Файл: Субъекты малого предпринимательства (Анализ организационно-правовой формы субъектов малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4. «Направления деятельности и количество занятых человек»

Таким образом, направлений деятельности малого предпринимательства много, но основными направлениями являются:

  • Оптовая и розничная торговля;
  • Сельское хозяйство;
  • Строительство;
  • Обрабатывающее производство.

Общее количество предприятий малого предпринимательства составляет 5 601 980.

Малое предпринимательство, являясь субъектом экономической деятельности – налогоплательщиком, обеспечивает поступление налогов в бюджет, формирую доходы. Так же малый бизнес помогает решать проблемы с рабочими местами и занятостью населения, помогая решать социально-экономические проблемы. Являясь более мобильными, данные виды предприятий могут быстро подстроиться к меняющимся в стране условиям, что в свою очередь способствует сохранению рабочих мест и занятости населения.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

3.1 Проблемы малого предпринимательства

На сегодняшний день на развитие экономики в стране и на повышение ее гибкости особое влияние оказывает предпринимательство. Именно от того, насколько развиты в стране малые и средние предприятия, зависит состояние экономики в целом[19].

Субъекты малого предпринимательства являются организации с количеством работников не более 15 человек:

  1. ЮЛ: производственные и потребительские кооперативы, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства.
  2. Индивидуальные предприниматели без образования ЮЛ;
  3. Крестьянско-фермерские хозяйства.

В современных условиях экономики малое предпринимательство является наиболее популярным, так как его можно организовать, обладая небольшими навыками и опытом. Со временем, от роста валового дохода охваты малого бизнеса могут вырасти до среднего предприятия.

В настоящее время малое предпринимательство в России нельзя назвать успешным. Согласно статистике, более 50 % индивидуальных предпринимателей прекращают свою деятельность или «замораживаются» в первый год существования. И только до 10 % предпринимательств существуют более трех лет. К сожалению, такая обстановка в экономике нашей страны носит постоянный характер уже долгие годы и 2018–2019 года не исключение[20].


По итогам анализа осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Счетной палатой РФ было заключено, что цель увеличения доли малого бизнеса в ВВП России до 40 % к 2024 г. может быть не достигнута[21]. Это обусловлено рядом причин, которые делятся на две группы:

  • Внешние;
  • Внутренние.

Внешние причины, которые извне создают преграды для эффективного развития небольших организаций, а внутренние зависят от организационных и личностных обстоятельств.

Внешние причины:

  1. Кризисное состояние экономики.

Платежеспособность граждан снижается, а стоимость потребительской корзины повышается. В результате, у подавляющего большинства организаций стабильно падают объемы продаж. Те предприятия, которые имеют достаточный финансовый запас, еще продолжают держаться на плаву. А новые организации, под натиском жестокой конкуренции, быстро уходят с рынка.

  1. Высокая налоговая нагрузка.

В ряде регионов возрос налог на имущество. С 2019 года малый и средний бизнес лишили права на пониженную ставку страховых взносов в 20 % (перевели на общий тариф 22 % по обязательному пенсионному страхованию). На прекращение работы предприятий МСП повлияли повышение НДС с 18 % до 20 %, отмена пониженных тарифов страховых взносов для предпринимательств, которые работают на упрощенной и патентной системе налогообложения, а также на едином налоге на вмененный доход[22].

Кроме того увеличится сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС. Отчисления в ПФ вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ). При этом далеко не все ИП могут учесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Получается, что малый бизнес продолжает работать в неблагоприятных условиях внешней среды, а внутренние резервы роста практически исчерпаны.

  1. Недостаточное информирование о государственной поддержке.

Государство не оставляет без внимания начинающих предпринимателей в нашей стране и оказывает им поддержку. Существуют программы от государства, суммы которых разняться от региона к региону. Главная проблема в том, что предприниматели плохо проинформированы о данных программах, следовательно, не обращаются за помощью к государству.

Внутренние причины:

      1. Отсутствие четкого планирования.

Для того, чтобы фирма активно развивалась и приносила прибыль начинающему предпринимателю в будущем, необходимо иметь четкий бизнес-план, а также, финансовый запас, которого хватит на начальный период времени, когда фирма еще не будет получать прибыль. Такой план действий по развитию предпринимательства необходимо подготовить заранее. Это поможет избежать неприятностей и «погибнуть», а также понять, как лучше использовать ресурсы, потенциал, информацию, возможности, для того чтобы оптимизировать перспективу развития.


      1. Неэффективное управление.

Еще одна большая проблема – неэффективный менеджмент. Даже имея нужные ресурсы в избытке, ими необходимо правильно управлять. Неопытные предприниматели часто нерационально распределяют и решают поставленные перед ними задачи. И главное, нередко они подают себя как менеджеров, связывающих всех в одно целое, но не лидеров, способных повести за собой. Многие предприниматели выполняют преимущественно практические задачи, забывая о формальностях. В результате, перегрузка приводит к скорому выгоранию, а формальные погрешности – к финансовым и бюрократическим сложностям.

      1. Финансовые сложности.

Еще одним препятствием для ведения бизнеса была и является нехватка собственных средств и отсутствие дешевых кредитов для развития бизнеса. Аналитики и эксперты утверждают, что только 25% предприятий на сегодняшний день полностью удовлетворены финансовым состоянием[23].

Что касается начинающих предпринимателей, то они сталкиваются с большими трудностями при попытке получить кредит.

Причинами низкого уровня кредитования малого бизнеса являются:

  • негативные внешнеполитические условия, которые оказывают соответствующее влияние на экономическую ситуацию в стране;
  • значительное уменьшение банков в РФ в результате отзыва лицензий Центробанком (следствием стало сокращение предложения и выбора инвестиций на рынке);
  • дефицит необходимого обеспечения (банки неохотно выдают кредиты предпринимателям, которые не могут обеспечить его залогом или поручительством).

Открывая свое дело, индивидуальные предприниматели сталкиваются со сложностями кредитования малого бизнеса. Банки не стремятся выделять кредитные средства на развитие малого предпринимательства из-за рисков, которые могут возникнуть, например, невозможностью возместить заемные капиталы. По статистике, лишь 30 % заявителей в России получают положительный ответ на получение кредита, а микрокредитование доступно и того меньшему числу — только 10 %. Малое предпринимательство позволяет экономике совершенствоваться, поэтому необходимо проводить изменения по решению выше перечисленных проблем. От эффективности этих изменений зависит развитие малого бизнеса и экономики.

Таким образом, для поступательного развития предпринимательства необходимы понижение налогов и современная система страхования всевозможных рисков.


Эффективное функционирование предприятий малого бизнеса является важным фактором для оценки «здоровья» экономики страны, показателем ее гибкости, способности меняться, адаптироваться к постоянно меняющейся экономической ситуации.

Главным критерием успешности малого бизнеса является заинтересованность государства в нем и его содействие.

3.2 Перспективы развития и государственная поддержка малого предпринимательства

За последний год проблемам и перспективам развития малого предпринимательства в Российской Федерации стало уделяться даже больше внимания, чем в предыдущие годы. В основном такое внимание зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Но, как оказалось, созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию[24].

Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы[25]. К ним отнесены:

  • реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:
  • гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн. руб.;
  • муниципальной инфраструктуры микро финансирования субъектов малого бизнеса;
  • фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

Цель «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» - это развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают:

  1. увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);
  2. увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);
  3. увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 процентов;
  4. увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 процентов.

Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран. Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 процент и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется на основе ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором отмечается, что целью создания благоприятно возможных организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства государство должно предоставить надлежащую поддержку.

Первоочередными мерами эффективной поддержки и определения главных перспектив развития малого бизнеса являются:

государственная           поддержка:            способствовать            формированию            благоприятного предпринимательского климата (привести действующие нормативно-правовые акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления в соответствие с принципами государственной регуляторной политики);

  • разработать механизм частичного возмещения из местных бюджетов процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов;
  • разработать механизмы предоставления материальной помощи малым предприятиям, которые производят экологически чистую продукцию сельского хозяйства, занимающиеся ее переработкой и экспортом;
  • способствовать переориентации освобожденной рабочей силы на новые виды деятельности в сельском хозяйстве и в сфере развития «зеленого туризма»;
  • способствовать привлечению безработных, зарегистрированных в городах, к трудоустройства на вновь созданных рабочих местах в сельской местности;
  • интеграционная поддержка через субподряд, франчайзинг, лизинг и т.д.;
  • кооперирование и самоорганизация малого бизнеса на политических и экономических началах;
  • профессиональная подготовка и эффективное управление квалифицированными кадрами: местной власти необходимо содействовать такому процессу как – само занятость, путем предоставления им единовременной денежной помощи для начинания собственной предпринимательской деятельности;
  • при переподготовке и повышении квалификации особое внимание следует уделять профессиям, что не только пользуются спросом на рынке труда, но и дают возможность начать собственное дело.