Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно-розыскных органов. Цели и задачи их деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К документам международного значения относятся:

1) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая в Нью-Йорке 10.12.1984.

Под пыткой в указанной Конвенции понимается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1).

Каждое государство-участник обязуется предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, которые не подпадают под определение пытки, когда такие акты совершаются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия;

2) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 04.11.1950, согласно которой каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища и тайны, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в интересах государственной безопасности и предотвращения преступлений (ст. 8);

3) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20.04.1959, которая закрепила обязанность государств-участников этой международной организации выполнять любые судебные поручения по расследуемым делам и оказывать другую правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления.

Так, запрашиваемая Сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей юридическими органами запрашивающей Стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов (ст. 3);


4) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, которая в ст. 12 провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Кроме того, Россией заключен ряд двусторонних договоров и соглашений:

1) Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подписано в Минске 30.11.2000;

2) Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписанное в г. Ашгабате 17.02.1994;

3) Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, подписано в Москве 25.11.1998;

4) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью, подписанное в Риме, 05.11.2003.

Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

6. В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", вступившим в силу 11.07.2015, статья дополнена нормой, устанавливающей, что организация и тактика проведения органами внутренних дел РФ, таможенными органами РФ, Федеральной службой исполнения наказаний, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ оперативно-розыскных мероприятий с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, должны быть регламентированы ведомственными нормативными актами, которые в обязательном порядке согласовываются с Федеральной службой безопасности РФ. Из указанного правила имеются исключения. Так, данная норма не распространяется на проведение таких оперативно-розыскных мероприятий, как наблюдение на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах.


Установленное законодателем новое требование о согласовании с Федеральной службой безопасности РФ ведомственных нормативных актов, регламентирующих проведение оперативно-розыскных мероприятий с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, связано, прежде всего, с большим опытом, накопленным указанной службой в указанной сфере деятельности. Кроме того ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов ФСБ. Также, в компетенцию Федеральной службы безопасности РФ входит координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области разработки, производства, закупки, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также координация работы оперативных подразделений этих органов по выявлению нарушений неуполномоченными лицами установленного порядка оборота указанных средств.

Принятые ранее и вступившие в силу до дня вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", то есть до 11.07.2015, ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, должны быть в течение одного года с указанной даты согласованы с Федеральной службой безопасности РФ и переизданы.

Заключение

Среди всех видов государственной деятельности, уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивает права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц.

В результате права частных лиц могут быть ограничены. Так, осуществляющие расследование органы заключают обвиняемого под стражу, подвергают свидетеля или потерпевшего приводу, проводят обыск в жилище, арестовывают имущество, контролируют телефонные переговоры и т.д.


Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельной функцией органов уголовной юстиции также и за счет ее структурно-организационного обособления, что предполагает создание отдельных служб, ее осуществляющих. В ст. 13 Закона об ОРД они обозначены как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Таких органов в настоящее время - 8 (один из них может проводить ОРМ только для обеспечения собственной безопасности). Законодателем указано, что оперативно-розыскная деятельность ограничена пределом компетенции оперативных подразделений по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

В самом понятии "оперативно-розыскная деятельность" определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами - гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых оперативно-розыскных мероприятий должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени[31]. Так, оперативный работник, прибывший в составе следственно-оперативной группы на место происшествия, не скрывает перед гражданами своей принадлежности к оперативным аппаратам, цели прибытия, интересующие его вопросы.

Вместе с тем сотрудник оперативного аппарата или гражданин, содействующий проведению оперативно-розыскной деятельности, могут осуществить свои правомочия, предоставленные Федеральным законом и негласным путем, т.е. скрывая свою принадлежность не только к оперативным аппаратам, но и даже к правоохранительным органам, что его интересует и в связи с чем.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности».
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 05.09.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»).

Литература

  1. Берзинь О.А., Лубков Е.А. Особенности оперативно-розыскного предупреждения преступлений // Российский следователь. 2015. N 9. С. 34 – 36.
  2. Гусев В.А. Законодательный механизм соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: проблемы и пути решения // Российский следователь. 201.61. N 15. С. 9 - 13
  3. Гусев В.А. Обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Законность. 201.42. N 1. С. 40 - 44
  4. Гущин А. Н., Громов Н. А., Царева Н. П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс. – М., 2013. 263 с.
  5. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность. – М.: Приор-издат, 2014. 248 с.
  6. Дытченко Г., Никитин Е. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности «Законность», 2012, N 10. С. 15-23
  7. Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2014. N 9. С. 37 - 40.
  8. Иванов П.И. Актуальные проблемы использования результатов ОРД при расследовании преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2012. N 1. С. 25 - 27.
  9. Капканов В.И. Проблемы разграничения пресечения преступлений и провокации их совершения // Уголовное право. 2015. N 6
  10. Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – М., 2011. – 632 с.
  11. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. Москва: Проспект, 2014. 176 с.
  12. Кондратьев М.В. Оперативно-розыскные проблемы борьбы с организованной преступностью // Законность. 2015. N 2. С. 21 - 24
  13. Корякин В.А. Полномочия оперативно-розыскных органов // Юридический мир. 2016. N 3. С. 36 - 38
  14. Красинский В.В. О соотношении понятий «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-разыскная деятельность» // Современное право. 2012. N 8. С. 34 - 37.
  15. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2013. – 531 с.
  16. Левинова Т.А. Обжалование действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: проблемы правоприменения // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 59 - 61.
  17. Макаров А.В., Фирсов О.В. Особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам // Российский следователь. 2013. N 8. С. 42 - 45.
  18. Оперативно-розыскная деятельность: Совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебное пособие. – М: изд. Шумилова И. И., 2014. 314 с.
  19. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник – 2-е изд. - / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 746 с.
  20. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, А.Ю.Шумилова. – М.:ИНФРА-М, 2012. 416 с.
  21. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических ВУЗов. – 3-е изд. /Под общ. ред. В.Б.Рушайло. – СПб.: ЛАНЬ, 2012. 349 с.
  22. Теория оперативно-розыскной деятельности (под ред. Горяинова К. К., Овчинского В. С., Синилова Г. К.) Изд. 2-е, перераб. – М.: Норма. 2015. 328 с.
  23. Фролова Т.А. Порядок проверки судом допустимости результатов ОРД и доказательств, сформированных на их основе // Уголовный процесс. 2013. N 1. С. 19-28
  24. Шергин Г.Н. Использование результатов ОРД в уголовно-процессуальном судопроизводстве // Российский следователь. 2016. N 11. С. 24 - 26.