Файл: Управление миграционными процессами (на примере трудовой миграции Воронежской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудовой миграцией называется территориальное перемещение людей, которые способны к производству экономических благ, в поисках более перспективной работы, необходимой для улучшения жизненных условий. Трудовая миграция всегда сопровождается движением человеческого капитала и способствует изменению следующих составляющих: 1) структура рынка труда, 2) уровень социальной напряженности, 3) демографический портрет регионов выбытия и прибытия мигрантов.

Различают традиционные и специфические функции трудовой миграции (табл.1).[7]

Трудовая миграция является весьма противоречивой как с позиции государства (необходимо осуществлять действия, связанные с управлением миграционными потоками, решением проблем на месте прибытия и выбытия мигрантов), так и с позиции регионов выбытия и прибытия (приток мигрантов приводит к появлению как новых возможностей для трудового развития, так и новых угроз), а также с позиции самих мигрантов (связанных со сменой привычного образа жизни, жилищными проблемами, адаптацией на новых местах проживания и трудоустройства).

Социально-экономические последствия трудовой миграции населения могут носить как положительный, так и отрицательный характер (табл. 2).[8]

Таблица 1 - Функции трудовой миграции

К настоящему времени большая часть общества воспринимает миграцию в качестве отрицательного явления, характеризующего тяжесть экономической ситуации в регионах выбытия и большую привлекательность для трудоустройства и проживания регионов прибытия мигрантов, что сопровождают экономические и социально-демографические изменения территорий и структуры региональных рынков труда. Уровень трудовой миграции в регионах прибытия при этом служит показателем благоприятных условий для трудоустройства (более высокая заработная плата, большее количество рабочих мест) и/или проживания (более благоприятны условия жизни для мигрантов и членов их семей). Чем более перспективной и комфортной является конкретная территория для трудоустройства и/или проживания, тем больше прибывающие миграционные потоки.

Таблица 2 - Социально-экономические последствия трудовой миграции

Ключевые факторы привлекательности для мигрантов, которые выбирают для себя определенный регион, заключаются в следующем: наличии рабочих мест; сравнительно высоком уровне заработной платы и качества жизни; развитии инфраструктуры жизнеобеспечения и досуга; концентрации экономической, культурной и политической жизни; сосредоточении крупных центров подготовки кадров, научно-исследовательских институтов, проектных организаций, наукоградов; близости приграничных территорий; развитом социально-экономическом потенциале.


В рамках дальнейшего исследования рассмотрим управление миграционными процессами на примере отдельно взятого региона.

2 Анализ управления миграционными процессами (на примере трудовой миграции Воронежской области)

2.1 Управление миграционными процессами в Воронежской области

Воронежская область, входящая в состав Центрально-Черноземного экономического района России и являющаяся его самой крупной административно-территориальной единицей, является достаточно привлекательной для мигрантов при выборе ими постоянного места жительства по комплексу благоприятных условий: выгодности географического положения в Европейской части России, природно-климатической комфортности, высокой степени освоенности территории, общественно-политической стабильности и этнической однородности, относительного экологического благополучия.

Государственное регулирование внешней трудовой миграции в Воронежской области осуществляет Управление ФМС России по Воронежской области, которое создано для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач.

Организационная структура правление ФМС России по Воронежской области представлена на рисунке 4.

В рамках реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года по инициативе Управления на территории города Воронежа создан Единый миграционный центр, который начал свое функционирование 19 августа 2015 года. Основным принципом данного Центра является доступность, когда любой гражданин, обладая правом выбора, может подготовить документы самостоятельно, либо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Центр функционирует по принципу «единого окна», предоставляя возможность совершать большое количество операций с документами в одном месте. Главная задача проекта – развитие технологий, способствующих улучшению качества обслуживания населения.


Начальник ОУФМС

Отдел формирова-ния разрешений на временное проживание, видов на жительство и приглашений

Отдел виз и регистрации иностранных граждан

Отдел обеспечения паспортной и регистраци-онной работы

Отдел делопроиз-водства и режима

Отдел по вопросам беженцев, переселенцев и работы с соотечествен-никами

Отдел оформления заграничных паспортов

Отдел по вопросам гражданства, иммиграци-онного контроля и вопросов трудовой миграции

Рис. 4. Организационная структура ФМС России по Воронежской области

В 10 окнах сотрудники Управления осуществляют прием граждан по вопросам:

- приобретения гражданства Российской Федерации;

- оформления иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание либо вида на жительство в Российской Федерации;

- оформления и выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- выдачи разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности и использования труда иностранных работников.

Прием граждан ведется с помощью электронной системы управления очередью и использования светового информационного табло. Сведения о местонахождении, графике работы, номерах телефонов для консультаций размещены на официальном Интернет-сайте Управления.

На базе Единого миграционного центра осуществляется проведение комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, по результатам которого выдается сертификат государственного образца, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации. Предоставляется услуга по переводу документов на русский язык. Тут же иностранные граждане могут пройти медицинскую комиссию и получить, в соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинское заключение, необходимое для подачи документов на оформление патента, разрешения на работу, разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.

Положительными моментами создания Единого миграционного центра являются обеспечение комфортности и доступности предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а именно:

- упорядочение и сокращение сроков подачи документов;

- сокращение сроков рассмотрения заявлений на получение патента;

- возможность приема документов от граждан, проживающих во всех районах города Воронежа в одном месте.


Одним из основных показателей качества предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций являются обращения граждан. В прошедшем году количество письменных обращений граждан снизилось на 5 процентов по сравнению с 2014 годом и составило 3932 заявления (рис. 5). Данное снижение обусловлено не только открывшейся возможностью обратиться в Управление посредством сервиса «Онлайн-консультация», но и также задать свой вопрос сотруднику миграционной службы через Центр обслуживания телефонных вызовов. За отчетный период в Управление поступило 754 обращения в режиме «вопрос-ответ», на которые граждане оперативно получили исчерпывающий ответ в электронном виде, и оказано 739 телефонных консультаций по всем направлениям служебной деятельности.

Рис. 5. Количество обращений граждан по вопросам миграции

На протяжении последних лет общая тематическая направленность поступивших обращений остается неизменной. За истекший период на 12 процентов увеличилось количество обращений иностранных граждан по вопросам легализации, получения разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации.

В связи с нестабильной ситуацией на Украине на уровне 2014 года осталось количество обращений граждан по вопросам участия в Государственной программе оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также о трудностях, возникших у участников программы, уже переехавших в Российскую Федерацию.

В целях своевременного и достоверного информирования населения Воронежской области об изменениях и нововведениях миграционного законодательства Российской Федерации Управлением осуществляется тесное взаимодействие со средствами массовой информации. В 2015 году в формате общественной приемной на волнах «Радио России Воронеж» государственной телевизионной и радиовещательной компании «Воронеж» выступили начальник Управления и начальники отделов аппарата Управления, которые разъяснили нормы миграционного законодательства и в прямом эфире ответили на вопросы слушателей. Актуальные вопросы миграционной политики освещены руководителем Управления на страницах газеты «Воронежский государственный университет». За отчетный период в региональных и федеральных средствах массовой информации организовано 241 выступление, проведено 4 пресс-конференции и 3 рабочих встречи с представителями работодателей, привлекающих к труду иностранных работников.


Широкая разъяснительная работа дала свои положительные результаты: во-первых, с учетом нововведений в сфере внешней трудовой миграции, в Управление поступило от работодателей 8 267 уведомлений о заключении либо расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником, что позволило провести мониторинг трудоиспользования иностранной рабочей силы.

Одним из основных направлений деятельности Службы является содействие формированию толерантных межнациональных отношений, а также адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. На территории области официально зарегистрировано 35 национально-культурных объединений, подавляющее большинство которых действуют в городе Воронеже. Сотрудники Управления по роду своей деятельности взаимодействуют с 11 общественными объединениями, представляющими интересы иностранных граждан. Наиболее крупными диаспорами мигрантов из государств СНГ на территории Воронежской области являются азербайджанская, армянская и грузинская, узбекский культурный центр, из стран дальнего зарубежья – афганская и вьетнамская. Взаимодействие с общественными организациями проходит в формате «круглых столов», конференций, обучающих семинаров и индивидуальных рабочих встреч с их руководителями.

Среди демографических процессов миграция населения занимает особое место, изменяя численность населения и его возрастно-половую структуру. В условиях демографического кризиса и естественной убыли населения она выполняет важную роль, так как компенсирует эту убыль и является основным источником пополнения трудовых ресурсов. Ее доля в формировании величин показателя общего прироста населения Воронежской области имеет большое значение.

В 2015 году миграционный прирост составил 12213 человек, увеличив численность населения области на 2330 человек (рис. 6). Уже второй год подряд миграция полностью замещает естественную убыль населения.

Рис. 6. Естественная убыль и миграционный прирост населения Воронежской области в 2011-2015 годах

За прошедший год в области наблюдалось незначительное увеличение объемов миграции. Общий миграционный оборот в 2015 году достиг максимального значения за последние десять лет (150821 человек) и вырос по сравнению с предыдущим годом на 2191 человека.

Внешняя для области миграция в 2015 году составила 53,6 процента от общего объема трудовой миграции, в том числе миграционный оборот с регионами России – 38,6 процента, со странами СНГ и другими зарубежными странами – соответственно 12,5 и 2,5 процента. В межобластном миграционном обмене население области в 2015 году приобрело 3213 человек, из которых 23,9 процента – бывшие жители Липецкой области, 18,5 – Белгородской и 14,3 процента – Ростовской области (рис. 7).