Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран: США, Бразилия, страны ЕС и РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема формирования и реализации промышленной политики Российской Федерации в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано со следующими факторами. Во-первых, промышленность Российской Федерации, как и экономика в целом, находятся на сложном и противоречивом этапе своего развития. Серьезные проблемы функционирования промышленных предприятий уходят корнями в советский период истории нашего государства, и, к сожалению, за 25-летний постсоветский период они не были решены на приемлемом уровне. Во-вторых, кризисные явления в мировой экономике, санкции США и государств Евросоюза против Российской Федерации усложняют решения данных проблем, но придают им безотлагательный характер. Фактор времени становится главным не только для развития, но и для выживания российской промышленности. Для преодоления кризиса в экономике промышленности требуется система гибких и одновременно последовательных мер на всех уровнях народного хозяйства. В ходе проведения реформ должно быть четкое видение целей и средств развития отраслей промышленности и со стороны государства (на федеральном и региональном уровнях), и со стороны предпринимателей. Центральной проблемой экономики Российской Федерации является проблема перехода от топливно-сырьевой к инновационной модели развития. Необходимость этого перехода осознавалась уже в дореформенный период в СССР, однако решить эту задачу не удалось ни в рамках плановой экономики, ни в рамках модели смешанной экономики после 1991 г. Из этого следует, что главное содержание современной промышленной политики в нашей стране должен составлять комплекс мер, направленных на создание современной среды инновационной деятельности и политику импортозамещения. В связи с этим представляется целесообразным учет опыта различных стран в области макроэкономического планирования и осуществления инновационной политики.

Исследованию поставленной в курсовой работе проблемы посвящено немало монографий, учебных пособий и публикаций, как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе. Наиболее часто при исследовании опыта промышленной политики в различных странах использованы работы: Валитова Ш.М., Нутенко Л.Я., Печерского М.Б., Рыбакова Ф.Ф., Симоновой Л.Н., Теплякова А.Ю., Толкачева С.А. и др. В целом, можно обоснованно констатировать высокий уровень теоретической разработанности поставленной в курсовой работе проблемы.


В курсовой работе использованы, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы сравнительного анализа, анализа статистических данных, методы табличной и графической интерпретации и др.

Цель курсовой работы состоит в изучении опыта промышленной политики в разных странах и выявлении содержания и задач новой промышленной политики на современном этапе развития мировой экономики.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть понятие и содержание промышленной политики;

— изучить цели, признаки и типы промышленной политики;

— охарактеризовать инструменты промышленной политики;

— исследовать особенности опыта проведения промышленной политики разных стран.

Объект исследования курсовой работы – промышленная политика.

Предмет исследования курсовой работы – опыт проведения промышленной политики в разных странах.

Информационной базой проведенного в курсовой работе изучения поставленной проблемы являются учебные пособия, монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов, статистические данные, характеризующие промышленную политику в странах мира, на разных этапах ее развития.

Практическая значимость курсовой работы обоснована сделанными в ходе проведенного исследования изучении опыта промышленной политики в разных странах выводами. Проведенный анализ позволил выявить основные направления комплексного преобразования современной промышленной политики ведущих стран мира.

Курсовая работа на тему: «Опыт промышленной политики в разных странах» состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

1.Теоретические основы промышленной политики

1.1. Понятие и содержание промышленной политики

В настоящее время, в отечественной и зарубежной научной литературе существуют различные взгляды на понятие и содержание промышленной политики. Например, Р. Карсон рассматривает промышленную политику как процесс последовательной организации работы государственного и частного секторов, объединяющих решения в области производства и инвестирования, развития инфраструктуры и человеческого капитала, а также условий внешней торговли в целях количественного и структурного стимулирования производства [9, 213]. По мнению Ш.М. Валитова, такая позиция не позволяет четко сформулировать задачи и функции государства по стимулированию конкурентоспособности промышленного сектора, лишая его возможности обеспечить целенаправленный характер воздействий и оценить их эффективность [5, 132].


А.И. Татаркин предлагает следующее определение: «Промышленная политика представляет собой составную часть стратегии общественного развития, основанную на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом». Автор отмечает, что в условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействует формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, на этапе экономического роста – его развитию и укреплению, на этапе стабилизации – реализации сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа [31, 7].

В экономической литературе ряд авторов рассматривают промышленную политику через механизм ее реализации. К примеру, специалист по государственному регулированию промышленности развитых стран Д. Кузин определяет промышленную политику как «целенаправленный комплекс экономических, политических и организационных мероприятий на разных уровнях экономической системы, связанных с выбором приоритетных направлений развития хозяйства в научно – техническом, отраслевом или региональном разрезах» [14, 82]. В. Кондратьев формулирует ее как «систему мер прямого и косвенного регулирования инновационного конкурентоспособного и эффективного развития промышленности и устранения для реализации этой цели тех препятствий, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, т.е. механизмами саморегуляции рынка» [12, 164].

На основе исследования существующих подходов к определению промышленной политики Ш.М. Валитов и А.Р. Сафиуллин предложили следующее определение: промышленная политика – система мероприятий, направленных на развитие конкурентных преимуществ профильных и приоритетных видов экономической деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности территории. Важнейшей задачей такой политики являются сохранение и стимулирование конкурентных механизмов там, где они способствуют более эффективной реализации намеченных мероприятий. В данном определении нашли свое отражение как системный и целевой, так и структурный и конкурентный характер государственной промышленной политики [5, 144].


Различные подходы к определению промышленной политики высказываются и зарубежными экспертами. Например, Д. Родрик, профессор политэкономии Школы государственного управления им. Дж.Ф. Кеннеди при Гарвардском Университете, утверждает, что успешные экономики всегда полагаются на политические меры, которые стимулируют рост через ускорение структурных изменений. Развитие новых отраслей промышленности часто требует толчка со стороны государства в виде субсидий, кредитов, инфраструктуры и т.д. Поэтому главный вопрос не в том, применять государственную политику или нет, а в том, как это делать. Д. Родрик формулирует три принципа ее применения:

  • промышленная политика - это состояние ума, а не список конкретных политических мер. Важнее не количество денег, выделяемых на проекты, а общий климат сотрудничества между государством и частным сектором, а для этого необходимо государство, приверженное частному бизнесу, а не слившееся с ним;
  • государственные стимулы должны быть временными и зависеть от результатов деятельности. Инновации должны приносить доход, а не просто прибыль от продаж. Поэтому нужна функционирующая система патентов, ограниченных по времени, чтобы ресурсы не замыкались в непродуктивных областях;
  • требование прозрачности и подотчетности. Лица, осуществляющие инновационную политику, должны заботиться о благе всего общества, а не бюрократах или отдельных предпринимателях [26].

В свою очередь, Дж. Итуэлл, М. Милгейт, П. Ньюмен, отмечают, например, что промышленная политика является сложным понятием, которое охватывает практически все влияние на промышленность. Исследователи указывают, что современные зарубежные публикации определяют промышленную политику как политику, направленную на эффективное и последовательное осуществление всех стратегий, претендующих на структурную перестройку промышленности с целью повышения конкурентоспособности.

На этом основании, промышленная политика представляет стратегию, ориентированную на формирование и реализацию целей по развитию промышленности, посредством различных экономических инструментов [8, 281].

Рисунок 1

Содержание промышленной политики

Источник: Валитов Ш.М. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики / Ш.М. Валитов, А.Р. Сафиуллин; Федер. Агентство по образованию, Казанский гос. Финансово-экон. ин-т. – Москва: Экономика, 2010. – C.141.

В целом причины существующих различий в определении содержания промышленной политики, ее цели и задач, инструментов и механизмов реализации заключены в определении роли и места государства в экономике. Необходимость государственного регулирования активно обсуждается на протяжении всего процесса эволюции экономической теории. Подобные дискуссии обостряются в периоды структурных преобразований, в ходе которых приводятся новые доводы в пользу либеральной или административной модели.


1.2. Цели, задачи и типы промышленной политики

Все цели национальной промышленной политики, на взгляд Г.С. Мерзликиной и О.А. Растяпиной, условно можно разделить на стратегические, среднесрочные и тактические [16, 37].

Главная, стратегическая задача промышленной политики - оптимизация структуры промышленности, как территориальной, так и отраслевой.

Стратегическими целями промышленной политики являются также:

  • выход на мировые рынки продукции обрабатывающей промышленности;
  • улучшение качества жизни населения страны.

Среднесрочные и тактические цели промышленной политики предполагают развитие научного сектора экономики, развитие определенных промышленных предприятий и т.п.

В качестве текущих целей следует отметить:

  • развитие, ресурсосберегающих технологий, наукоемкой промышленности;
  • поддержка отечественных предприятий, малого и среднего бизнеса;
  • стимулирование интеграции и диверсификации предприятий;
  • обеспечение правовой базы рыночной системы.

Все цели взаимосвязаны, невозможно создать условия стимулирующие развитие промышленности без внедрения и использования НИОКР, последние не возможны без создания благоприятных условий для инвестиций или социальной стабильности [2, 263].

В свою очередь, важнейшей задачей промышленной политики является поддержка, сохранение и стимулирование к дальнейшему развитию научнотворческого и технологического потенциала промышленности. Другой, не менее важной, задачей промышленной политики можно назвать регулирование рынка рабочей силы.

Главная, стратегическая задача промышленной политики – оптимизация структуры промышленности, как территориальной, так и отраслевой [16, 37].

Типовым признаком промышленной политики является наличие системы целей по изменению структуры экономики, при этом такие приоритеты могут определяться как «сверху» (от государства), так и «снизу» (от предпринимательского сообщества).

В современной экономической литературе, как пишет М.Б. Печерский, промышленная политика часто подразделятся на «традиционную» и «новую». Одновременно подчеркивается, что нужна не «традиционная» или «ортодоксальная» промышленная политика, основанная на предоставлении выборочных преимуществ одной группе участников рынка за счет ограничения возможностей другой, а по сути, ее новый тип, предполагающий существенно большую степень гибкости инструментов регулирования [22, 87].