Файл: Россия в системе международных кредитных отношений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

Динамика ключевой ставки ЦБ РФ с момента её введения

(с 13 сентября 2013 года)

Период действия

Ключевая ставка Банка России (%)

Границы коридора процентных ставок (%)*

с 19 июня 2017 г. - по 15 сентября 2017 года (дата будет уточняться)

9,00

10,00 - 8,00

с 02 мая 2017 г. - по 18 июня 2017 года

9,25

10,25 - 8,25

с 27 марта 2017 г. - по 01 мая 2017 года

9,75

10,75 - 8,75

с 19 сентября 2016 г. - по 26 марта 2017 года

10,00

11,00 - 9,00

с 14 июня 2016 г. - по 18 сентября 2016 г.

10,50

11,50 - 9,50

с 03 августа 2015 г. - по 13 июня 2016 г.

11,00

12,00 - 10,00

с 16 июня 2015 г. - по 02 августа 2015 г.

11,50

12,50 - 10,50

с 05 мая 2015 г. - 15 июня 2015 г.

12,50

13,50 - 11,50

с 16 марта 2015 г. по 04 мая 2015 г.

14,00

15,00 - 13,00

с 02 февраля 2015 г. по 15 марта 2015 г.

15,00

16,00 - 14,00

с 16 декабря 2014 г. по 01 февраля 2015 г.

17,00

18,00 - 16,00

с 12 декабря 2014 г.по 15 декабря 2014 г.

10,50

11,50 - 9,50

с 05 ноября 2014 г. по 11 декабря 2014 г.

9,50

10,50 - 8,50

с 28 июля 2014 г. по 04 ноября 2014 г.

8,00

9,00 - 7,00

с 28 апреля 2014 г. по 27 июля 2014 г.

7,50

8,50 - 6,50

с 03 марта 2014 г. по 27 апреля 2014 г.

7,00

8,00 - 6,00

с 13 сентября 2013 г. по 02 марта 2014 г.

5,50

6,50 - 4,50

Динамика цен на нефть также оказала значительное воздействие на размер убытков, понесенных ЕБРР в 2015г. [49]

Рисунок 5. Динамика цен на Нефть Brent 2015-2017 гг.[50]

Так к январю 2015 года, цены на нефть марки Brent достигли исторического «дна» (47,09 долларов США за баррель), а затем стали корректироваться на повышение, однако в августе 2015 г. «просели» ещё более значительно (до 42,54 доллара США за баррель), вызвав очередное понижение курса рубля[51].


17 августа 2017 г. цена на "черное золото" марки Brent успела опуститься ниже 50 долларов, составив 49,99 долларов за баррель. Как сказано было выше, колебание стоимости нефти фиксируется не в первый раз, что соответствует прогнозам специалистов.

Частое изменение стоимости сырья может отмечаться в среднесрочной перспективе. Причин для относительно нестабильной ситуации непосредственно в случае с нефтью уже успело набраться достаточно, одной из таковых является наличие ощутимого геополитического напряжения в мире.

Эксперты утверждают, что России удалось обогнать по уровню добычи «черного золота» даже Саудовскую Аравию, что отмечается по итогам минувшего июля 2017 года.

Международные резервы России также не были проданы на «пике» иностранных курсов валют[52].

Рисунок 6. Международные резервы Российской Федерации [53]

Таким образом, на сегодняшний день кредитная система России находится в глубоком кризисе. Виной тому выступают сразу несколько факторов: значительное падение курса рубля и резкое снижение мировых цен на нефть, санкционные списки ряда государств и так далее. Существование в таких условиях является невозможным, а значит требует поиска решений по их ликвидации. Одним из инструментов, способных решить ряд вопросов в краткосрочной и среднесрочной перспективе может являться проведение грамотной денежно-кредитной политики.

2.3. Совершенствование кредитной политики России в современных международных отношениях

Одним из инструментов, способных решить ряд вопросов в краткосрочной и среднесрочной перспективе может являться проведение грамотной денежно-кредитной политики[54].

Наиболее активно использующийся механизм ЦБ РФ - учетная политика.

Применение данного инструмента должно быть обосновано стадией цикла экономической активности в стране.

Исходя из этого традиционно выделяют политику так называемых «дорогих» и «дешевых» денег[55].

Целью первой из них является понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита.

Второй - стимулирование роста производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита[56].

Можно предложить использовать механизмы реализации кредитной политики, которые использовались в странах мира в условиях кризиса.


Как мы видим, из представленных стран ведущие развитые и развивающиеся применяли политику снижения учетной ставки и только Республика Беларусь.

Схожая по своей экономической структуре с экономикой РФ, выбрала в качестве меры поддержки государственной экономики – повышение ставки рефинансирования.

Таблица 5

Реализация кредитной политики в странах мира в рамках кризиса[57]

№ п/п

Страна

Регулятор

Механизм

1

США

ФРС США

Снижение ставки рефинансирования

2

Индия

ЦБ Индии

Девальвация национальной валюты

Снижение базовой процентной ставки

4

Австралия

РБ Австралии

Девальвация национальной валюты

Снижение ставки рефинансирования

Государственные вливания в экономику

5

Великобритания

Банк Англии

Снижение ставки рефинансирования

6

Беларусь

НБ Республики Беларусь

Увеличение ставки рефинансирования

Двойная девальвация

На основе анализа данных мы можем сказать, что принимаемые ЦБ РФ решения исторически либо не приводили к благоприятным последствиям, либо запаздывали в своей реализации, а как следствие – не давали должного эффекта[58].

Для осуществления эффективной интеграции России необходимо ориентировать свою экономическую политику на увеличение объемов иностранных инвестиций, а также совершенствовать механизмы распределения заемных средств[59].

На основании современной экономической ситуации можно спрогнозировать её дальнейшее развитие.

Санкции, введенные против России западными странами, вряд ли будут сняты в ближайшее время.

Как показала практика, даже реализация «Минских соглашений» не подтолкнула «законодателей санкций» к их отмене, а значит Украинский вопрос, который ставится во главу угла, вовсе не является таковым.

Не будем рассматривать возможные причины санкций, остановимся лишь на предположении: санкции будут пролонгированы ещё на 3-4 года, с целью дальнейшего угнетения Российской экономики.


Отказ стран БРИКС от сокращения уровня добычи нефти, увеличение темпов добычи нефти в Саудовской Аравии и других странах Аравийского полуострова сохранит цену нефти на уровне 30-55 долларов за баррель до наступления изменений в их управленческих позиций.

Исходя из производственных мощностей РФ, её сильнейшей зависимости от нефтегазового сектора в краткосрочной перспективе мы будем иметь примерно следующие курсы валют: 1$ - 65 рублей; 1€ - 75 рублей.

Продуктовое эмбарго, в случае его продления может привести сектор сельского хозяйства к полному импорт замещению всех основных групп товаров (включая их качество) к 2020 году.

Неразвитость экономики страны в целом, отставание её от других ведущих мировых держав в экономическом секторе будет способствовать удержанию в краткосрочной перспективе реального уровня инфляции (с её постепенным снижением) на отметке в 12-20% ежегодно.

Рассматривая же дальнейшую перспективу развития экономики России, относительно целевых показателях финансового регулятора и Минэкономразвития, а именно: цель по инфляции 4% в 2017 году, цена за баррель нефти Brent 60$ в 2018 году, хочется только надеяться и верить на данный вариант развития, поскольку реальных экономических и политических предпосылок реализации данного сценария на данный момент нет (если не брать в расчёт возможную отмену санкций, общемировое снижение темпов добычи нефти и резкий скачок в развитии сельскохозяйственного сектора РФ, что в совокупности является, по мнению автора, излишне оптимистичным)[60].

Таким образом, одним из инструментов, способных решить ряд вопросов в краткосрочной и среднесрочной перспективе может являться проведение грамотной денежно-кредитной политики.

Наиболее активно использующийся механизм ЦБ РФ - учетная политика. Применение данного инструмента должно быть обосновано стадией цикла экономической активности в стране.

Можно предложить использовать механизмы реализации кредитной политики, которые использовались в странах мира в условиях кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанных с предоставлением валютных и торговых ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности.

Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита: валюта кредита и платежа, сумма кредита, срок кредита, стоимость кредита, обеспечение, защита от кредитных, валютных и других видов риска. Для снижения рисков кредитор определяет уровень кредитоспособности и платежеспособности заемщика.


На рынке международных ссудных капиталов каждое государство может выступать в четырех ролях: кредитора, если есть свободные денежные средства; заемщика, если свободных денежных средств нет; донора, если есть политический или экономический интерес к развитию государств — будущих потенциальных заемщиков; гаранта, обеспечивая кредитные соглашения других стран.

Политика и позиция различных государств в сфере международного кредитования в разные исторические периоды менялись неоднократно.

МВФ участвует в регулировании международных валютно ‑ кредитных отношений путем предоставления кредитов странам ‑ членам, а в еще большей степени — с помощью оказания странам ‑ кредиторам и странам ‑ заемщикам посреднических услуг, в результате выполнения функций координатора механизма международного кредитования и гаранта платежеспособности стран ‑ должников.

На сегодняшний день специфика участия России в международных экономических отношениях, а именно, ее сотрудничество с важнейшими международными финансовыми организациями в значительной степени влияет на ситуацию в валютно-кредитной сфере и определяет перспективы экономического развития страны.

Одним из инструментов, способных решить ряд вопросов в краткосрочной и среднесрочной перспективе может являться проведение грамотной денежно-кредитной политики.

Наиболее активно использующийся механизм ЦБ РФ - учетная политика.

Применение данного инструмента должно быть обосновано стадией цикла экономической активности в стране.

Можно предложить использовать механизмы реализации кредитной политики, которые использовались в странах мира в условиях кризиса.

Рассматривая же дальнейшую перспективу развития экономики России, относительно целевых показателях финансового регулятора и Минэкономразвития, а именно: цель по инфляции 4% в 2017 году, цена за баррель нефти Brent - 60$ в 2018 году, хочется только надеяться и верить на данный вариант развития, поскольку реальных экономических и политических предпосылок реализации данного сценария на данный момент нет (если не брать в расчёт возможную отмену санкций, общемировое снижение темпов добычи нефти и резкий скачок в развитии сельскохозяйственного сектора РФ, что в совокупности является, по мнению автора, излишне оптимистичным).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ