Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Проблемы налогообложения НДС и пути их решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность любого современного государства не может не подразумевать выполнение государством различных функций, таких как защита, образование, медицина и поддержка бедных и социально уязвимых слоев населения. Источником финансирования для выполнения этих и многих других функций является бюджет, который, в свою очередь, заполняется за счет налоговых поступлений, передаваемых ему резидентами и нерезидентами в соответствии с налоговым законодательством.[1]

Значительная часть налоговых поступлений в государственный бюджет обеспечивается физическими лицами, которые платят как прямые, так и косвенные налоги. В то же время известно, что государству легче собирать косвенные налоги, которые плательщиками, в том числе при покупке определенного товара (работы, услуги), становятся физические лица. Однако чрезмерное увеличение косвенного налогообложения, особенно при низких (или падающих) доходах физических лиц, может привести к противоположному эффекту, с точки зрения наполнения бюджета страны, когда происходит рост цен на товары (работы, услуги), в которую входят косвенные налоги, приводит к снижению потребления. В результате вместо наполнения налогами бюджет страны получает дефицит налоговых поступлений. Вот почему так важно для государства найти оптимальный баланс между прямым и косвенным налогообложением, рассмотреть косвенный налог не только с точки зрения потребностей и важности государства, но и с точки зрения отдельных лиц (которые в большинство случаев являются конечными плательщиками косвенных налогов).

Перечисленные факторы определяют актуальность темы, выбранной для исследования, что делает ее интересной для изучения, как с теоретической точки зрения, так и в контексте социально-экономической ситуации в современной России.

Целью данной работы является рассмотрение косвенных налогов с точки зрения физических лиц. Объектом исследования в данной статье являются современные косвенные налоги Российской Федерации.

Предметом исследования в данной статье является влияние косвенного налогообложения на благосостояние и покупательную способность физических лиц.

В задачи работы входит рассмотрение следующих вопросов:

1) понятие, значение и структура современной налоговой системы Российской Федерации; 


2) налоговые последствия косвенных налогов для физических лиц; 

3) совершенствование государственного регулирования косвенного налогообложения. 

Следующие исторические источники послужили информационной основой для написания этой статьи:

1) нормативные акты в области налогообложения; 

2) учебная литература и произведения авторов;  

3) статьи в периодических изданиях; 

4) электронные ресурсы: аналитические материалы, статьи, обзоры, блоги, форумы, информационные порталы, публикующие материалы по тематике налогообложения.   

Методы работы: наблюдение, изучение литературы, сбор, анализ и обобщение аналитического материала.[2]

1 Понятие, значение и структура современной налоговой системы Российской Федерации

1.1 Понятие, правовая основа и история о современном налоговой РФ

Налоговая система государства является необходимым инструментом для выполнения ее важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы является основным показателем экономического и социального развития страны.

В России налоговая система Российской Федерации с 1992 года, одновременно с принятием закона "Об основах налоговой системы Российской Федерации". Условия подоходного налога, акцизного налога и налога на добавленную стоимость (НДС).

За 27 лет российская налоговая система неоднократно менялась и подверглась реформам и инновациям. Так, в начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а с 1 января 2001 года - вторая часть закона. Налоговый кодекс стал важным дополнительным законодательным актом Российской Федерации, определяющим отношения между государством и налогоплательщиком, функции, структуру и элементы государственной системы налогообложения.

Отдельно необходимо выделить формирование государственных органов по надзору за сбором налогов в Российской Федерации. Так, в 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая впоследствии была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году было создано Министерство по налогам и сборам. В 2004 году он был реорганизован, и его функции были переданы Министерству финансов Российской Федерации. С того же года начала функционировать Федеральная налоговая служба, которая действует и сегодня.


Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации выражает ее как важнейший источник доходов государственного бюджета на всех уровнях и фонд для качественного и своевременного выполнения государством своих функций по управлению денежными потоками и  экономикой.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации представляет собой комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, взимаемых федеральным законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами регионов и органов местного самоуправления. Понятие налоговой системы также включает в себя совокупность отношений между налогоплательщиками и государством.

Справедливость относится к тому, что любой гражданин России обязан платить налоги, которые юридически установлены в Российской Федерации. В то же время при определении налога учитывается, действительно ли гражданин может его уплатить.

Определенность определяется как тот факт, что для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Неоднозначные толкования законодательства трактуются в пользу налогоплательщика.[3]

Равенство означает, что закон запрещает дифференцировать налоговые ставки и предоставлять необоснованный преференциальный режим на основании гражданства, имущества или капитала налогоплательщика. Кроме того, налоги могут не различаться в их применении по признаку национальности, религии, социального положения или расы.

Удобство означает, что законы должны быть легко сформулированы, чтобы гражданин России мог быть проинформирован о необходимости уплаты определенного вида налога, его размере и сроках осуществления платежа. Реализация этого принципа направлена ​​на своевременное выполнение гражданином налоговых обязательств перед государством, а также на предотвращение злоупотребления полномочиями налоговых органов.

Под экономикой понимается необходимость экономического обоснования налогов и сборов, которые вводятся в действие. Платежи, противоречащие конституционной основе России, недопустимы.

Таким образом, эти принципы предоставления в налоговые системы направлены на соответствие с законодательством Российской Федерации и конституционных основ.                                                                                      

Кроме того, налоговая система Российской Федерации (как совокупность элементов) выполняет ряд функций, среди которых - таблица 1.


 Таблица 1. Функции налоговой системы Российской Федерации *

Функция

Описание функции

фискальная

Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

регулирующая

Направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

дестимулирующая

Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

стимулирующая

Направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

контрольная

Позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

* Таблица составлена ​​автором работы

В зависимости от порядка сбора налогов можно разделить на две основные категории:

1) прямой; 

2) косвенный. 

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включены в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически они оплачиваются покупателем товара, а продавец выступает посредником между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации к косвенным налогам относятся НДС и акцизы, а также таможенные пошлины. 

Налоговый механизм состоит из субъекта и объекта, ставки налога и льгот, предусмотренных для его уплаты.

Налоговая система России представлена ​​следующими генерирующими элементами:

1) виды налогов, сборов и других налоговых платежей; 

2) права и обязанности граждан и налоговых органов; 

3) методы и виды контроля в налоговой сфере; 

4) ответственность за нарушение правовых актов, налогов, ого и ОГО; 

5) основания для установления налога и возникновения обязанности по его уплате; 

6) принципы установления налогов; 

7) проверки, проверки и учет налогоплательщиков; 

8) порядок оспаривания и обжалования действий или бездействия работников российской налоговой системы. 

Таким образом, налоговая система Российской Федерации может быть определена как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.


1.2. Структура современной налоговой системы Российской Федерации и место косвенных налогов в ней

Как и любая система, налоговая система Российской Федерации имеет свою структуру, которая предполагает ее деление на налоговые уровни. Каждый из уровней состоит из соответствующих элементов, которые характеризуют и позволяют системе эффективно выполнять назначенные функции.

Структура налоговой системы Российской Федерации предполагает комплексное взаимодействие всех ее составных элементов: налогов (с 2017 года также страховые взносы) и сборов, а также прав плательщиков, нормативно-правовой базы и государственных органов.  

В зависимости от уровня налогового кодекса Российской Федерации (ст. 12), он классифицирует следующие виды налогов:

1. Федеральные - они должны быть оплачены налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением исключений, предусмотренных в связи с налоговыми специальными налоговыми режимами, которые описаны в п. 7 ст. 12 Налогового кодекса. Федеральные налоги включают в себя: подоходный налог с населения; налог с доходов корпораций; НДС; акцизы; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина   

Федеральные налоги также включают специальные налоговые системы: USN, ENVD, производственный отдел, esxn и PSN (патент t).

2. Региональные - устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и региональными законами субъектов Российской Федерации и подлежат обязательному уплате на их территории. К региональным налогам относятся: транспортный налог, налог на азартные игры и налог на имущество организаций. Региональные органы власти также могут вводить специальные налоговые режимы и вносить свои изменения, но в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.     

3. Местные налоги - это налоги и сборы, взимаемые в муниципальных образованиях в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Местное налогообложение включает в себя: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.