Файл: Субъекты малого предпринимательства (Анализ организационно-правовой формы субъектов малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес занимает особое место в экономической системе развитых стран. В России развитие малого предпринимательства – это сравнительно новая тенденция в развитии экономики. Малые предприятия не требуют крупных стартовых вложений и способны наиболее быстро и экономно решать проблемы формирования и насыщения рынка потребительских товаров, способствуют преодолению монополизма в экономике, развитию конкуренции.

Актуальность данной курсовой работы заключается в исследовании малого предпринимательства в России как сектора российской экономики, который наиболее быстро решает проблемы повсеместного обеспечения занятости населения, насыщения рынка конкурентоспособными и дешевыми товарами отечественного производства, повышения уровня национального благосостояния, расширения налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов, смягчения остроты социально-экономических последствий рыночных реформ.

Объектом исследования является – малое предпринимательство в РФ.

Предмет исследования – субъекты малого предпринимательства РФ.

Целью курсовой работы является – изучение малого предпринимательства как субъекта правовых и экономических отношений.

Для осуществления поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы малого предпринимательства;
  2. Проанализировать организационно-правовые формы субъектов малого предпринимательства;
  3. Выявить основные сферы экономической деятельности малого предпринимательства;
  4. Провести анализ статистических данных, касающихся малого предпринимательства;
  5. Выявить проблемы и перспективы малого предпринимательства в РФ;
  6. Проанализировать государственную поддержку малого предпринимательства.

В курсовой работе были применены такие методы исследования, как: метод сравнительного анализа, метод обобщения, графический метод, метод

научной абстракции и статистические методы, включающие в себя обработку статистических данных и описание выявленных на их основе результатов.

Среди работ отечественных ученых по данному вопросу следует выделить работы Алимовой Т.А., Виленского А.В., Манухиной А.В., Орловой Л.В., Переверзева М.П., Луневой А.М. и других.


При постановке и решении поставленных задач использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации (РФ); учебная литература; статьи, опубликованные в сборниках научно-методических работ, периодическая печать; справочно-информационные системы «Гарант» и «Консультант-Плюс»; информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие, виды и сущность малого предпринимательства

В настоящее время предпринимательская деятельность является неотъемлемой частью как экономической, так и правовой сферы общественной жизни.

Часто используя в устной речи такие понятия как «предпринимательская деятельность» и «предпринимательство», люди не всегда могут дать точное определение данному виду деятельности.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ[1]  «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Проведем анализ признаков, которые входят в состав данного определения:

  1. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность. Данный признак опирается на одну из основ конституционного строя — свободу экономической деятельности[2], а также учитывает право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»[3].
  2. Предпринимательская деятельность — это деятельность, осуществляемая на свой риск. Часто в специальной литературе этот признак именуют рисковым характером предпринимательской деятельности. Однако практически любая деятельность сопряжена с теми или иными рисками. Не исключение и предпринимательская деятельность, основной здесь риск — экономическая неэффективность предпринимателя[4].
  3. Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Из этого следует, что для квалификации деятельности в качестве предпринимательской первостепенное значение имеет не факт получения прибыли, а направленность на систематическое получение последней. Получение прибыли – это цель данной деятельности.
  4. Предпринимательская деятельность — это деятельность, которую осуществляют зарегистрированные в установленном законом порядке лица. Законное осуществление предпринимательской деятельности в нашей стране обязывает, прежде всего, пройти государственную регистрацию в соответствии с российским законодательством в качестве либо индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1, 2 ст. 23 ГК), либо юридического лица (п. 1, 3 ст. 50 ГК). Причем нарушение этих требований влечет юридическую ответственность — административную или уголовную.

Таким образом, под предпринимательской деятельностью понимают - деятельность целенаправленную на получение прибили, которую осуществляет зарегистрированное в соответствии с отечественным законодательством лицо.

В РФ предпринимательство, чаще всего, классифицируют в зависимости от объема полученной прибыли и количеству работников. В соответствии с этими признаками выделяют:

  • Малое предпринимательство – это способ организации предпринимательской деятельности, осуществляемый в двух формах:
    1. Микропредприятие – до 15 работников включительно и до 120 млн. рублей выручки за год[5];
    2. Малое предприятие – до 100 работников включительно и до 800 млн. рублей выручки в год.
  • Среднее предпринимательство – это способ организации предпринимательской деятельности, при осуществлении которой количество работников варьируется от 101 до 250 человек включительно и объем выручки за год равен 2 млрд. рублей за год.
  • Крупный бизнес (предпринимательство) - это способ организации предпринимательской деятельности, при осуществлении которой количество работников превышает 250 человек и годовой доход свыше 2 млрд. рублей.

Малое предпринимательство имеет массовый характер в современном мире не только потому, что люди стремятся получить доход или иные выгоды от занятия предпринимательством, но потребностью любой страны в наличии предпринимательской деятельности как способа решения социально-экономических проблем, таких как безработица или развитие определенный экономических направлений, или удовлетворение определенных потребностей населения. Малое предпринимательство отчасти решает данные проблемы:

  1. обеспечивая удовлетворение постоянно растущих и меняющихся потребностей населения посредством производства и продажи новых ценностей;
  2. формируя, совершенствуя рабочие места и содействуя занятости основной части населения посредством привлечения его к труду на этих рабочих местах;
  3. обеспечивая несение социальных обязательств перед работниками посредством оплаты их труда и осуществления иных социальных выплат, а также – перед обществом и государством посредством уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  4. обеспечивая собственную занятость, благодаря которой сами получают доходы.

На диаграммах 1 и 2 представим структуру предприятий малого и среднего бизнеса на октябрь 2020 года в Российской Федерации, по данным Единого реестра субъектов МСП[6] и Федеральной налоговой службы[7].


Диаграмма 1. Структура предприятий малого и среднего бизнеса на 10.10.2020

На 10.10.2020 года в РФ действует 5 619 515 предприятий малого и среднего бизнеса. Из них индивидуальных предпринимателей без образования Юл - 3 248 544 предприятие – это микропредприятия, что составляет 99,1 % от общего числа, 26 820, или 0,8 % - это предприятия, относящиеся к малым, и 0,1% предприятий, которые по критериям можно отнести к средним.

Диаграмма 2. Структура предприятий МСП, образовавшие ЮЛ

Видно, что количество микро предприятий – юридических лиц составляет более 2 млн., что делает их лидерами среди предприятий данного вида.

По данным Росстата доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%[8]. Но это еще не предел возможностей данных экономических субъектов (рис.1).

Президент Владимир Путин, выступая в марте 2018 с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Параллельно с этим он поставил цель по росту числа занятых в данных видах деятельности с 19 млн. до 25 млн. человек[9].

Рис.1 Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику РФ

Таким образом, малое предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, которая осуществляется в таких формах как микропредприятие или малое предприятие.

Основными направлениями малого бизнеса выступает деятельность в следующих сферах:

    1. Производство товаров и услуг;
    2. Финансово-кредитная деятельность;
    3. Посредническая деятельность;
    4. Страхование;
    5. Коммерческая деятельность.

Сущность малого предпринимательства – это цель осуществления данной деятельности, а именно получение прибыли и уважения, или иных выгод.

Степень развития малого бизнеса и активность предпринимателей определяют уровень открытости экономики страны. С помощью малого предпринимательства государство сможет повысить уровень благосостояния народа, увеличить долю среднего класса. Пополнить бюджет налогами.


1.2 Функции малого предпринимательства

Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Малый бизнес более гибкий, мобильный, способен быстро изменить свою структуру и технологический процесс. Предприятия малого бизнеса способны быстро реагировать на изменения потребительского спроса, учитывать региональные потребности.

Малый бизнес отличается независимостью и финансовой стабильностью. Чтобы открыть предприятие малого бизнеса, не нужно больших капитальных вложений, поэтому в условиях финансового кризиса, стагнации и снижения роста промышленности, малое предпринимательство становится той сферой, которая способствует развитию экономики.

Малое предпринимательство выполняет следующие социально-экономические функции (смотреть рисунок 3).

Рис. 3 Социально-экономические функции малого бизнеса

Таким образом, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъектуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Малое предпринимательство играет в экономике любого государства важную роль. Оно выполняет следующие функции в экономике:

    1. является производителем товаров и услуг, а, следовательно, формирует часть ВВП;
    2. создает рабочие места, тем самым увеличивая уровень занятости;
    3. выступает потребителем факторов производства;
    4. является налогоплательщиком, формирующим доходы государства;
    5. занимается производством товаров и услуг, которые не производят средние и крупные предприятия (ремесло, индивидуальное производство и т.д.).

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

1.3 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в РФ