Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Определение предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всего можно выделить несколько важнеших характеристик предпринимательства:

- возможность предпринимателя брать на себя инициативу соединения факторов производства для создания товаров и услуг с целью получения прибыли;

- сам предприниматель является организатором производства и сам определяет тактику и стратегию поведения фирмы, принимает ответственность за их проведение;

- предприниматель является новатором, т.к. внедряет новые способы увеличения прибыли, он должен идти сознательно на риск ради достижения цели

- предприниматель должен обладать социальной ответственностью, то есть учитывать не только прибыль, но и другие последствия своей деятельности, как минимум - чтобы не нарушать закон, как максимум - иметь в виду последствия, не описанные законом

2. История предпринимательства за рубежом

2.1. Возникновение предпринимательства за рубежом

То, что мы сейчас называем предпринимательством, изначально зарождалось из натурального обмена. В ходе развития общества появилась хозяйственная специализация, разным субъектам в силу объективным причин лучше удавалось производство различных благ, таким образом было целесообразно организовать взаимный обмен этими благами – это и называется натуральным обменом.

Впоследствии натуральный обмен был заменён на товарно-денежный обмен, что было намного удобнее, так как теперь при желании получить какой-то конкретный продукт не нужно было искать того, кто был бы готов на прямой обмен, теперь можно было воспользоваться универсальным средством обращения – деньгами. Это было серьёзным прорывом, так как зачастую при натуральном обмене хозяйственникам приходилось менять свой товар на ненужный им во избежание, например, порчи своего собственного, обмен мог сильно замедлять и затрудняться, так как у разных товаров была различная «ходкость» [11, c. 178]. Помимо облегчения обмена между людьми, это нововведение создало условия для развития таких видов экономической деятельности как торговля и ростовщичество.

И если до середины 18 века жизнь коммерческих дельцов была относительно спокойной, преобладало индивидуальное производство, то позднее c ужесточением конкуренции особенно предприимчивые деятели организовали производства с наёмом рабочих, которые теперь уже продавали не свои произведённые товары, а свой труд. Владельцы значительных денежных запасов теперь одалживали деньги не столько в рост, сколько в будущее производство [5, c. 47].


Перспективы развития торговли также значительно расширились. И вместе с расширением торговых возможностей для различных производственных субъектов, торговые возможности расширились и для дельцов, занимающихся продажей рабов из менее развитых либо колонизированных стран, было распространено финансирование войн и использование рабского труда иноземных работников. Но и производства, использовавшие труд местных жителей также всё более и более ужесточали условия труда, что постепенно накаляло обстановку в обществе. Но следует помнить, что рабских труд использовался также и в странах со слабо развитой предпринимательской культурой, и пусть развитие капитализма и внесло свою лепту в завоевания и порабощения , но решающим фактором возможности рабского труда были именно нравы, согласно которым это было морально допустимо.

Есть мнение, что именно религия имела важнейшее значение в развитии предпринимательства. Протестантизм, который возник в противовес католицизму, создал новую модель этики, где главной ценностью стал упорный труд, а не накопление денег как осязаемого эквивалента божественной благодати. То есть в протестантских европейских странах были все культурные условия для развития в их жителях качеств, которые способствовали развитию коммерческого производства: трудолюбия, предприимчивости и инвестирования в будущее. Именно следование таким жизненным правилам обещало людям лучшую участь после смерти[5, с.98].

Поэтому современная историческая наука связывает значительное опережение протестантских европейских стран и США своих иноверных соседей в техническом прогрессе и благоприятной среде для предпринимательства именно с сформировавшейся в этих местах этикой. Дуглас Норт, известный идеолог новой институциональной теории, указывает в своей работе «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики», что сложившаяся в протестантских США политическая система сдержек и противовесов, а так же особенности прав собственности поощряли заключение долгосрочных контрактов, что положительно сказалось на дальнейшем экономическом росте и развитии предпринимательства, в то время как в католической Латинской Америке подобных предпосылок не было [16, c. 149]

Таким образом можно прийти к выводу, что решающими факторами, сделавшими возможным успешное развитие предпринимательства за рубежом были начало натурального обмена между субъектами, следующие за этим переход на товарно-денежные отношения и экономическая специализация, а так же формирование особой этики, ориентировавшей людей на упорный труд, инвестиции в будущее, а также становление устойчивый и понятных правил взаимодействия между людьми, что создавало благоприятные условия для развития предпринимательства, а также, говоря языком новой институциональной теории, снижало транзакционные издержки между различными субъектами рынка.


    1. Основные этапы развития предпринимательства за рубежом

Досредневековая история предпринимательства (приблизительно до 5 в н. э.)

В этот исторически период существовали различные виды экономической деятельности: как сельско-хозяйственные, так и ремесленные, так и торговые. Но развитость производства была невелика, а также отсутствовала необходимость усовершенствования этого производства, что было обусловлено наличием практически бесплатной рабочей силы (рабов), которые выполняли любую работу, не требующую особых навыков. В свою очередь в сферах, где требовалась какая-либо квалификация, преобладали индивидуальные предприниматели, которые сами же и являлись основными работниками на своих производствах. В силу несовершенства транспортных технологий, огромное значение для экономики имели именно торговые пути, а торговля была наиболее выгодным и масштабным видом предпринимательской деятельности. Наиболее экономически развитыми были именно населённые пункты, находящиеся на торговых путях. Например, значительное экономическое превосходство древнегреческой цивилизации над другими было обусловлено в первую очередь именно удобным расположением, которое обеспечивало колоссальные торговые обороты. Свидетельствами развитой торговли могут служить сохранившиеся до наших дней папирусы и глиняные дощечеки, содержащие записи о торговых сделках.

Наиболее активными купцами повсеместно признавались финикийцы и греки, что способствовало активному развитию предпринимательства на территориях, где проживали эти народы. В отличие от частной предпринимательской деятельности, торговля считалась функцией городов-полисо [12, с.67].

Впоследствии Рим продолжил традицию греков, основным видом предпринимательской деятельности всё так же оставалась торговля, но и и другие отрасти так же получили своё развитие. Например, помимо торговых предприятий, в Риме существовали и крупные по тем временам банковские учреждения, развивалась текстильная промышленность, предприятия по изготовлению кирпичей и посуды, рудники и плавильные мастерские. Тем не менее, в этот исторически период предпринимательство в основном было представлено торговыми предприятиями и предпринимателями, которые занимались торговлей, кредитованием и откупом налогов [9, с.38].

Предпринимательство в Средневековье (приблизительно 5-16 в н. э.)

В 4 веке н. э. произошёл раскол Римской империи, которая на тот момент была лидером в степени развитости предпринимательства, на две части: Восточную и Западную Римскую империю. Западная вскоре пала, а Восточная продолжила своё существования в виде Византии, которая уже не имела такого влияния, как некогда Римская империя, но всё же оставалась важным участником рынка. Бесспорным флагманом мировой торговли Запад стал вновь лишь в 18 веке. Во всём мире средневековое производство преимущественно было ремесленным и домашним и основывалось на ручном труде.


В этот период времени существовали как мелкие предприниматели, так и предприниматели, управляющие более крупными организациями. К мелким можно было отнести многочисленных купцов, торговцев, лавочников, которые вели дела преимущественно на своём местном рынке. К крупным предпринимателям можно было отнести членов ремесленных гильдий, цехов, а так же руководителей крупных торговых и банковых организаций[1, с.81].

Предприниматели использовали различные формы организации предприятий. В мелком предпринимательстве обычной формой являлось единоличное хозяйство. В более крупном были распространены товарищества.

На протяжении почти всего Средневековья основная часть торгового оборота приходилась мелких купцов. Инфраструктура была не слишком развита, так что их путешествия были сопряжены с определёнными трудностями, что создавала препятствия для качественного развития торговой отрасли, норма прибыли оставалась низкой. Но несмотря на это, именно мелкое купечество, разъезжающее со своим товаром по разным городам, было наиболее часто встречающимся типом предпринимателя, на котором во многом строилась средневековая экономика.[3, с.25].

Уже в середине 16 века в Англии началось активное развитие мануфактурного производства, что значительно повлияло на развитие предпринимательства в дальнейшем [17, c. 167].

Период Нового Времени (приблизительно 17-19 в )

С середины 16 века появляются акционерные общества. В 1600 была учреждена английская Ост-Индская компания, которая получила практически монопольное право на торговлю с Индией и Китаем, что давало ей 100% - 200% прибыли. [17, c. 171]. . В период с 1683 по 1692 годы английская компания выплатила своим владельцам 400% прибыли на вложенный капитал. Также примечательна голландская Ост-Индская компания, скупавшая за бесценок товарии из Японии и Океании, учреждённая чуть позже. Она была основана как постоянная организация, и имела уставной капитал с самого начала, тогда как у английской Ост-Индской компании он появился только в 1657 году[Error: Reference source not found, с.95]. За время существования Голландской Импении, на протяжении почти 200 лет, ее Ост-Индская компания, сотрудничая с Амстердамской биржей и Амстердамским банком, получала в среднем 16% прибыли в год на вложенный капитал[5, с.42].

Помимо значительных торговых привилегий, Ост-Индские компании имели и другие особенности: они могли чеканить собственные деньги, устанавливать собственные правила, содержать армию и флот, объявлять войны и подписывать мирные договоры.


Начиная с 1760 года в странах Западной Европы и США в производстве началось активное применение паровых двигателей, полным ходом шла промышленная революция, что дало новые возможности для развития производственным предпринимателям. Кроме того, появление парового двигателя повлекло за собой обрастание мира сетью железных дорог, что в корне преобразовало транспортную систему, удешевило и упросило транспортировку товаров, что положительно сказалось на сбыте товаров. Помимо этого, строительство железных дорог само по себе также требовало определённые затрат, создавало спрос на тяжёлое производство.

К 19 веку в промышленном производстве были широко распространены не только мелкие, но и средние производители, зачастую средние компании сотрудничали с единоличными ремесленниками и последним удавалось сохранить свою независимость. Надомная работа с давальческим сырьем с одинаковым успехом делалась как для фабрик, так и для независимых подрядчиков. В конечном итоге, технический прогресс, постоянный рост отрасли, рост конкуренции интенсифицировали все существующие формы организации производства[2, с.75].

Получило распространение массовое производство, задействующее на своих предприятиях намного большее количество работников, чем это было в прошлые времена. Например, к 1853 компания «Нью-Йоркская центральная железная дорога» уже имела 2500 акционеров, а в железнодорожной компании «Делавэр и Гудзон» работало 4200 человек. Это был невиданный ранее рост. Так, пусть в 1899 средняя численность занятых в американских промышленных фирмах составляла всего 22 человека, однако в компании «Карнеги стил» трудилось 40 тыс. человек. В середине 20 века компания «Дженерал моторз» сообщила, что на нее работают более 600 тыс. человек[1, с.24].

Несмотря на впечатляющий рост предпринимательства, долгосрочная политика развития предприятий в основном отсутствовала. Предприятия продолжали вести дела лишь в тех областях, где у них уже был успех, осваивать же новые поля деятельности, таким образом диверсифицировав свою деятельность, они не спешили, не смотря не то, что к тому времени уже были разработаны различные маркетинговые и финансовые методы, которые позволяли произвести экономически рывок, лишь единицы рисковали пробовать что-то новое. Тем временем государство на протяжении всего 19 века проводило постепенную либерализацию хозяйственного законодательства[11, с.43]. В начале столетия выдача грамоты о присвоении статуса корпорации и разрешения на ведение операций предполагала установление особых отношений с государством; такие грамоты и разрешения имели транспортные организации общего пользования, например компании по строительству и эксплуатации дорог и каналов.