Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно-розыскных органов. Цели и задачи их деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Так как термин "оперативно-розыскная деятельность" вызывает много споров, то необходимо вспомнить становление этой деятельности на территории России (что мы еще будем рассматривать и в дальнейшем).

В законодательных актах Российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин "дознание". Причем отмечается, что "полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в этом отношении ограничить самыми необходимыми изысканиями"[1]. Дознание происшествий определялось как "первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление".

Продолжительное время в ведомственных нормативных актах и специальной литературе РСФСР для обозначения оперативно-розыскной деятельности употреблялись разнообразные термины: "негласное расследование", "уголовно-розыскная работа", "уголовный сыск", "оперативная работа". Термин "оперативно-розыскная деятельность" был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза СССР и союзных республик и издания УПК РСФСР 1960 г. (ст. 29 Основ и ст. 118 УПК РСФСР). Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Такое указание в законе позволило впервые не только обозначить государственную необходимость в ОРД[2], легализовать эту деятельность и обязать органы дознания принимать оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, но и послужило исходным положением для определения ее понятия и сущности[3].

Цель данной работы – рассмотреть понятие, сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, были сформированы следующие задачи:

1. Рассмотреть общие положения оперативно-розыскной деятельности.

2. Определить задачи оперативно-розыскной деятельности.


3. Изучить принципы оперативно-розыскной деятельности.

4. Проанализировать нормативно-правовую базу оперативно-розыскной деятельности.

Объект исследования – оперативно-розыскная деятельность. Предмет исследования – понятие оперативно-розыскной деятельности.

Глава 1 Понятие оперативно-розыскных органов. Цели и задачи их деятельности

1.1 Общие положения оперативно-розыскной деятельности

Закон[4] определяет оперативно-розыскную деятельность (далее по тексту также - ОРД) как разновидность социально полезной, юридической деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации правоохранительной функции государства.

Отдельной особенностью проведения оперативно-розыскных мероприятий (деятельность (далее по тексту также - ОРМ)) в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, является то, что правом на их проведение обладает определенный круг лиц (органов), перечень которых определен Законом[5].

Своим назначением оперативно-розыскная деятельность (независимо от субъекта) преследует единственную цель - это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Необходимо не путать и разграничивать оперативно-розыскную деятельность с уголовно-процессуальной деятельностью. При их сходстве, они имеют ряд существенных различий. Самая главная из них - уголовно-процессуальная деятельность (порядок проведения отдельных следственных действий, круг субъектов, наделенных правом на ее осуществление) строго регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее по тексту также - УПК РФ). Другое существенное различие - информация, сведения, полученные в результате следственных действий (при соблюдении порядка по их собиранию и закреплению), имеют доказательственное значение, в результате оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены лишь фактические данные, не имеющие доказательственного значения.


ОРД следует отличать от разведывательной деятельности российских спецслужб. В Федеральном законе от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке" указано, что разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ. Исходя из данного положения, можно сделать вывод, что разведывательная деятельность осуществляется в основном за пределами РФ, сторонами данных отношений выступают иностранные государства, с одной стороны, и РФ - с другой.

В самом понятии ОРД определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами - гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых ОРМ должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные Законом, негласным путем. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, субъектов ОРД, в том числе органов внутренних дел, комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. Обладая иным подходом в данной ситуации, было бы практически невозможно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для совершивших преступления в завуалированной форме.

Проведение оперативными подразделениями субъектов ОРД ограничивается их полномочиями. Полномочие представляет собой право оперативно-розыскного органа на осуществление ОРМ, а также принятие соответствующих юридически значимых решений. Некоторые полномочия оперативного подразделения определены отдельными законодательными и нормативно-правовыми актами, в которых установлена компетенция ОВД[6]; органов Федеральной службы безопасности[7], частных детективных агентств[8] и других правоохранительных органов и подразделений.

Среди объектов защиты при проведении ОРМ законодатель на первое место поставил интересы человека и гражданина, признав их высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Ведь именно в защите человека от преступных посягательств с помощью ОРМ выполняется конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).


1.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности

Перечисленные в статье Закона[9] задачи взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными. В настоящей редакции Закона в связи с изменившимися жизненными реалиями перечень задач несколько расширен, по сравнению с предшествующим Законом РФ от 13.03.1992 N 2506-1 "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". В их число вошло обеспечение государственной, военной, информационной, экологической, экономической безопасности РФ.

Активно развивающаяся промышленность и ее негативные последствия для окружающей среды, а впоследствии и для человека ставят не на последнее место экологические преступления, объединяющие деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный, пограничный характер, поэтому ОРД призвана сыграть важную роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по охране окружающей среды. Говоря о преступлениях в сфере экономики, следует иметь в виду систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики позволяет эффективно решать задачу обеспечения экономической безопасности государства.

Деятельность по предупреждению совершения преступлений носит превентивный (предупреждающий) характер. Такое предупреждение в отношении "социально неустойчивых" лиц происходит посредством использования комплекса мероприятий профилактического характера. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и иных мер государственного принуждения[10]. Таким образом, ставится цель по предотвращению общественно опасного деяния еще до момента фактического выполнения его объективной стороны (либо приготовления и покушения).

Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.


Выявление преступлений состоит в установлении, обнаружении общественно опасных деяний, а также лиц, их подготавливающих и совершающих, с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов. Пресечение, как правило, предполагает активные действия оперативных работников и состоит в лишении лица реальной возможности продолжить совершение противоправного деяния.

Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания принять все меры к установлению лиц, совершивших преступления.

В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией государственные органы, производящие предварительное расследование. Практически это проявляется в том, что оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получая фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, добывая информацию, передают ее следователю либо дознавателю для дальнейшего использования в ходе расследования. Важен тот факт, что в ходе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие при надлежащем оформлении и закреплении получение практически всех видов доказательств.

Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно-розыскных мер. В число этих мер входят обеспечение оперативно-тактической готовности органов внутренних дел к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях; организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений; осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах. В Приказе МВД РФ от 07.06.1995 N 213 "О принятии на вооружение специальных технических средств" содержится развернутый перечень специальных технических средств, принятых на вооружение в целях улучшения материально-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых лиц и их задержание.