Файл: Цель и задачи налогового учета (Анализ налогового учета в компании «Стальмонтаж»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С развитием рыночных отношений учет в системе налогообложения становится одним из основных видов учета в государстве. Необходимость его организации обусловлена ​​обеспечением условий для проведения государственного контроля за соблюдением налогового законодательства субъектами хозяйствования.

Учет в системе налогообложения это система сбора, накопления, обработки и обобщения информации для определения и уплаты налоговых платежей субъектами хозяйствования в соответствии с требованиями налогового законодательства. Это такая учетная система, основанная на данных бухгалтерского учета и правилах налогового законодательства, и обеспечивает информационные потребности пользователей о начислении и уплате налогов и сборов (обязательных платежей). На основе данных учета, который построен на сплошном и непрерывном фиксировании хозяйственных процессов налогоплательщика, составляется налоговая отчетность.

Нарушения в ведении учета в системе налогообложения влекут за собой неправильное определение размеров начисленных налоговых платежей, их неполную или несвоевременную уплату в бюджет, финансовые санкции. От создания эффективной системы учета в целях налогообложения на уровне предприятия зависит как качество учетной информации, поступающей в государственные налоговые органы, так и улучшения финансового состояния самого предприятия, поскольку правильная организация учета позволит избежать финансовых санкций со стороны государственных фискальных органов и оптимизировать налоговые платежи.

Система налогообложения является важным элементом формирования финансовых отношений между государством и субъектами хозяйствования и существенным фактором, влияющим на хозяйственную деятельность предприятий. Обязательным условием эффективной реализации системы налогообложения на уровне субъекта хозяйственной деятельности должна быть информационная база, позволяющая вычислять налоговые обязательства и осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, как субъектом налогообложения, так и государственными контролирующими органами.

Цель курсовой работы – определить цель и задачи налогового учета.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Описать цель налогового учета;
  • Охарактеризовать задачи налогового учета;
  • Проанализировать объект и предмет налогового учета;
  • Проанализировать анализ состояния, системы налогового учета в компании «Стальмонтаж»;
  • Рассмотреть анализ показателей эффективности налогового учета в компании «Стальмонтаж».

Объектом курсовой работы является налоговый учёт. Предметом – выявление целей и задач налогового учёта в компании «Стальмонтаж».

При написании курсовой работы были использованы различные методы, такие как анализ библиографических источников, систематизация данных, выборка необходимой информации и другие методы.

Методологической основой при написании курсовой работы явились труды отечественных специалистов в области бухгалтерского и налогового учёта предприятия, а так же нормативно-правовые акты Российской Федерации в данной сфере деятельности. Полный перечень библиографических источников приведён в конце работы.

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Цель и задачи налогового учета

1.1 Цель налогового учета

Современное налоговое законодательство регламентирует процессы, связанные с налоговым учетом, выделяя их тезисом «для целей налогообложения». В данном случае речь идет об информации, формируемой в налоговом учете. В отдельных случаях для исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, требуется информация, находящаяся в регистрах бухгалтерского учета; с другой стороны, данные регистров бухгалтерского учета, не могут являться базой для исчисления определенных налогов. Поэтому возникает необходимость формирования политики учета особого статуса – налоговой. Из приведенного в п. 2 ст. 11 НК РФ определения учетной политики для налогообложения следуют три важных вывода, которые характеризуют ее особенности как самостоятельного политического акта [1]:

  1. организация осуществляет выбор одного способа (метода) из нескольких, регулирующих порядок определения налоговой базы, обозначенных налоговым законодательством;
  2. процесс фиксирования налоговой базы включает в себя не только определение доходов и (или) расходов, их признание, оценку и распределение, но и учет иных необходимых для целей налогообложения показателей экономической деятельности налогоплательщика;
  3. выбранные способы (методы) внедряются в организацию-налогоплательщика, включая все ее структурные подразделения [1].

Важной особенностью формирования учетной налоговой политики является продолжительность ее установления. Известно, что налоговым периодом при исчислении налогов и сборов, как правило, является период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. Неизменность учетной налоговой политики сохраняется в течение этого периода, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством [7].

При исчислении таких налогов, как НДС, акциз, налог на игорный бизнес (и др.), где налоговым периодом считается меньший по времени период (квартал или месяц), учетная налоговая политика также может действовать в течение года. Согласно положениям Налогового кодекса изменения в учетной налоговой политике могут проводиться добровольно в результате:

  1. принятия организацией новых или иных способов ведения налогового учета;
  2. существенного изменения условий деятельности организации; и в обязательном порядке – в результате изменений налогового законодательства [15].

В первом случае изменения вводятся с начала нового налогового периода, во втором – с момента вступления в силу соответствующих нормативных актов. При изменении учетной налоговой политики в отношении отдельных фактов хозяйственной жизни можно утвердить изменения и (или) дополнения, вносимые в действующую учетную налоговую политику [6]. Важной особенностью формирования учетной политики для целей налогообложения является сам факт ее принятия.

Согласно абз. 5 ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в соответствующей учетной налоговой политике и утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Иначе говоря, его содержание должно быть согласовано с главным бухгалтером и утверждено руководителем организации, несущим ответственность за правомерность исчисления и уплаты налогов и сборов. Поэтому в организации должен быть принят административный документ – Приказ (распоряжение) об учетной налоговой политике (о политике учета для целей налогообложения), зафиксированный на бумажном носителе и подписанный руководителем [1].

Реформирование экономики России обусловило значительные изменения финансового механизма ее регулирования, в частности налоговой системы. Это вызвало существенные изменения в системе наблюдения, измерения, регистрации и обобщения информации о хозяйственной деятельности, которой является бухгалтерский учет, а именно: введение налогового учета [6].

Неоправданная сложность действующей системы налогообложения, как с точки зрения количества налогов, так и с точки зрения формирования базы налогообложения, состав налоговой отчетности; нестабильность налогового законодательства; большая налоговая нагрузка на субъектов хозяйствования неизбежно приводит к тому, что объем информации для обеспечения налоговой отчетности резко возрастает. Растет и «цена ошибки» так существенными штрафные санкции [9].


В результате резкий рост расходов на ведение учета. Вместе с тем штат бухгалтерской службы с использованием налогового учета не вырос, или вырос не существенно. В таких условиях основные усилия бухгалтера - практика направляются, в первую очередь, на формирование налоговой отчетности есть на ведение налогового учета. Складывается парадоксальная ситуация, когда в практической деятельности предприятий налоговый учет становится доминирующим. Если принять во внимание тот факт, что большинство понятий, которыми оперирует налоговый учет, как правило, не несут экономической нагрузки, то можно сделать вывод о снижении качества учетной информации и уменьшение возможностей ее использования в практике принятия управленческих решений [13].

Таким образом, возникает угроза возможности «потери бухгалтерским учетом (хотя бы и временно) того места и роли, которую он занимал (и должно занимать) в системе управления народным хозяйством». В связи с этим в профессиональной прессе сегодня активно обсуждается вопрос согласованности, трансформации, унификации, адаптации, интеграции бухгалтерского и налогового учета; упрощение налогового. Вместе с тем большинство публикаций посвященных налоговом учете имеют практическую направленность и рассматривают отдельные вопросы организации или техники ведения учета отдельных хозяйственных операций или отдельных учетных объектов.

Публикации теоретического характера, в которых сделаны попытки обобщения информации о налоговом учете или анализируют различия налогового и финансового учета на уровне понятий и категорий определенных действующим законодательством (расходы - валовые расходы; доходы - валовые доходы), либо исследуют проблемы, связанные с отражением в учете разниц (временных, постоянных) между финансовым результатом и налогооблагаемой прибылью [11].

Основательные исследования сути, назначение и задач, предмета, границ налогового учета, его соотношение с финансовым практически отсутствуют. Вместе с тем без исследования этих теоретических вопросов невозможно дать ответ на вопрос относительно налогового учета, которые сегодня беспокоят практика: как организовать налоговый учет, чтобы правильно, полностью и своевременно рассчитаться с бюджетом; какой должна быть техника и технология ведения налогового учета чтобы затраты труда были минимальны, а эффект (качество налоговой отчетности) максимальный; как оптимизировать налогообложение и налоговый учет предприятия. Без вышеупомянутых исследований невозможно конкретно ответить на вопросы, которые подняты в профессиональной литературе: как приближать, трансформировать, адаптировать и т.д. бухгалтерский и налоговый учет [4].


В профессиональной научной литературе существуют различные точки зрения на трактовку налогового учета. Первая заключается в том, что «вообще нет необходимости в создании отдельного налогового учета, поскольку так или иначе бухгалтерские регистры содержат необходимую для составления налоговых деклараций информацию, нужно только разработать алгоритм для ее использования» [17].

Вторая группа специалистов, которых подавляющее большинство, считает необходимым выделение налогового учета в самостоятельный вид, как отдельную подсистему бухгалтерского учета. Третья точка зрения заключается в обосновании необходимости выделения налогового учета при отсутствии оснований для отнесения его в качестве подсистемы к бухгалтерскому учету.

Четвертая позиция - налоговый учет связывает исключительно с такими понятиями как валовые доходы, валовые расходы, налоговый кредит по НДС, и т.п. [13].

Прежде всего, необходимо определиться с принципиальным вопросом относительно права на существование налогового учета. В профессиональной научной литературе существует две противоположные позиции. Одни специалисты, как правило, это представители учетной науки, отрицают необходимость выделения налогового учета, другие, апеллируя к практике, отстаивают необходимость такого выделения. В известной степени правы и те и другие. Дело в том, что бухгалтерский учет сегодня, с одной стороны, это практическая деятельность связана с наблюдением, измерением, систематизацией информации о хозяйственной деятельности, с другой это - наука, имеющая свой предмет, метод [6].

Налоговый учет является исключительно практической деятельностью, связанной с учетной обеспечением системы налогообложения. Бухгалтерский учет как наука базируется на определенных учетных теориях, которые оперируют экономическими категориями и возникли на базе научных идей.

Налоговый учет базируется исключительно на понятиях, которые задекларированы налоговым законодательством и очень часто лишены экономического содержания. В основе налогового учета лежат определенные правила, определяются интересами государства в сфере налогообложения. Поэтому основные проблемы здесь лежат в плоскости техники и технологии ведения учета, его организации, а не теории и методологии [12]. Вместе с тем острота проблемы в практическом аспекте не позволяет ученым игнорировать налоговый учет, аргументируя это отсутствием его теоретического нагрузки. Такая позиция лишь обострять проблему превалирование налогового учета над финансовым на практике и приведет к углублению разрыва между учетной наукой и практикой, который сегодня и без того является очень существенным. Поэтому считаем, что проблемы связаны с налоговым учетом должны стать важным объектом научных исследований в сфере бухгалтерского учета [14].