Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно-розыскных органов. Цели и задачи их деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По масштабу розыскных действий розыск делится на: 1) местный розыск;

2) всероссийский (федеральный) розыск; 3) межгосударственный; 4) международный розыск.

В зависимости от процессуального положения разыскиваемого лица, скрывающегося от правоохранительных органов, поисковые мероприятия делятся на: розыск подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК РФ), подсудимого (ст. 253 УПК РФ), осужденного (условно, освободившегося условно-досрочно), розыску могут быть подвергнуты потерпевший, свидетель.

Розыск без вести пропавшего, т.е. лица, исчезнувшего с постоянного места жительства по неизвестным для окружающих обстоятельствам, проводится без возбуждения уголовного дела, на основании волеизъявления заинтересованных лиц (родственников, членов семьи) либо администраций учреждений опеки граждан.

Следующей, предусмотренной статьей[11] задачей ОРД является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ. Данная задача служит общей цели - защите от преступных посягательств интересов России, ее суверенитета, а также внутренней безопасности.

Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу информационной безопасности, - новая задача, решаемая посредством ОРД в соответствии с изменениями, внесенными в статью[12] Федеральным законом от 21.12.2013 N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности".

Данная поставленная перед ОРД задача связана с быстро развивающимися компьютерными информационными технологиями. В результате этого процесса информация, в частности компьютерная информация, стала дорогостоящим товаром, который можно приобрести, продать, обменять, а следовательно, может являться объектом преступления. Так называемые компьютерные преступления порождают целый ряд проблем по выработке защитных мер против несанкционированного доступа к электронно-вычислительной технике и всевозможных злоупотреблений путем ее использования, дают импульс к разработке и введению в действие соответствующих норм уголовного законодательства.

Так, глава 28[13] "Преступления в сфере компьютерной информации" Уголовного кодекса РФ (далее по тексту также - УК РФ) входит в состав раздела IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" и содержит три статьи: ст. 272 - неправомерный доступ к компьютерной информации; ст. 273 - создание, использование и распространение вредоносных программ; ст. 274 - нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.


Залог успешного осуществления ОРД в данном случае состоит в том, что стратегию и тактику выявления и раскрытия противоправных деяний необходимо строить на основе хороших знаний специфики состава преступления. Другими словами, сотрудники, проводящие ОРМ, должны обладать хорошими знаниями в области компьютерных технологий и связанных с ними прикладных наук.

Установление имущества, подлежащего конфискации, осуществляется на основе применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Конфискация имущества распространяется не на любое имущество виновного, а только на то, которое тем или иным образом связано с совершением преступления. Уголовный кодекс РФ определяет имущество, подлежащее конфискации по следующим критериям:

- деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. ч. 2 - 4 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. ст. 127.1, 127.2, ч. 2 ст. 141, ст. 141.1, ч. 2 ст. 142, ст. 145.1 (если преступление совершено из корыстных побуждений), ст. ст. 146, 147, ст. ст. 153 - 155 (если преступления совершены из корыстных побуждений), ст. ст. 171.1, 171.2, 174, 174.1, 183, ч. ч. 3 и 4 ст. 184, ст. ст. 186, 187, 189, 191.1, ч. ч. 3 и 4 ст. 204, ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, ч. 2 ст. 228.2, ст. ст. 228.4, 229, 231, 232, 234, 235.1, 238.1, 240, 241, 242, 242.1, 258.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1 - 282.3, 283.1, 285, 290, 295, 307 - 309, 327.2, 355, ч. 3 ст. 359 УК РФ, или являющиеся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, и любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

- деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из вышеперечисленных преступлений, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

- деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

- орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.

Конвенция[14] об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS N 141 (Страсбург, 08.11.1990) (ратифицирована Федеральным законом от 28.05.2001 N 62-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 01.12.2001) в ст. 1 устанавливает, что термин "конфискация" означает не только наказание, но и "меру, назначенную судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества" (п. "d"). Под имуществом понимается имущество любого рода, вещественное и невещественное (п. "b"), и "орудия", означающие любое имущество, использованное или предназначенное для использования любым способом, целиком или частично, для совершения преступления или преступлений (п. "c"). То есть Конвенция определяет, что принадлежность имущества обвиняемому или иному лицу не является определяющим фактором при решении вопроса о его конфискации.


Помимо конфискации имущества, полученного в результате совершения указанных в законе преступлений, могут быть конфискованы и любые доходы от этого имущества, так как доходы от имущества, полученного в результате совершения преступлений, бывают весьма значительными.

Закон устанавливает, что конфискация имущества распространяется также и на те материальные средства, которые были преобразованы в другие ценности.

Можно сделать вывод, что конфискация имущества распространяется в первую очередь на имущество, которое имеет отношение к совершенному преступлению и принадлежит виновному.

Закон распространяет действие конфискации не только на имущество, приобретенное в результате совершения преступления, но и на благоприобретенное имущество. Так как средства, предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), служат антиобщественным целям.

Следовательно, второй вид имущества, подлежащего конфискации, составляет имущество, предназначенное для использования в преступных целях, указанных в законе.

В Постановлении[15] Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" отмечается, что в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ судам надлежит исходить из того, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступлений, предусмотренных ст. ст. 146 и 147 УК РФ, и любые доходы от этого имущества конфискуются, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. Кроме того, исходя из положений п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ орудия и иные принадлежащие обвиняемому средства совершения преступления, в частности оборудование, прочие устройства и материалы, использованные для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, подлежат конфискации.

Глава 2 Принципиальная и правовая основа оперативно-розыскной деятельности


2.1 Принципы оперативно-розыскной деятельности

Принципы - это всегда главные, основополагающие начала, на которых строится все законодательство, представляя, таким образом, базис закона как нормативно-правового акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

Применительно к практике принципы ОРД сформировались в процессе правоприменительной деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Закона[16] придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.

В статье[17] закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.

Принцип законности заключается, прежде всего, в том, что все участники ОРД обязаны безусловно и точно соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД.

Закон[18] сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных наставлениях, инструкциях, приказах.

Принцип законности, провозглашенный в статье 4[19], получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.

Сфера действия данного принципа подразумевает также судебный контроль за законностью ОРД, а также меры прокурорского надзора за указанным полем деятельности.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ.

Данный принцип прошел долгий исторический путь, модернизировался и в конечном счете предстал в современном законченном виде. Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 Закона - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина - должна достигаться любыми законными методами. При этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и появившихся в поле деятельности оперативных работников. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. ст. 8 и 9), а с другой, регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5). Таким образом, указанный принцип материализуется в ряде статей данного Закона.


Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время Конституционный Суд в п. 7 Определения Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой" указывает на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача ОРМ заключается в установлении связей проверяемого лица.

Следует иметь в виду, что ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции РФ носят неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относится право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ) и др.

Анализ данной статьи[20] позволяет сделать вывод, что она носит отсылочный характер, а, следовательно, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более детальное закрепление получил в ст. 5 Закона. В ней предусмотрена обязанность должностных лиц, органов осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина при проведении ОРМ, указана модель реализации конституционной нормы о праве граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, определяется порядок защиты нарушенных прав граждан, закрепляются запреты в поведении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД[21].

Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности и заключается в организации и осуществлении ее таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы и методы, средства совершения конкретных оперативно-розыскных действий, ОРМ, операций. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.

В Определении Конституционного Суда от 14.07.1998 (п. 2) было отмечено, что оперативно-розыскная деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности. В связи с этим осуществление негласных оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно-розыскной деятельности сами по себе не нарушают прав человека и гражданина.