Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно-розыскных органов. Цели и задачи их деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", который в ст. 10 наделил органы ФСБ правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к их компетенции (шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и др.);

4) Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке", который в ст. 13 наряду с другими функциями наделил органы внешней разведки правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения собственной безопасности;

5) Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", указавший в ст. 30 на возможность осуществления органами пограничной службы оперативно-розыскной деятельности для обеспечения охраны Государственной границы РФ;

6) Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", определивший в ст. 15 право федеральных органов государственной охраны на осуществление оперативно-розыскной деятельности в интересах решения возложенных на них задач в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

К иным правовым актам федеральных органов государственной власти, регулирующих деятельность в сфере ОРД, относятся:

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- акты министерств, Генеральной прокуратуры РФ.

К первой группе подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие Указы Президента РФ:

- от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью". Координация деятельности органов внутренних дел РФ, органов ФСБ, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, следственных органов Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры. В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания;


- от 01.09.1995 N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств". Предписаниями данного Указа[25] установлено, что контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы ФСБ. Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи (далее - объекты связи), в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств ФСБ. При отсутствии у органов Федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел РФ, в том числе в интересах других органов, осуществляющих ОРД;

- от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";

- от 09.01.1996 N 21 "О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации".

Согласно данному Указу на органы ФСБ возложены:

а) лицензирование деятельности не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности физических и юридических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввозом в Российскую Федерацию и вывозом за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификация, регистрация и учет таких специальных технических средств;

б) выявление и пресечение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования специальных и иных технических средств, разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного получения информации, неуполномоченными лицами;

в) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляемой в соответствии с

Законом[26], в области разработки, производства, закупки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, а также координация работы оперативных подразделений этих органов по выявлению нарушений неуполномоченными лицами установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Административный регламент[27] Федеральной службы безопасности РФ по предоставлению государственной услуги по принятию решений о возможности ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержден Приказом Федеральной службы безопасности от 01.11.2012 N 549;


- от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" и некоторые другие.

Ко второй группе подзаконных нормативно-правовых актов можно отнести следующие Постановления Правительства РФ:

1) от 04.09.1995 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

Следуя данным Правилам[28], степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем[29] сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати.

Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности;


2) от 15.04.1995 N 339 "О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации".

Так, в соответствии со ст. 38 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" граждане могут участвовать на добровольных началах в защите Государственной границы РФ, как правило, в составе добровольных народных дружин по защите Государственной границы РФ и в качестве внештатных сотрудников пограничных органов.

Инструкция[30] по организации работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите Государственной границы РФ утверждена Приказом ФСБ РФ от 17.11.2010 N 566 "Об организации работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите государственной границы Российской Федерации".

Членами народных дружин и внештатными сотрудниками могут быть совершеннолетние граждане, добровольно изъявившие желание оказывать помощь пограничным органам в защите Государственной границы РФ.

Члены народных дружин и внештатные сотрудники привлекаются к защите Государственной границы РФ для выполнения совместно с пограничными органами следующих задач:

- обеспечение контроля за соблюдением режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

- участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение Государственной границы РФ;

- разъяснение гражданам правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Привлечение членов народных дружин и внештатных сотрудников для решения иных задач по защите Государственной границы РФ не допускается;

3) от 01.07.1996 N 770 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности";

4) от 02.02.1998 N 111 "О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию".


Указанным Постановлением утверждены Правила, определяющие порядок передачи в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории РФ, и учета таких средств получающими их органами.

Технические средства согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ, подлежат передаче в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти (в т.ч. органам, осуществляющим ОРД) и их территориальным органам, наделенным полномочиями по использованию таких средств.

К третьей группе подзаконных нормативно-правовых актов относятся:

- указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 29.09.2008 N 215/69, 1/7818 "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности";

- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности";

- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия";

- Приказ МВД РФ от 01.04.2014 N 199 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел РФ, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" и т.д.

Первоначально анализируя содержание нормы, можно увидеть, что в ее содержание не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) рассматривает нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части ее правовой системы. Однако дальнейший анализ содержания Закона позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД. В частности, п. 6 ч. 1 ст. 7 рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ.