Файл: Субъекты малого предпринимательства (Анализ организационно-правовой формы субъектов малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующие правовые акты, в той или иной мере относящихся к регулированию деятельности малого предпринимательства могут быть распределены по ряду критериев:

  • по юридической силе;
  • по содержанию;
  • по характеру их влияния на предпринимательскую деятельность.

В РФ государственное регулирование предпринимательской деятельности является комплексным. Правовое регулирование предпринимательства можно рассматривать с позиции конституционного, гражданского, административного, налогового, уголовного и иного права.

Первым документом, регламентирующим существование института «малое предпринимательство» в РФ, является Конституция РФ. Именно данным документом определено право каждого на использование своего имущества и способностей для осуществления деятельности в качестве предпринимателя.

Конституция – основной закон Российской Федерации. Она обладает наивысшей юридической силой на территории России. Конституцией РФ установлены основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ закреплены принципы присутствия рыночной экономики в стране, благодаря которой и происходит развитие предпринимательской деятельности:

  • гарантия единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержки конкуренции между экономическими субъектами, свободы экономической деятельности.
  • признание и защита частных, государственных, муниципальных и других форм собственности.

В п. 1. ст. 34 Конституции РФ закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Она устанавливает основание для существования конкурентного рынка, развитие которого невозможно в условиях монополизации, п. 2 ст. 34 Конституции РФ отмечает: «не допускается экономическая деятельность, нацеленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Конституция РФ провозглашает защиту основных прав и интересов деловых участников, которые указаны в ст. 34-37: права граждан на свободный труд, частную собственность, предпринимательскую деятельность. Ограничение этих прав может быть осуществлено только в определенных обстоятельствах и только при издании соответственного ФЗ. А именно для защиты оснований конституционной системы, морали, здоровья, прав и законных интересов других людей, гарантировав национальную оборону и безопасность государства (п. 3 ст. 55). В любом другом случае права и свободы граждан, включая предпринимателей, могут быть защищены в суде, который гарантируется ст. 46 Конституции РФ. Кроме того, Конституция РФ не позволяет введение ограничений на перемещение товаров и услуги на территории Российской Федерации, если эти ограничения не установлены Федеральным законом (п.1-2 ст. 74).


Другим фундаментальным законодательным актом, регулирующим предпринимательские отношения и дающим законодательное определение предпринимательской деятельности, является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ:

  • определяет сущностные характеристики деятельности в сфере предпринимательства и его формы;
  • закрепляет права собственности (их возникновению и передачу);
  • регулирует имущественные отношения и договорные обязательства.

В ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность определяется как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

В соответствии с этим определением, Гражданский кодекс определяет главные особенности предпринимательской деятельности, которые включают:

  • нацеленность предпринимателей на получение прибыли и повышение рентабельности компании;
  • независимость в принятии решений и организации действий, инициативность предпринимателя;
  • выполнение действий на собственный риск предпринимателя или руководства компании;
  • разновидности предпринимательской деятельности и деловой активности;
  • правовой характер деятельности.

Деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов экономической деятельности регулирует Налоговым Кодексом Российской Федерации и Кодексом РФ об административных нарушениях.

Ст. 19 НК РФ устанавливает, что: «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налоговый кодекс закрепляет виды, размеры и сроки уплаты обязательных платежей и сборов участников хозяйственного процесса.

Трудовой кодекс регулирует взаимоотношения работника и работодателя по вопросам приема, перевода, увольнения, а также решения трудовых споров.

Основополагающим законом, регулирующим малое предпринимательство можно назвать ФЗ от 24.08.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем закреплены цели и принципы политики государства в области развития субъектов малого предпринимательства. Положения данного закона позволяют развивать и совершенствовать инструменты развития, поддержки и стимулирования малого бизнеса государством.


Данный федеральный закон наиболее полно описывает государственные меры, которые предпринимаются для развития предпринимательской деятельности. Закон призван регулировать отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Кроме указанного выше ФЗ, деятельность и деловую активность предпринимателей регулирует следующие федеральные законы:

  1. Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  2. Федеральный закон от 26.12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  3. Федеральный закон от 28.12. 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. N 14-ФЗ;
  5. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  6. Федеральный закон от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  7. Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  8. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Таким образом, основными законодательными актами регулирующими деятельность малого предпринимательства являются:

  • Конституция РФ;
  • ГК РФ;
  • НК РФ
  • ФЗ от 24.08.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Необходимо отметить, что эффективность функционирования любого как экономического, так правового субъекта от проработанной и развитой системы законодательной базы, а так же от качества системы управления.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

2.1 Субъекты малого предпринимательства

В мировой практике существуют различные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства.


Чаще всего деление происходит по численности персонала предприятия, размеру уставного капитала и финансовым показателям деятельности предприятия, например, объем чистой прибыли или размер совокупного дохода.

Существует «комиссия Боултона», созданная известным английским промышленником Мэтью Боултоном[10]. Она определяет три критерия отнесения предприятия к разряду малого:

  • небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию устанавливать монополию на цены и объемы реализуемой продукции;
  • правовая независимость, т.е. предприятие управляется одним собственником или несколькими, но не управленческой структурой;
  • свободное от внешнего давления во всех аспектах управление предприятием, осуществляемое собственником или партнерами-собственниками.

В Российской Федерации критерии отнесения и определение субъектов малого и среднего предпринимательства определяет Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 января 2008 года. В соответствии с ним для осуществления нормативно-правового регулирования развития предпринимательства в РФ выделяют две группы хозяйствующих субъектов:

  • субъекты малого предпринимательства: микро предприятия и малые предприятия (к ним относятся и микропредприятия);
  • субъекты среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 24.08.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с установленными условиями, к данным предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам МСП относятся:

  1. юридические лица, внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ): производственные и потребительские кооперативы, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства;
  2. физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: индивидуальные предприниматели и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (ИПБОЮЛ);
  3. крестьянские фермерские хозяйства (КФХ), которые представляют собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции), основанную на их личном участии.

Существуют определенные условия отнесения предприятий к субъектам

МСП. Предприятия определяются как малые, средние или микро по трем параметрам:

  • среднесписочная численность работников;
  • удельный вес в учредительском капитале;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год.

Более наглядно и подробно сами критерии предприятий и данные для соотнесения по ним представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Критерии деления предприятий на микро, малые и средние

Таким образом, субъектами малого предпринимательства являются микро предприятия и малые предприятия, отнесенные в соответствии с установленными от 24.08.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к данным предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Критериями отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства являются: численность работников, годовая выручка и удельный вес в учредительном капитале.

Основными субъектами малого предпринимательства являются - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и микропредприятия – юридические лица (Диаграмм 2 и 3).

Диаграмма 2. Субъекты МСП, образовавшие ЮЛ

В соответствии с представленными данными[11] - из общего числа субъектов, образовавших юридические лица, - 99 % это микропредприятия, число которых составляет 2 135 932 субъекта.

Диаграмма 3. Субъекты ИПБОЮЛ

Количество микро предприятий составляет большую часть всех субъектов МСП, как образовавших ЮЛ, так и без образования ЮЛ.

Малое и среднее предпринимательство в нашей стране выросло из класса коммерсантов, начавших свой бизнес путь в начале 90-х годов 20 века, ставшим наиболее многочисленным и мобильным сегментом современной экономики. Сегодня в РФ оно представляет собой самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в рамках вышеизложенных критериев деления.