Файл: Управление миграционными процессами (на примере трудовой миграции Воронежской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) прогнозные муниципальные балансы трудовых ресурсов, учитывающие перспективы социально-экономического и демографического развития территории;

2) состояние муниципальных рынков труда, потребности в кадрах и уровень занятости населения;

3) территориальное размещение производительных сил, формирование опережающих зон экономического развития (индустриальные парки, технопарки и т.д.).

Правомерно выделение таких областей применения трудовых карт, как:

1) создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, повышение инвестиционной привлекательности в муниципальных районах (городских округах);

2) оптимизация использования иностранной рабочей силы;

3) снижение территориальных диспропорций на рынке труда;

4) снижение объемов внутрирегиональных миграционных потоков, в том числе из села в город.

Вторая задача – оценка эффективности использования иностранной рабочей силы. При решении данной проблемы следует учитывать неоднородность потоков трудовых мигрантов, выделение в нем нескольких сегментов. Первый, наиболее значимый, сегмент – иностранная рабочая сила, привлекаемая в рамках квоты. Доля иностранных работников, привлекаемых по квоте, в общей численности занятых в экономике Воронежской области находится в пределах 1 процента. В то же время занятость этих иностранных работников оказывает существенное влияние на рост объемов производства товаров и услуг в ряде отраслей, таких как: «обрабатывающие производства», «строительство», «сельское хозяйство», «оптовая и розничная торговля», «транспорт и связь».

Расчеты, произведенные нами на основании методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы позволяют оценить вклад иностранной рабочей силы, привлеченной по квоте, в экономику Воронежской области в размере 2,5 миллиарда рублей в 2013 году, 4,1 миллиарда рублей в 2014 году (164 процента к уровню 2013 года) и 5,5 миллиардов рублей в 2015 году (220 процентов к уровню 2013 года, 134 процента к уровню 2014 года). Динамика этого вклада в разрезе отдельных отраслей экономики Воронежской области приведена в таблице 5.

Приведенные в таблице 5 данные наглядно подтверждают тезис о том, что основное приложение иностранная рабочая сила находит в таких отраслях, как торговля и услуги, а также строительство. Именно в этих отраслях наиболее значительно использование низкоквалифицированного труда. Следовательно, привлечение иностранных трудовых мигрантов не оказывает существенного влияния на улучшение структуры занятости в регионе.


Таблица 5 - Вклад иностранной рабочей силы в объем производства Воронежской области (по отдельным отраслям), тыс. руб.

Что касается сегментов иностранной рабочей силы, привлекаемой вне квоты, следует отметить отсутствие методик для определения экономического вклада этих категорий иностранных работников и, как следствие, актуальную задачу разработки таких методик. Неоднородность структуры иностранной рабочей силы предопределяет наличие еще одной задачи: необходимости улучшения этой структуры и, как следствие, повышения налоговых поступлений в бюджет области от использования квалифицированной иностранной рабочей силы.

Как свидетельствуют приведенные на рисунке 12 сведения, квалификация привлекаемых на территорию Воронежской области иностранных работников различна. Это позволяет сделать вывод о том, что статистика данных о привлечении иностранных работников в профессионально-квалификационном разрезе, основанная на представляемых работодателями уведомлениях о заключении трудовых договоров с иностранными работниками, в целом соответствует утвержденной квоте.

Рис. 12. Квалификационная структура привлеченных иностранных трудовых мигрантов в Воронежской области в 2012-2015 годах

В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов в 2014 году в общем объеме утвержденной квоты Воронежской области иностранные работники высокой и средней квалификации составили 76 процентов, в 2015 году - 89 процентов.

Традиционно основная потребность в иностранной рабочей силе существует в таких отраслях, как строительство и сельское хозяйство, что подтверждают приведенные в таблице 6 данные. Сопоставление сведений из таблиц 5 и 6 позволяет сделать вывод о том, что вклад в объем производства и объемы привлекаемой рабочей силы не пропорциональны. Это является дополнительным подтверждением стремления работодателей использовать иностранных работников на наиболее низкооплачиваемых и, следовательно, низкопроизводительных рабочих местах. Такой подход идет вразрез с объявленным курсом на модернизацию экономики и создание высокопроизводительных рабочих мест и должен быть кардинальным образом изменен.

Таблица 6 - Потребность работодателей Воронежской области в иностранных работниках на 2016 год (по отраслям)

Условием определения социально-экономической целесообразности заявленной работодателями потребности в иностранных работниках, по нашему мнению, должны стать результаты мониторинга уровня заработной платы, предусмотренной в заявках работодателей о потребности в привлечении иностранных работников, и фактической заработной платы. Кроме того, повышение эффективности использования потенциала иностранной рабочей силы предполагает изменения в миграционном законодательстве. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся регулирования применения иностранной рабочей силы, защиты прав иностранных работников, обязанностей и ответственности работодателей, окажет существенное влияние на механизмы привлечения иностранной рабочей силы и позволит перевести использование иностранных работников в цивилизованное русло.


В соответствии с вышеизложенным, вынесем предложения по совершенствованию региональной системы управления внешней трудовой миграции.

Заключение

На основании проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.

Миграция населения, будучи по своей сути перемещением людей в пространстве, - неотъемлемый признак жизнедеятельности общества. Непосредственно не оказывая влияния на количественные характеристики населения планеты, в целом, миграция обладает важным значением для формирования и трансформации населения множества регионов.

Миграция населения является процессом, в большей степени, социальным, чем природным, а большинство исследователей едины в своем мнении и в том, что управление миграционными процессами является не только возможным, но и необходимым. Инструментом управления миграционными процессами является осуществление государством миграционной политики.

Классификация миграционных процессов по вызывающим их причинам довольно условна, поскольку во многих случаях затруднительно однозначного отнесения той или иной причины к какой-то выделенной группе. Например, получение образования можно рассматриваться в качестве необходимого условия получения высокооплачиваемой работы, в связи с чем и из категории социальных причин миграции следует переход к категории причин экономических. В то же время, изменение места жительства в связи с длительным периодом безработицы ,которая вызвана дискриминацией по этническому признаку, может быть рассмотрено и в качестве экономической, и как вынужденной миграции, поскольку следствием ее является угроза здоровью и, в конечном счете, жизни конкретного человека.

В связи с этим возникает необходимость рассмотрения миграционных процессов в контексте «добровольность - вынужденность». Несомненно, что в случае смены человеком своего места пребывания, в той или иной степени присутствует вынужденный аспект. Разделение миграционных процессов на «добровольные» и «вынужденные» обладает принципиальным значением при их регулировании и на региональном, и на общефедеральном уровнях. При рассмотрении миграции именно как изменения места постоянного проживания, то в целях определения степени «вынужденности» необходим упор на то, что служит доминантой при принятии решения о переезде - желание покинуть место своего проживания или желание переезда в другое конкретное место.


Миграция населения в качестве социального процесса может и должна подлежать государственному регулированию. Возможность управления миграционными процессами во многом зависит от причин, лежащих в их основе. Так, государство не только организует, но контролирует все виды принудительной миграции, в результате чего практически отсутствует стихийность миграционных процессов данного вида.

Актуальность изучения миграционных процессов, в целом, и возможностей управления ими, в частности, вызвана также тем, что в условиях участия России в мировых интеграционных процессах и перехода страны к принципам «открытого общества» перемещение людей (как в пределах страны, так и трансграничная миграция) становится объективным фактором, влияющим на все стороны жизни общества - политику, экономику, социальную сферу. Необходимость разработки механизмов управления миграционными процессами с помощью методов экономического стимулирования является одним из важнейших условий решения задач устойчивого демографического развития Российской Федерации.

Список использованных источников

Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № от 18.04.1990 45/158 [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru


Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 (ред. от 25.02.2016) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от 31.10.2015) «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с «Положением о Федеральной миграционной службе») [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Приказ ФМС России от 30.11.2012 № 390 (ред. от 08.12.2014) Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru

Бекяшев Д. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. – М.: Проспект, 2016. – 392 с.

  1. Василенко И.А. Геополитика современного мира: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 432 с.
  2. Гурова И.П. Мировая экономика: учебник. - М.: Омега-Л, 2012. - 400c.

Гусейнов Р.М. Макроэкономика: учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.

  1. Джинджолия А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова. - М.: КноРус, 2013. - 256 c.
  2. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 671 c.

Люев А.Х. Внешняя трудовая миграция и конкуренция на российском рынке труда // Вестник АГУ. 2015. № 1 (156). С. 122-127.

Мукомель В.И. Мигранты на рынке труда: профили, мобильность, незаконная и неформальная занятость // Трудовая миграция: тенденции, политика, статистика: Материалы чтений памяти Е.В. Тюрюкановой, 12 июля 2012 г. М., 2012. С. 121.

Окладникова Е. Трудовая миграция. - М.: Директ-Медиа, 2014. – 60 с.

Прудников А.С. Правовое регулирование трудовой миграции: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 183 с.

Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2013. - 352 c.

Чернов А.С. Влияние трудовой миграции на региональный рынок труда // Вестник МГТУ. 2012. Т. 15. №1. С. 89-93.