица[5].

В случае с государственными и муниципальными унитарными предприятиями вопросы организационного единства решаются путем принятия вердикта о создании предприятия соответствующим органом государственной или муниципальной власти. Приведенные в последнем абзаце отношения (за исключением отношений по созданию унитарных предприятий, которые носят распорядительный характер), по сути, носят договорной характер и поэтому регламентируются в основном диспозитивными нормами гражданского законодательства, то есть ГК РФ, а также нормами соответствующих законов, принятых в соответствии с Гражданским кодексом и регламентирующих правовое положение отдельных видов коммерческих организаций.

Естественно, после решения вопросов организационного единства и формирования имущественной обособленности юридического лица учредите- ли обращаются в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о регистрации юридического лица.

Таким образом, на первоначальном этапе организации предпринимательской деятельности могут возникать как отношения между юридически независимыми и равными субъектами – учредителями создаваемых предпринимательских организаций, так и отношения между государственными органами исполнительной власти, ответственными за проведение процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Последние носят административно-властный характер. Однако образованием субъектов предпринимательской деятельности организационные предпринимательские отношения не ограничиваются.

К организационным отношениям также относятся все отношения, связанные с созданием и осуществлением продажи товаров, организацией выполнения работ, организацией оказания услуг предпринимателями.


Вторую группу предпринимательских отношений составляют отношения, возникающие между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или которые осуществляются с их участием. Предпринимательские отношения представляют собой имущественные отношения товарно-денежного характера, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность между субъектами предпринимательства либо между последними и гражданами.

В сфере названных отношений находят удовлетворение производственные и иные потребности субъектов предпринимательства[6]. Данные отношения возникают между юридически равными субъектами и чаще всего регулируются нормами гражданского законодательства о договорах и обязательствах, а в случае с участием в таких отношениях потребителей. Такие отношения являются горизонтальными.

Третья группа предпринимательских отношений возникает в сфере государственного регулирования и контроля (надзора). Содержание данных отношений составляют действия различных властных органов, уполномоченных на проведение контрольных и надзорных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Указанные отношения, как правило, носят жесткий, императивный характер. Эта группа предпринимательских отношений возникает между субъектами предпринимательской деятельности и соответствующими органами государственной или муниципальной власти. Такие отношения носят наименование вертикальных.

Особую группу отношений образуют внутрихозяйственные, или как говорят, корпоративные отношения. Данные отношения складываются в пределах организации между ее подразделениями, а также между ними и организацией в целом. Но не только. Организация – не изолированный хозяйственный субъект.

Деятельность предпринимательской организации связана с внешними факторами, другими хозяйствующими субъектами. Поэтому корпоративные отношения можно и нужно поделить не только на внутренние, но и на внешние.

Считаем, что можно выделить следующие корпоративные отношения, относящиеся к предпринимательским: – отношения, складывающиеся между учредителями (участниками) юридических лиц; – отношения, складывающиеся между учредителями (участниками) юридических лиц и самими юридическими лицами[7].

Со стороны правовых норм корпоративные отношения регулируются соответствующими законами о юридических лицах, которые в свою очередь предполагают принятие соответствующих учредительных документов (уставов, учредительных договоров), устанавливающих права и обязанности для участников корпоративных отношений. Кроме названных групп предпринимательских отношений, считаем возможным включить в их число также и трудовые отношения.