Файл: Управление миграционными процессами (на примере трудовой миграции Воронежской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 7. Миграционный оборот Воронежской области в 2015 году, %

Международная трудовая миграция, как и в предыдущие годы, оказывала наибольшее влияние на увеличение миграционного прироста.

Из других стран в область прибыли 15804 человека, из которых 13882 (87,8 процента) приехали в область из стран СНГ и 1922 человека (12,2 процента) – из других зарубежных стран (рис. 8).

Рис. 8. Составляющие внешнего миграционного оборота Воронежской области в 2011-2015 годах

Из числа прибывших в область из стран СНГ 37,9 процента составили бывшие жители Украины, 13,6 – выходцы из Узбекистана, 9,6 – из Казахстана, 9,4 – из Молдавии и 9,2 процента – из Армении (рис. 9).

Рис. 9. Удельный вес иммигрантов Воронежской области из стран СНГ по странам прежнего проживания в 2015 году, %

По прогнозам Федеральной службы государственной статистики, миграционный прирост населения Воронежской области будет расти, достигнув в 2030 году 15,1 тысячи человек.

Таким образом, миграционное законодательство в части регулирования трудовой миграции представляет собой систему нормативно-правовых актов, закрепляющих регулятивные, статутные и охранительные нормы. На уровне субъектов Российской Федерации вопросы трудовой миграции регулируются, как правило, в актах подзаконного уровня. Например, готовятся ежегодные постановления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об определении региональных квот на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности; о выдаче заключений на привлечение работника- иностранца.

Управление внешней трудовой миграцией в Воронежской области, которое создано для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач.

2.2 Проблемы управления движением и использованием трудового потенциала иностранных работников в Воронежской области

В современных условиях миграционная политика становится одним из приоритетных направлений в деятельности нашего государства, поэтому от законодательной и исполнительной власти требуются взвешенные и обоснованные решения в сфере миграции, способные оказать положительное влияние на миграционную ситуацию и поспособствовать развитию российских регионов, в том числе и Воронежской области.


Сложность и многоаспектность миграционных проблем диктует необходимость создания четких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти.

Постепенное вхождение России в международный рынок труда положило начало развитию процессов внешней, международной трудовой миграции в российские регионы. Проблема заключается в том, что в Воронежской области процессы привлечения иностранной рабочей силы сопровождаются незаконным трудоустройством иностранцев - не менее 4,5 тысяч человек в год. Общее же число лиц, приехавших в Воронежскую область на заработки, как было выявлено на основе проведенного во второй главе анализа, составляет 15 тысяч человек. Их неконтролируемая деятельность оказывает существенное влияние на состояние рынка труда и платных услуг Воронежской области, уход от налогов и вовлечение в теневую экономику. Кроме того, в Воронежской области наблюдается повсеместное нарушение прав самих трудящихся мигрантов, а именно, заниженные заработные платы, худшие условия труда фактически приводят к демпингу иностранной рабочей силы.

Основной причиной такого негативного влияния на миграционные процессы в Воронежской области является неэффективное межгосударственное сотрудничество в миграционной сфере, поскольку миграционные потоки носят весьма неорганизованный характер и не регулируются должным образом на государственном уровне. Применительно к Воронежской области, как было выявлено, трудовая миграция будет возрастать. Это связано с демографической характеристикой развития рынка труда, где идет процесс достаточно быстрого старения населения, то есть увеличения доли лиц пожилого возраста и уменьшение доли лиц в трудоспособном и детском возрастах. Данная тенденция характерна не только для Воронежской области, но и для большинства российских регионов.

Достаточно высокий процент мигрантов, пребывающих на территории Воронежской области, находится «за чертой бедности». Такое положение дел может не только свидетельствовать не просто о стремлении мигрантов «заводить» неформальные трудовые отношения с воронежскими предпринимателями, но и способствует совершению последними общеуголовных преступлений, а именно, краж, грабежей, разбоев и т.д.

Прежде всего, хотелось бы начать с такой проблемы как отсутствие в отечественном трудовом законодательстве надлежащего регулирования оформления трудовых отношений с мигрантами. Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит специальной нормы, посвященной правовому регулированию труда иностранных работников, а ст. 11 затрагивает иностранных граждан только в качестве тех субъектов, на которых распространяется или нераспространяется действие законодательства Российской Федерации в сфере труда. Если посмотреть на законодательство большинства стран СНГ, то оно предусматривает обязательную письменную форму трудового договора с мигрантами.


Как было установлено в процессе исследования, в 2013 году Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в части рынка труда иностранцев претерпел значительные изменения. Они касаются в основном установления органами государственной власти Российской Федерации квот для иностранных работников с учетом специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда; установления приоритета для профессионально - квалифицированных кадров.

Однако, в данных изменениях не регламентирован сам механизм реализации введенных положений, а именно, все - же остается непонятно каким именно образом субъект Российской Федерации будет учитывать вышеперечисленные факты. Для ФМС России по Воронежской области это также является серьезной проблемой, требующей решения. Мы, в свою очередь, считаем также, что необходимо было установить в данном законе норму о предоставлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительству Российской Федерации отчета о проведении такой деятельности. Все это необходимо для того, чтобы федеральный центр четко понимал, в каких регионах отлажено работает установленная система распределения иностранной рабочей силы, а в каких оставляет желать лучшего.

В настоящее время алгоритм получения разрешения на работу иностранными гражданами выглядит следующим образом. Организация, принимающая на работу иностранных граждан с разрешением на временное проживание или видом на жительство, должна убедиться в наличии следующего пакета документов: паспорта, вида на жительство или разрешения на временное проживание в РФ, трудовой книжки образца РФ (если такой нет, работодатель обязан ее завести), СНИЛС, ИНН. После проверки документов у работника работодатель может составлять трудовой договор, при этом о факте заключения трудового договора с иностранцем с РВП и ВНЖ необходимо уведомить ФМС России по Воронежской области. Уведомление о привлечении иностранного работника с ВНЖ или РВП подается в трехдневный срок, и может быть направленно в ФМС по почте или передано лично.

Трудовая деятельность иностранных граждан считается незаконной без получения соответствующего документа. Для иностранцев из стран СНГ этим документом является патент, а для мигрантов, прибывших из Дальнего зарубежья, - разрешение на работу в России (РНР). Данный документ представляет собой пластиковую карту, содержащую уникальный номер и данные мигранта. Ее оформление и выдача возложена на ФМС России по Воронежской области. РНР выдается на год и действует только в одном определенном субъекте страны и исключительно в отношении одного работодателя, причем трудоустроиться визовый мигрант вправе только у юридического лица.


Граждане визовых государств получают РНР, если в их планы входит работа в России. Украинцы и граждане стран СНГ, например, Узбекистана, для этих целей оформляют патент. В этом и заключается принципиальное отличие двух документов. РНР оформляют визовые иностранцы, патент - безвизовые мигранты из стран Ближнего зарубежья. Данное нововведение действует с начала 2015 года. Но существует еще два государства, граждане которых вправе свободно трудиться в Российской Федерации - Белоруссия и Казахстан.

Потребности развития экономики Воронежской области приводят к необходимости привлечения внешних трудовых мигрантов, в первую очередь, квалифицированной иностранной рабочей силы, что обусловлено решаемыми задачами модернизации экономики. Основной проблемой в настоящее время является повышение эффективности использования иностранной рабочей силы. Данная проблема многоаспектна и связана как с вопросами улучшения структуры привлекаемых иностранных работников, так и с вопросами соблюдения и совершенствования законодательства в части эксплуатации иностранной рабочей силы. Такая многоплановость вызывает необходимость постановки и разрешения более частных задач.

Первая задача связана с определением требуемых объемов привлечения иностранных рабочих. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития в среднесрочном периоде потребности растущей экономики Воронежской области требуют увеличения количества внешних трудовых мигрантов до 18 тысяч человек в средне м за год. Однако по итогам 2015 года был спрогнозирован более значительный рост количества иностранных трудовых мигрантов в ближайшее время (рис. 10).

Рис. 10. Динамика численности занятых в экономике Воронежской области и численности иностранных работников

Таким образом, в настоящее время использование иностранных рабочих - один из действенных механизмов, направленных на преодоление негативных тенденций сокращения численности занятых в экономике Воронежской области. Именно в этой связи необходимость эффективного управления потоками трудовых мигрантов приобрела особую значимость.

Анализ статистических данных ведомственной статистики департамента труда и занятости населения Воронежской области и Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской области за 2012–2015 годы, который приведен в таблице 3, является подтверждением роста не только миграционных потоков в целом, но и стабильного увеличения объемов внешней трудовой миграции. Одновременно количество высококвалифицированных специалистов среди привлеченных в Воронежскую область иностранных работников остается крайне низким.


Таблица 3 - Динамика численности иностранных граждан, зарегистрированных на территории Воронежской области

Как следствие, в современных условиях необходимо ставить вопрос не только и не столько о росте объемов привлечения в Воронежскую область иностранной рабочей силы, сколько о повышении качества структуры ее использования.

Относительно динамики утверждения квот на привлечение иностранных работников на территорию Воронежской области, отметим, что в течение последних трех лет численность утвержденной потребности в привлечении иностранных работников в счет квоты является стабильной: если в 2013 году наблюдалось ощутимое снижение (89 процентов по отношению к 2012 году), то в последующие годы колебания были незначительны (в 2014 году - 99,9 процента, в 2015 году - 99,6 процента к уровню 2013 года). При этом процент утвержденной квоты уменьшался (рис. 11).

Рис. 11. Динамика утверждения квоты на привлечение иностранной рабочей силы (ИРС) на территорию Воронежской области

Отмеченные на рисунке 11 процессы обусловлены, в первую очередь, тем, что в Воронежской области реализуется принцип первоочередного трудоустройства на вакантные рабочие места российских граждан. Кроме того, квоты утверждаются на основе детального анализа ее применения на привлечение иностранной рабочей силы за предыдущие периоды (табл. 4).

Данные таблицы 4 являются свидетельством того, что принимаемые меры способствуют максимальному использованию квоты: степень ее «освоения» с 2012 по 2015 годы увеличилась в 1,7 раза с 57,9 до 99,3 процентов. Следовательно, действенность принимаемых управленческих мер, направленных на то, чтобы работодатели заявляли обоснованный объем привлечения иностранной рабочей силы, очевидна.

Анализируя статистические данные ведомственной статистики департамента труда и занятости населения Воронежской области, можно сделать вывод, что количество работодателей, которые заявили о необходимости привлекать иностранную рабочую силу, в течение последних лет остается стабильным. Одновременно происходит уменьшение численности работодателей, которым квота была утверждена, например, за три последних года наблюдалось их уменьшение на 20,3 процента.

Таблица 4 - Потребность и утвержденная квота на привлечение иностранных работников на территорию Воронежской области, %

Решению проблемы определения необходимых объемов привлечения иностранной рабочей силы будет способствовать, по нашему мнению, разработка трудовой карты области, которая определит потребность экономики в дополнительной рабочей силе, в том числе в связи с привлечением иностранных работников. Мы полагаем, что основные параметры трудовой карты должны быть следующие: