Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Анализ предмета, принципов, методов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, при осуществлении контрольной деятельности необходим открытый доступ к информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, об их компетенции и контрольных функциях. Данный принцип в Законе № 294-ФЗ выражается также в обязанности уполномоченного контрольного органа в ознакомлении подконтрольных лиц (по их просьбе) с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых субъектами предпринимательской деятельности.

7) Принцип ответственности органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К специальным принципам контрольной деятельности, по нашему мнению, можно отнести следующие.

1. Принцип недопустимости проводимых в отношении одного и того же подконтрольного лица несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. В целях реализации данного принципа органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля взаимодействуют друг с другом при проведении проверок. Такое взаимодействие выражается в:

- информировании о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- определении целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

- информировании о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- подготовке в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- принятии административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;


- повышении квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

2. Принцип недопустимости требования контрольными органами к субъектам предпринимательства о получении последними разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

3. Принцип бесплатности проведения контрольной деятельности. Этот принцип означает недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с субъектов предпринимательской деятельности платы за проведение контрольных мероприятий.

4. Принцип презумпции добросовестности подконтрольного субъекта предпринимательской деятельности. Аналогичный принцип содержался в Законе от 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (утратил силу). Как неоднократно отмечалось в юридической литературе[30], этот принцип был заимствован из налогового законодательства. Однако в Налоговом кодексе РФ он сформулирован иначе, чем в Законе № 294.

2.3. Роль принципов в развитии малого и среднего предпринимательства

Рациональная предпринимательская деятельность МСПП базируется на следующих принципах.

Рыночная востребованность, в соответствии с данным принципом обеспечивается производственная ориентация, необходимая производственная мощность субъектов МСП их производственная структура и отраслевая принадлежность[31].

Системный подход, в соответствии с данным принципом предпринимательство в целом рассматривается как открытая социально-экономическая система, ориентированная на надёжное жизнеобеспечение населения в заданной общественно-экономической формации.

Самофинансирование и хозяйственная самостоятельность, является

основополагающим в соответствии, с которым субъекты МСП, являясь коммерческими, создаются и приобретают собственность в основном на складочный капитал юридических лиц, могут формализоваться в любой из доступных организационно-правовых форм, приобретать любые необходимые в нужном количестве производственные ресурсы, могут дислоцировать производственные подразделения, в установленном порядке, на территориях приближённых к центрам консолидации сбыта (рынкам сбыта) или к рынкам ресурсов (в случаях материалоёмкого производства). Субъекты МСП обладают полной производственно-хозяйственной самостоятельностью[32].


Прибыльность, является основополагающим принципом, наравне с рыночной востребованностью для организации и функционирования МСП. Чистая прибыль расходуется по усмотрению учредителей юридического лица.

Ответственность, в соответствии с этим принципом субъекты МСП, несут имущественную ответственность за некачественное исполнение договорных обязательств и проявление различных рисков и погрешностей в деловом обороте.

Дальне срочность функционирования, предусматривает создание постоянно действующего производства на длительную перспективу, благодаря которому целенаправленная адресная государственная поддержка МСП может осуществляться на любом уровне их развития.

Государственное регулирование, в соответствие с которым разрабатывается общая поведенческая схема цивилизованной деятельности МСП и их взаимосвязей, построение совершенных рынков производственных ресурсов,

правовое обеспечение, информационное обеспечение, безопасность, предоставление экономической свободы и др.

Государственная регистрация, соблюдение данного принципа, обеспечивает государственное управление предпринимательством, ведение государственного реестра МСП, своевременную необходимую поддержку МСП, упорядоченное налогообложение, профилактику предприятий монополистов, информационное обеспечение производителей и потребителей в части выпускаемой субъектами МСП продукции.

Сочетания частного, коллективного, и государственного капитала, в

соответствии, с которым могут создаваться индивидуальные, смешанные и совместные субъекты МСП, в основе которых лежит собственность, основанная на капитале соответственно индивидуального предпринимателя, и (или) нескольких юридических лиц, и (или) юридических лиц нескольких юрисдикций.

Территориально-отраслевой концентрации, в соответствии с которым осуществляется формирование и интенсивное развитие средних и малых предприятий, взаимодействующих на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий, повышающих конкурентоспособность производимых товаров и услуг.

Иновационность, в соответствии с этим принципом осуществляется постоянное совершенствование технико-технологических параметров продукции, организации производства и труда. Что является одним из основных факторов цивилизованной конкурентной борьбы.

Экологичность продукции и производства, в соответствии с которым, обеспечивается экологическая защита производства и окружающей среды.


Безопасность производства, выпускаемой продукции, коллектива и членов их семей, в соответствии с данным принципом разрабатываются на каждом субъекте МСП мероприятия по ресурсной, информационной, правовой и коммерческой защите.

Информационная объективность и доступность, в соответствии, с которым создаются условия прозрачности в законодательной, налоговой и финансовой сферах[33].

Выше рассмотренные основные принципы развития предпринимательства могут принести пользу в выполнении задач по развитию МСП только в случае их взаимно связанного комплексного сбалансированного использования.

Естественно, для увеличения количества предприятий малого и среднего производственного предпринимательства, по нашему мнению, в каждом субъекте РФ целесообразно:

 создать при правительстве субъекта подразделение курирующие развитие производственного предпринимательства;

 разработать программу перспективного развития МСП с указанием

территориально-отраслевых заказов по объёмам и видам (номенклатурам)

продукции для выпуска силами МСП;

 создать при крупных предприятиях независимо от формы собственности предпринимательские структуры производственного предпринимательства на основе франчайзинга, дислоцированные на территориях соответствующих программе развития МСП. После отладки устойчивой работы передать (или продать) предприятие его предпринимателю (юридическому лицу) франчайзи. Во время проектирования, создания и организационно-технологической отладки малого или среднего предприятия специалисты крупного предприятия обучают персонал технологии производства и функциям управления.

В целом, стоит заключить, что принципы предпринимательского права находят свое отражение в предпринимательской деятельности довольно часто.

Представляется, что сформулированные принципы и рекомендуемый способ организаций предприятий МСП заметно сократит время и средства на организацию и адаптацию субъектов МСП.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного исследования стоит сделать ряд выводов.

Предпринимательское право как система норм в рассматриваемой ситуации предстает как система, описывающая правовой механизм согласования рыночных экономических интересов уже возникших (персонифицировавшихся) участников рыночно-экономических предпринимательских отношений.


Если рассматривать предпринимательство как межотраслевую сферу правового регулирования, можно прийти к выводу о том, что при регулировании предпринимательской деятельности используются методы и

принципы гражданской, административной и некоторых других отраслей права.

Данный подход представляется вполне рациональным, т.к. метод и принципы регулирования в так называемых традиционных отраслях права уже давно сформировались и выдержали испытание практикой.

Думается, что одним из конституционных принципов предпринимательской деятельности должен стать принцип недопустимости злоупотребления свободой предпринимательства. В тексте Конституции РФ присутствует только частное проявление данного принципа в п. 2 ст. 34, определяющей запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Предлагаем дополнить ст. 34 Конституции РФ положением о недопустимости использования свободы предпринимательской деятельности в ущерб интересам общества.

Учение о методах правового регулирования в предпринимательском праве позволяет осмыслить многие важные как с точки зрения теории, так и с

практических позиций вопросы.

Это и саморегулирование, которое можно рассматривать как проявление гражданско-правовой диспозитивности, и установление принципов внедрения публичных властных инструментов в рыночную конкурентную среду при антимонопольном контроле, и вопросы медиации, которые также связаны с применением особых методов воздействия.

Как выяснилось, принципы предпринимательского права находят свое отражение в предпринимательской деятельности довольно часто. Сформулированные принципы, по нашему мнению, заметно сократят время и средства на организацию и адаптацию субъектов предпринимательской деятельности.

Список используемой литературы

1.Нормтивные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
  4. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
  5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.
  6. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
  7. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 03.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
  8. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
  9. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 26.07.2017) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492.