Файл: Цель и задачи налогового учета (Анализ налогового учета в компании «Стальмонтаж»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторы, признают необходимость существования налогового учета аргументируют свою позицию анализирую или различия налогового и бухгалтерского учета. Они, в первую очередь, отмечают, что налоговый учет регламентируется отдельным законодательством, требования которого распространяются на финансовый учет. Налоговое законодательство отражает интересы государства, таким образом, хочет защитить себя от потери доли в прибыли предприятия за его бесхозяйственность (например непроизводительные потери из-за превышения норм расходования или непроизводственные расходы и т.д.). Это и определяет экономическое содержание понятий, которыми оперирует налоговое законодательство и налоговый учет. Однако налоговое законодательство само по себе не определяет необходимость создания налогового учета, ведь оно было и раньше, а налоговый учет возник сравнительно недавно [1].

Причиной выделения налогового учета есть существенные, принципиальные отличия в трактовке отдельных категорий и понятий налоговым законодательством и нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета. Эти различия имеют как объективный характер из-за несовпадения интересов государства и предприятий в процессе налогообложения, так и, к сожалению, субъективный из-за несовершенства действующего законодательства. Среди причин, дающих право налоговом учете на существование, наряду с вышеизложенным, следует обратить внимание на рост степени влияния налогообложения на деятельность предприятия [16]. Вопросы налогообложения всегда было одним из важных факторов влияния на деятельность и развитие предприятий. Сегодня значительное налоговое давление на предприятия, предусмотрено действующей системой налогообложения, обуславливает высокую долю налоговых платежей в расходах предприятия. Это порождает необходимость информационной системы, которая могла бы обеспечивать не только налоговую отчетность и налоговые расчеты, но и потребности внутренних пользователей информации при принятии управленческих решений по развитию бизнеса и оптимизации налогообложения [9]. Дополнительным аргументом в пользу создания такой относительно самостоятельной системы учетной обеспечения налоговых расчетов недостатки действующей системы налогообложения, а именно: ее чрезвычайная сложность и нестабильность требует соответственно сложного учетной обеспечения [8].

Таким образом, можно назвать следующие причины, обусловливающие необходимость отделения налогового учета:


  1. наличие принципиальных различий трактовки отдельных категорий и понятий налоговым законодательством и нормативными документами, регламентирующими бухгалтерский учет как объективного (в силу несовпадения интересов государства и субъектов налогообложения), так и субъективного (из-за несовершенства действующего законодательства) характера;
  2. рост степени влияния налогообложения на деятельность и развитие предприятия;
  3. недостатки современной системы налогообложения, требуют сложной системы учетной обеспечения [2].

Во многих публикациях аргументом в пользу налогового учета, заслуживает внимания, является тот факт, что бухгалтерский и налоговый учет имеют разные цели, способы ее достижения и выполняют разные функции. При этом ряд специалистов, определяя цель налогового учета, связывают ее с выполнением фискальной и регуляторной функции. При всей важности данного аргумента заметим, что перераспределение ресурсов и стимулирования или дестимулирования отдельных видов бизнеса, составляет суть регуляторной функции налогов, может осуществляться только на макроуровне.

Налоговый учет является прерогативой исключительно субъекта налогообложения. Что касается фискальной функции - централизации часки валового национального продукта в бюджете, то это основная цель налогообложения. Фискальная и регуляторная функции присущие системе налогообложения. Налоговый учет должен формировать информационную базу для этого процесса [12].

Таким образом, для целей налогового учета следует считать информационное обеспечение реализации фискальной функции системы налогообложения.

Попробуем определиться относительно функций налогового учета это даст возможность очертить границы системы налогового учета и разработать рекомендации относящейся рациональной ее организации. Понятие функция (лат. Function выполнения) означает поле, направление деятельности, назначения. Трактовка функции должно базироваться на понимании сути явления или системы, которая определяется ее целью и задачами. Итак под функцией мы понимаем комплексы специфических действий, которые необходимо осуществить для реализации поставленных задач [10].

Система налогообложения является важным элементом формирования финансовых отношений между государством и субъектами хозяйствования и существенным фактором, влияющим на хозяйственную деятельность предприятий. Обязательным условием эффективной реализации системы налогообложения на уровне субъекта хозяйственной деятельности должна быть информационная база, позволяющая вычислять налоговые обязательства и осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, как субъектом налогообложения, так и государственными контролирующими органами [13].


Реформирование экономики Российской Федерации обусловило значительные изменения финансового механизма ее регулирования, в частности налоговой системы. Это вызвало существенные изменения в системе наблюдения, измерения, регистрации и обобщения информации о хозяйственной деятельности, которой является бухгалтерский учет, а именно: введение налогового учета [2]. Неоправданная сложность действующей системы налогообложения, как с точки зрения, количества налогов, так и с точки зрения, формирования базы налогообложения, состав налоговой отчетности; нестабильность налогового законодательства; большая налоговая нагрузка на субъектов хозяйствования неизбежно приводит к тому, что объем информации для обеспечения налоговой отчетности резко возрастает. Растет и «цена ошибки» так существенные штрафные санкции [1].

В результате резкий рост расходов на ведение учета. Вместе с тем штат бухгалтерской службы с использованием налогового учета не вырос, или вырос не существенно. В таких условиях основные усилия бухгалтера — практика направляются, в первую очередь на формирование налоговой отчетности есть на ведение налогового учета.

Складывается парадоксальная ситуация, когда в практической деятельности предприятий налоговый учет становится доминирующим. Если принять во внимание тот факт, что большинство понятий, которыми оперирует налоговый учет, как правило, не несут экономической нагрузки, то можно сделать вывод о снижении качества учетной информации и уменьшение возможностей ее использования в практике принятия управленческих решений. Таким образом, возникает угроза возможности «потери бухгалтерским учетом (хотя бы и временно) того места и роли, которую он занимал (и должно занимать) в системе управления народным хозяйством» [13].

В связи с этим в профессиональной прессе сегодня активно обсуждается вопрос согласованности, трансформации, унификации, адаптации, интеграции бухгалтерского и налогового учета; упрощение налогового. Вместе с тем большинство публикаций посвященных налоговому учету имеют практическую направленность и рассматривают отдельные вопросы организации или техники ведения учета отдельных хозяйственных операций или отдельных учетных объектов [14].

Публикации теоретического характера, в которых сделаны попытки обобщения информации о налоговом учете или анализируют различия налогового и финансового учета на уровне понятий и категорий определенных действующим законодательством (расходы валовые расходы; доходы валовые доходы), либо исследуют проблемы, связанные с отображением в учете разниц (временных, постоянных) между финансовым результатом и налогооблагаемой прибылью. 


Налоговый учет является исключительно практической деятельностью, связанной с учетной обеспечением системы налогообложения. Бухгалтерский учет как наука базируется на определенных учетных теориях, которые оперируют экономическими категориями и возникли на базе научных идей. Налоговый учет базируется исключительно на понятиях, которые задекларированы налоговым законодательством и очень часто лишены экономического содержания [16].

В основе налогового учета лежат определенные правила, определяются интересами государства в сфере налогообложения. Поэтому основные проблемы здесь лежат в плоскости техники и технологии ведения учета, его организации, а не теории и методологии. Вместе с тем острота проблемы в практическом аспекте не позволяет ученым игнорировать налоговый учет, аргументируя это отсутствием его теоретического нагрузки. Такая позиция лишь обострять проблему превалирование налогового учета над финансовым на практике и приведет к углублению разрыва между учетной наукой и практикой, который сегодня и без того является очень существенным. Поэтому считаем, что проблемы связаны с налоговым учетом, должны стать важным объектом научных исследований в сфере бухгалтерского учета [8].

Авторы, признают необходимость существования налогового учета, аргументируют свою позицию, анализируя различия налогового и бухгалтерского учета. Они, в первую очередь, отмечают, что налоговый учет регламентируется отдельным законодательством, требования которого распространяются на финансовый учет [12].

Налоговое законодательство отражает интересы государства, таким образом, хочет защитить себя от потери доли в прибыли предприятия за его бесхозяйственность (например, непроизводительные потери из-за превышения норм расходования или непроизводственные расходы и т. д.). Это и определяет экономическое содержание понятий, которыми оперирует налоговое законодательство и налоговый учет. Однако налоговое законодательство само по себе не определяет необходимость создания налогового учета, ведь оно было и раньше, а налоговый учет возник сравнительно недавно [8].

Причиной выделения налогового учета есть существенные, принципиальные отличия в трактовке отдельных категорий и понятий налоговым законодательством и нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета. Эти различия имеют как объективный характер из-за несовпадения интересов государства и предприятий в процессе налогообложения, так и, к сожалению, субъективный из-за несовершенства действующего законодательства. Среди причин, дающих право налоговому учету на существование, наряду с вышеизложенным, следует обратить внимание на рост степени влияния налогообложения на деятельность предприятия. Вопросы налогообложения всегда были одними из важных факторов влияния на деятельность и развитие предприятий [9]. Сегодня значительное налоговое давление на предприятия, предусмотрено действующей системой налогообложения, обуславливает высокую долю налоговых платежей в расходах предприятия. Это порождает необходимость информационной системы, которая могла бы обеспечивать не только налоговую отчетность и налоговые расчеты, но и потребности внутренних пользователей информации при принятии управленческих решений по развитию бизнеса и оптимизации налогообложения [10].


Дополнительным аргументом в пользу создания такой относительно самостоятельной системы учетной обеспечения налоговых расчетов недостатки действующей системы налогообложения, а именно: ее чрезвычайная сложность и нестабильность требует соответственно сложного учетного обеспечения. Таким образом, можно назвать следующие причины, обусловливающие необходимость отделения налогового учета:

  1. наличие принципиальных различий трактовки отдельных категорий и понятий налоговым законодательством и нормативными документами, регламентирующими бухгалтерский учет как объективного (в силу несовпадения интересов государства и субъектов налогообложения), так и субъективного (из-за несовершенства действующего законодательства) характера;
  2. рост степени влияния налогообложения на деятельность и развитие предприятия;
  3. недостатки современной системы налогообложения, требуют сложной системы учетной обеспечения [12].

Во многих публикациях аргументом в пользу налогового учета, заслуживает внимания, является тот факт, что бухгалтерский и налоговый учет имеют разные цели, способы ее достижения и выполняют разные функции. При этом ряд специалистов, определяя цель налогового учета, связывают ее с выполнением фискальной и регуляторной функции [3]. При всей важности данного аргумента заметим, что перераспределение ресурсов и стимулирования или дестимулирования отдельных видов бизнеса, составляет суть регуляторной функции налогов, может осуществляться только на макроуровне. Налоговый учет является прерогативой исключительно субъекта налогообложения. Что касается фискальной функции — централизации часки валового национального продукта в бюджете, то это основная цель налогообложения. Фискальная и регуляторная функции присущие системе налогообложения. Налоговый учет должен формировать информационную базу для этого процесса.

Таким образом, для целей налогового учета следует считать информационное обеспечение реализации фискальной функции системы налогообложения. Попробуем определиться относительно функций налогового учета, это даст возможность очертить границы системы налогового учета и разработать рекомендации относящейся рациональной ее организации [15].

Понятие функция (лат. Function выполнения) означает поле, направление деятельности, назначения. Трактовка функции должно базироваться на понимании сути явления или системы, которая определяется ее целью и задачами. Итак, под функцией мы понимаем комплексы специфических действий, которые необходимо осуществить для реализации поставленных задач. По нашему мнению, цель налогового учета достигается через реализацию следующих задач: