Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Анализ предмета, принципов, методов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип свободы предпринимательской деятельности как социально-экономического права граждан России закреплен в ст. 34 Конституции, определяющей, что каждый «имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»[17].

Вместе с тем полагаем, что свобода предпринимательской деятельности – понятие комплексное, она должна основываться и на других конституционных правах и свободах. Так, нельзя говорить о предпринимательстве без конституционного закрепления права собственности. Отсюда к комплексу конституционных норм о свободе предпринимательства следует отнести право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами в соответствии со ст. 35 Конституции РФ.

Нельзя также говорить о свободе предпринимательства без предоставления человеку свободы выбора профессиональной деятельности. Сам человек определяет свой выбор, в том числе и выбор предпринимательства как профессии. Неслучайно в основополагающих актах других государств был закреплен принцип свободы выбора деятельности. Так, например, во Франции конституционно определяется, что «любое лицо имеет право заниматься торговлей или работой, ремеслом или промышленной деятельностью по своему усмотрению»[18]. В этом смысле представляется, что одним из основополагающих конституционных принципов предпринимательской деятельности должна признаваться норма ст. 37 Конституции РФ, где определено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»[19].

Вместе с тем следует отметить, что свобода предпринимательства не должна быть абсолютной, иначе возможно использование данной свободы в ущерб интересам общества. Необходимо определение границ данной свободы. Это положение давно понято законодателями европейских государств. Как отмечено О.Р. Чудиновым в работе, посвященной анализу регулирования правом Франции конкурентных отношений, «ст. 34 Конституции Франции 1958 года определила, что законодателю предоставляется право установления правил, касающихся гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами. Данное нормативное положение позволяет законодательным органам с помощью вновь устанавливаемых норм ограничить те или иные права, в том числе и в сфере предпринимательства. Наличие возможности законодательного ограничения говорит о том, что свобода предпринимательства не носит характер абсолютной свободы»[20].


Думается, что еще одним из конституционных принципов предпринимательской деятельности должен стать принцип недопустимости злоупотребления свободой предпринимательства. В тексте Конституции РФ присутствует только частное проявление данного принципа в п. 2 ст. 34, определяющей запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию[21].

Предлагаем дополнить ст. 34 Конституции РФ положением о недопустимости использования свободы предпринимательской деятельности в ущерб интересам общества.

Немаловажным является принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Анализируемый принцип содержится в п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»[22], т.е. законами не могут быть установлены какие-либо привилегии или ограничения для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельности с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Следующий принцип – принцип законности: с одной стороны, предпринимательская деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с законодательством. С противоположной стороны, государство должно обеспечить законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к деятельности предпринимателей.

Также следует учесть принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Т.е., при получении максимальной прибыли предприниматели зачастую не всегда учитывают интересы государства и общества в целом. Согласование интересов предпринимателей и общества возможно посредством мер государственного регулирования предпринимательства. Они подразделяются на прямые (директивные) и косвенные (экономические). Установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установление запретов; применение мер ответственности – это прямые меры, а косвенные выражаются в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

2.2. Принципы контроля в сфере предпринимательства


Контрольная деятельность уполномоченных органов власти всегда осуществляется на определенных принципах. При этом необходимо отметить, что в юридической литературе по-разному определяются принципы контроля. Например, Е.В. Шорина под принципами контроля понимает разработанные в науке и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые в совокупности обеспечивают его эффективность.

Аналогичную позицию в отношении понимания принципов контроля занимает и О.Ф. Андрийко[23]. По мнению же авторов учебника «Контролирующие органы и организации России: Компетенция и полномочия», принципы контрольной деятельности представляют собой положения, определяющие важнейшие свойства той или иной деятельности, которые получили прямое законодательное закрепление или же вытекают из закона[24].

По нашему мнению, правовая природа принципов любой деятельности представляет собой основные начала, исходные данные, идеи, на которых основывается такая деятельность. Соответственно, под принципами контроля необходимо понимать основные начала, идеи и положения, в соответствии с которыми осуществляется контрольная деятельность.

В современной юридической литературе сохранилась тенденция к классификации принципов контроля, при этом в основе такой классификации лежит критерий деления всех принципов контроля на общие и специальные.

Так, в названном учебнике под редакцией А.П. Гуляева также упоминается об общих и специфических принципах контрольной деятельности[25]. По мнению авторов учебника, к общим принципам относятся следующие:

1) контрольная деятельность осуществляется исключительно в пределах и порядке, установленных законом или иным нормативным правовым актом;

2) законность, объективность и справедливость при осуществлении контрольной деятельности;

3) принцип равенства всех перед законом;

4) соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в процессе осуществления контрольной деятельности;

5) участие в осуществлении контрольной деятельности заинтересованных лиц, а именно физических и юридических;

6) верховенство судебной власти в осуществлении контрольной деятельности;

7) как общий принцип – принцип гласного осуществления контрольной деятельности;

8) презумпция невиновности подконтрольного физического или юридического лица.


В.И. Рохлин в целом соглашается с предложенными принципами, однако предлагает дополнить общие принципы контроля еще двумя принципами, а именно принципом независимости органов контроля и принципом правомочности вмешательства в действия подконтрольных органов[26].

По нашему мнению, в качестве критерия деления принципов контроля на общие и специальные следует использовать критерий универсальности того или иного принципа. В том случае, если называемый принцип отражает не только контрольную деятельность уполномоченных органов власти, но и характеризует иную деятельность, он должен быть отнесен к общим принципам. Принципы, характеризующие исключительно контрольную деятельность, являются специальными.

Используя данный критерий, к общим принципам контроля в сфере предпринимательства следует отнести следующие принципы.

1) Принцип законности, который выражается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующих на территории РФ правовых предписаний. Причем это требование в полной мере относится как к подконтрольным субъектам предпринимательской деятельности, так и к уполномоченным государственным органам, участвующим в осуществлении контроля.

2) Принцип мониторинга. Данный принцип представляет собой систему мер, направленных на сбор данных и анализ показателей в целях совершенствования действующего законодательства в соответствии с поставленными целями.

3) Принцип единообразия, который выражается в установлении единых требований для всех подконтрольных субъектов. Однако надо иметь в виду, что данный общий принцип, который характерен не только для отношений контроля предпринимательской деятельности, получает дополнительное раскрытие в нормативных правовых актах, регламентирующих особенности контроля в различных сферах общественной жизни.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[27] общий принцип единообразия раскрывается в таких специальных принципах как применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, выполнению работ или оказанию услуг; единой системы и правил аккредитации и т.д.

4) Принцип баланса публичных и частных интересов в рассматриваемых отношениях. Данный принцип вытекает из конституционного принципа соразмерности государственного вмешательства в права и свободы граждан. При определении пределов вмешательства государства в частные отношения, например, Курбатов А.Я. отмечает, что современный уровень развития российского общества и правосознания предполагает необходимость как минимум одного из принципов - соблюдения государством при ограничении и ином вмешательстве в частные интересы требования разумного баланса публичного и частного интереса. Это неизбежно затрагивает вопрос определения иерархии интересов, подлежащих правовой охране, что является задачей законодателя и сущности законотворческой деятельности[28].


Устанавливая единые правовые основы рынка законодатель применяет публично-правовой тип регулирования рыночных отношений именно в целях защиты общественных (публичных) интересов. А поскольку осуществление свободной экономической деятельностью является одним из провозглашенных Конституцией РФ прав, законодатель ограничен в выборе правовых средств воздействия на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе контрольной функции государства пределами использования публично-правовых основ.

Очевидно, что данный принцип является одним из основополагающих принципов публичных правоотношений, а также частноправовых отношений с элементами публичности.

5) Принцип разделения властей. Данный принцип является одним из основополагающих принципов политической организации общества. Свое закрепление он получил в Конституции РФ, причем, что также немаловажно, он содержится в конституционном законодательстве всех современных государств либеральной демократии. Смысл такого разделения состоит в том, чтобы предотвратить возможность злоупотребление властью путем ее сосредоточения в одних руках. В качестве средства для достижения поставленной цели служит установление такого взаимоотношения всех ветвей власти, при котором они могли бы сдерживать друг друга, при этом не допуская перевеса ни одной из них. В этом выражается еще один принцип государственного устройства – принцип равенства всех ветвей власти. Однако такое построение предполагает четкое разграничение компетенций и функций всех ветвей власти. В отношениях контроля предпринимательской деятельности данный принцип выражается в установлении разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных на ведение регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. А также муниципального контроля, законодательное закрепление которого явилось новеллой Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[29].

6) Принцип открытости и доступности для подконтрольных субъектов нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Указанный принцип закреплен в законе в развитие положений Конституции РФ. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы подлежат официальному опубликованию, при этом неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.