Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Определение предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того времени было характерно технологическое развитие и следующее за этим укрупнение предприятий, жёсткая ценовая конкуренция между производителями, а также усиление роли государства и профсоюзных движений, которые были ответом на усиление предпринимательских организаций и многие другие социальные и экономические изменения в обществе, которые к которым приходилось приспособляться новым предпринимателям. [11, с.63].

Предпринимательство в Новейшее Время ( 20 в. – настоящее время)

20 век был полон испытаний для мира. На этот век пришлась и Великая депрессия, и две Мировые Войны и всемирная глобализация, всё это и сформировало предпринимательскую культуру в её нынешнем виде.

Мировые войны привели к военизации производства, государство становилось крупнейшим заказчиком и потребителем, что усиливало его влияние на рынок. Для этого периода характерно такое явление, как формирование государственно-монополистического капитализма. И стоит заметить, что этот процесс проходил в США активнее, чем в странах Европы. [17, c. 426]. Экономика была в значительной степени ориентирована на военные нужды: США осуществляли поставки как для стран Антанты, так и Тройственному союзу.

Также активно развивались химическая и электротехническая отрасли. Например, объёмы производства серной кислоты в Германии выросло с 75 тыс. тонн в 1870 г. До 1,7 млн в 1913. Такие изменения в требовали большего количества квалифицированных кадров, а производства усложнялись, становились более многоступенчатыми.

Из-за повсеместной монополизации производства активное развитие получили различные международные сговоры предприятий с целью контроля рынка. В начале 20 века были заключены многие крупные соглашения: соглашение между немецким «Всеобщим электрическим обществом» и американской компанией «Дженерал Моторз», был образован международный картель торгового судоходства с «Международной компанией морской торговли» Моргана. Перед Первой Мировой войной только Германия участвовала в более, чем 100 международных соглашениях [17, c. 430]. Особое внимание стоит уделить тому факту, что предприятия новых отраслей, таких как наукоёмкая техническая, химическая – все они сразу же встали на путь монополизации, которая теперь была характерно не только для торговой индустрии, но и для других с полей деятельности.

Также в начале 20 века произошёл промышленный прорыв в Японии, которая благодаря грамотной политике и помощи других стран, достаточно быстро превратилась из отсталой аграрной империи в технологически развитую страну. Конечно, немалую роль в этом процессе сыграло формирование в Японии предпринимательского класса. Японское правительство отменило феодальные права князей и самураев, объявило свободу торговли и передвижения, отменило внутренние пошлины. Эти и многие другие социально-экономические преобразования создали благоприятные условия для возникновения частных предприятий и предопределили успешное развитие страны, несмотря на участие в кровопролитных войнах 20-го века. Из-за ведущей роли государства в индустриализации Японии, некоторые исследователи называют этот период её истории имперской модернизацией. [17, c. 432].


Также нельзя обойти стороной ещё одно неизвестное ранее человечеству явление – Великую депрессию. Так называют кризис перепроизводства, который происходил во временные рамки с 1929 до 1933. Наиболее заметный в США, он кардинально изменил представление людей об экономике. Если ранее предприниматели уделяли внимание в основном производству , его удешевлению, наращиванию количества продукции, теперь же стало ясно, что огромное значение для успешного функционирования предприятий необходим платежеспособный спрос. Предприятия становились банкротами, множество людей теряли работу, что в свою очередь ещё больше подрывало покупательскую способность. Проблему невозможно было решить без вмешательства государства. Были расширены возможности для экспорта, а также создано множество рабочих мест на государственных проектах, таким образом, усиление роли государства сыграло важную роль в дальнейшем процветании частных компаний.

На протяжении всего 20-го века нарастала всемирная экономическая интеграция. Всё начиналось с всевозможные таможенных союзов. Таких как основанный 1948 году союз Бельгии , Голландии и Люксенбурга под названием «Беллюкс», а в конечном итоге привело к образованию в 1993 году Европейского Союза. Теперь компании были вынуждены конкурировать не только с местными , но и с иностранным компаниями, национальная специализация стала ещё более выраженной, многие компании стали не только сбывать свои товары за рубеж, но и организовывать за рубежом своё производство, создавая новые рабочие места.

Также, начинаясь с профсоюзов, в 20-м веке получило широкое распространение движение за права человека, что сделало производство во всех экономических сферах более гуманным, а жизнь людей лучше.

В этот же период произошло окончательное разделение капиталистов – владельцев капитала - и наёмного менеджмента. Теперь это стало распространённой нормой, что повлекло за собой формирование корпоративной культуры – особых механизмов, призванных сохранить в компании те качества руководителей, которые были присущи руководителям-собственникам, но которые трудно воспроизвести наёмным менеджерам. [15, с. 109]

Из зарубежного опыта развития предпринимательства видно, что для создания частных компаний, обществу нужно располагать благоприятными для бизнеса условиями. Это должны быть как способствующие становления предпринимательства законы, отсутствие юридических преград, так и некоторые социальные особенности, которые делают предпринимательство более или менее успешным видом деятельности на данной территории.


Процесс формирования нужных условий был разным для разных стран. Где-то они образовались естественным образом из уже существующих этических норм, ценностей, как это произошло, например, в странах протестантской Европы. В других же странах, таких как Япония, эти условия были созданы с государственной помощью, так как естественно сформированные нормы не располагали к такому виду деятельности, а следовательно значительно затормаживали экономический рост.

Также из всего вышесказанного видно, что развитие определённых отраслей экономики значительно зависело от технического прогресса, следовательно и развитие и усложнение предпринимательства напрямую связано с прогрессом в науке и технологиях, что объясняет ориентированность современных компаний на будущее, инвестиции в образование и науку. В следующей главе будет представлен исторически путь предпринимательства в России и выявлены основные особенности этого пути.

История предпринимательства в России

Развитие предпринимательства от Древней Руси и до 20-го века

Русское предпринимательство до 19 века

Как и во всём мире, Предпринимательство в Древней Руси начиналось прежде всего с торговли. По её территории походил торговый путь «из варяг в греки», который имел колоссальное значение для развития Древней Руси, через него проходила её торговля с Северной Европой и Византией.

Как известно, города строятся на реках, в случае русской истории некоторые из этих городов, благодаря своему удачному расположению, могли иметь значительное могущество. Остальная территория была слишком разрозненна, население жило своей жизнью и лишь в торговых городах жизнь кипела. Там сосредоточались колоссальные объёмы торговли, проходили судна как с товарами из Руси, так и из других стран, что создавало огромные возможности для заработка как купцам, так и контролирующим эти земли князьям, которые не упускали возможности в военном походе использовать тот водный путь, что и для торговли, только везя уже не купленные, а забранные силой товары, как известно из сведений о походах русских князей на Византию. Торговля на Руси была настолько распространённым видом деятельности, что в ней принимали участие все слои общества, включая князей и бояр. Купцы и предприниматели на Руси не были отдельным сословием[8, с.25]. А первый торговый договор с Византией был заключён киевским князем Олегов в ходе военного похода ещё в 911 году.


В ходе русской истории купечество было целым социальным классом, на ряду с духовенством, крестьянством и дворянством. Классом, со временем получившим значительные привилегии и оформившимся в «третье сословие», идущее по степени своей привилегированности после дворянства и духовенства. Так что впоследствии купечество делилось на три гильдии в зависимости от размеров капитала , а купеческое звание могло передаваться по наследству, как это происходило и с другими сословиями. [9, с.27].

На Руси продавались такие товары как меха, мёд, различное сырьё. Также осуществлялась перепродажа Византийских и Европейских товаров, таким образом можно сказать, что предпринимательская деятельность на Руси сводилась к добыче природных богатств и особенно – к торговле и спекуляциям. Торговая ориентированность Руси и большие территории обусловила появление первых транспортных компаний [8, с.36]. Банковский бизнес и ростовщичество не имело на Руси больших перспектив в развитии, так как превышение ростовщиком определённой процентной ставки могло преследоваться законодательно[8, с.38]. А в истории были даже «еврейские погромы», такие как Киевское восстание 1113 года, которое было вызвано, как бы мы сейчас сказали, именно излишне высокими ставками по кредитам.

Первыми регулирующими законодательными актами были «Русская правда», сформулированная в 11 веке при Ярославе Мудром, затем «судебник» 1497 года. Но крупнейшим памятником русского феодального права является Соборное Уложение 1649 года, которое включало в себя 967 статей и 25 глав по направлениям: о суде, вотчинах, богохульниках и т.д.[7, с.44].

Для разрешения частных споров в России того времени существовали третейские суды, которые назначались по просьбе сторон. Соборным Уложением было установлено, что решение третейского суда обязательно для исполнения, также уложением предусматривался вопрос сервитутов, который постепенно оформился в теоретическую базу понятий частной собственности.

Промышленное производство в России претерпело значительные преобразования при Петре Первом. Если раньше производство товаров полностью лежало на плечах индивидуальных предпринимателей, теперь было дано развитие мануфактурам. Особенность возникновения российских мануфактур состоит в том, что их создание было инициировано государством, они выполняли государственные заказы, зачастую военной направленности. Также к промышленному предпринимательству привлекались наиболее богатые купцы, которым полагались ссуды от государства и всевозможные льготы. [17, c. 328]


Также при Петре задумываются важные правовые преобразования, например, начинается работа над новым Уложением, которое должно было быть кодифицировано по европейскому образцу, содержать четыре части: «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» , но после смерти Петра эти преобразования приостановились.[8, с.89].

Немаловажным был тот факт, что в 18 веке Россия получила выходы к Балтийскому и Чёрному морю, что расширило возможности для торговли, улучшив положение купечества. И хотя большую часть экспорта по-прежнему составляла сельско-хозяйственная продукция, благодаря развитию производства увеличивалась доля промышленных изделий, а протекционистская пошлинная политика защищала местную продукцию от конкурентов из других стран.

Отличительной особенностью развития предпринимательства в раннем периоде российской истории были преимущественное развитие именно торговой отрасли при слаборазвитой производственной, чаще всего сырьевой. Что привело к большой диспропорции экономического развития. Во-первых, отраслевой диспропорции, а во-вторых, территориальной, так как наибольшее развитие получали именно регионы, находящиеся на торговых путях. Также примечательно, что производственные предприятия создавались не свободными предпринимателями, а государством либо богатейшими купцами. Рабочая сила, используемая на таких предприятиях, часто была подневольной, можно сказать, развитие производства в России происходило засчёт незыблемости крепостных порядков.[17, c.329]. Значительная часть населения была крепостной, что сдерживало предпринимательский потенциал, а вместе с исторически сложившимся отсутствием ростовщической культуры делало почти невозможным появление на рынке новых игроков. Российское предпринимательство характеризовалось сильной зависимостью от государства, централизованным контролем с его стороны, а также использованием рабского труда крепостных, что в значительной степени отличало его от предпринимательства во многих других европейских странах.

Предпринимательство в России 19 века

Новый виток в истории русского предпринимательства произошёл с отменой крепостного права. Тогда освободилось множество творческих, предприимчивых людей, которые ранее были обязаны трудиться на своего барина, а теперь могли выбирать своё занятие сами. Часть из них могла открыть своё дело, а часть могла наняться в уже существующие компании, что способствовало росту новых организаций, но следует понимать, что этот процесс был во много осложнён тем, что в России напрочь отсутствовала культура предпринимательства [1, с.32]. Также стоит заметить, что для того, чтобы стать свободным, нужно было выкупиться, а далеко не все крестьяне могли и хотели сделать это сразу, в реальности наделы выкупалисьпрактически до конца 19 века. Тем не менее, отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений[13, с.15].